Обще-учебные действия | - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - знаково-символическое моделирование; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - умение адекватно, подробно сжато выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). | Самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели на уроках (занятиях). Осуществляет поиск и выделение необходимой информации, расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Делает предварительный анализ текста задачи, переводит текст на знаково-символический язык (вещи или графики). Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач. Строит модели и схемы, работает с моделью и схемой, соотносит результаты, полученные на модели и схеме, с реальностью (текстом). Проводит наблюдения и эксперимент под руководством учителя. Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Умеет структурировать материал; обсуждать, объяснять, доказывать, защищать результаты, готовить, планировать сообщение о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих процесс исследования, его средства и результаты); умеет давать оценку полученных результатов и применять их к новым ситуациям. Умеет составлять вопросы к тексту, план, граф-схему, тезизы, сводные таблицы, комментировать текст и логически запоминать учебную информацию. Умеет отвечать на контрольные вопросы; делать реферативный пересказ, аннотирование, комментирование учебных текстов; Умеет составлять сводные таблицы, рефераты и доклады по нескольким источникам. Умеет определять главную тему, общую цель или назначения текста; умеет выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т.д. Уметь находить информацию: пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе. Уметь оценивать содержание текста и его форму. Умеет работать с метафорами — понимает переносный смысл выражений (метафор), понимает и употребляет обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. | Отсутствует самостоятельность в учебной деятельности | Задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; на сериацию, сравнение, оценивание; на проведение эмпирического исследования; на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение (Формирование УУД в основной школе, 2010, с. 93-102) | Задание: «Заполнить таблицу» Тема урока: «Повторение по теме «Имя существительное» - Заполните таблицу «Способы образования имён существительных» примерами. Объясните графически выделенные орфограммы. Каменщик, крольчонок, конвертик, газопроводчик, отголосок, брусничка, подстаканник, красноречие, домовладелец, пригород, подстанция. Способы образования | Примеры | Приставочный | | Суффиксальный | | Приставочно-суффиксальный | | Сложное слово с соединительной гласной | | |