Прочитайте текст и выполните задания 1, 2.
1) Господи, какой город!
2) Никогда еще он не видал ничего такого.
3), откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. 4)Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. 5) Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь — господи, кабы покушать!6) И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! 7) Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам.8) Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
9) Вот и опять улица, — ох какая широкая! 10) Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! 11) А это что? 12) Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. 13) Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! 14) Вот и музыка, сквозь стекло слышно. 15) Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. 16) И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. 17)Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. 18)Ух, как на него закричали и замахали! 19) Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. 20) Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. 21) Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. 22) Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. 23) И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! 24)Да что ж это опять такое? 25) Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! 26) Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, — только вот из-за стекла не слышно. 27) И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся.28) Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! 29)И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. 30) Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. 31) Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».
Задания:
1) Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Для текста характерно употребление восклицательных предложений.
2) Текст отличает подчеркнутая точность, информативность, однозначность высказываний.
3) Выразительность тексту придают лексические средства: сравнения («и совсем, как живые»), эпитеты: («хорошенькая девочка», «загнанные лошади»)
4) Основной функционально-смысловой тип речи – описание, что подтверждается обилием имен прилагательных.
5) Для текста характерна неоднородность синтаксического состава: наряду с простыми предложениями используются сложные и простые, осложненные однородными и обособленными членами предложения.
Ответ:
2) Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении. Запишите это местоимение.
3) Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в седьмом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
РЫХЛЫЙ,-ая,-ое; рыхла, рыхло.
1) Неплотный, рассыпчатый, мягкий. Рыхлый снег.
2) Разг. Дряблый. Потерявший упругость. Рыхлое тело. Рыхлое лицо бабушки затряслось от негодования.
3)перен. Лишенный энергии, способности к действию.; безвольный, бесхарактерный. Это была натура рыхлая, ленивая до полного равнодушия к себе и плывшая по течению неизвестно куда и зачем. (Чехов)
Задание 22.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Блюститель порядка остановился, чтобы помочь мальчику
2) Барыня угостила мальчика пирогом.
3) Большой злой мальчик обидел маленького, сорвав с его головы картуз.
4) Мальчик рассматривал двух куколок, разодетых в красные и зеленые платьица.
5) Мальчик уронил копеечку, и она покатилась по лестничным ступенькам.
23. Какие из утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 25-26 представлено рассуждение.
2) Предложение 31 содержит следствие того, о чем говорится в 30.
3) В предложениях 30-31 содержится повествование.
4) В предложении 28 указана причина того, о чем говорится в предложении 27
5) В предложениях 7-8 представлено описание.
24. Из предложения 12 выпишите контекстуальные синонимы.
25. Среди предложений 20-26 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения.
26. В каждом романе Ф.М. Достоевского есть герои-дети. В рассказе «Мальчик у Христа на ёлке» он показывает трагическую судьбу мальчика. Чтобы вызвать у читателя чувство сострадания, ответственности за происходящее в мире, автор использует лексические средства выразительности: (А)______(«больно пошевелить» в предложении 15,«стало одиноко и жутко» в предложении 23. Эмоциональность текста создается такими синтаксическими средствами выразительности, как (Б)_____( в предложениях 1, 10, 18, 20). Впечатление мальчика, рассматривающего куколок, усиливает синтаксическое средство выразительности (В)____ в предложении 25. Настроение мальчика также передает лексическое средство выразительности (Г)____в предложении 23.
Список терминов:
1) Синтаксический параллелизм
2) Метафора
3) Олицетворение
4) Фразеологизм
5) Восклицательные предложения
6)Сравнение
7) Антонимы
8) Эпитет
Ответ: А Б В Г
Задания типа ЕГЭ по рассказу
Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»