СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы экологических отношений.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест можно использовать в профильных классах для тематического контроля, для подготовки к ЕГЭ. Два варианта. Удадив некоторые вопросы его можно использовать для тематического контроля в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Типы экологических отношений.»

Тест по теме «Типы экологических взаимодействий» (1 вариант)


1. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

а) протокооперацией; б) паразитизмом; в) комменсализмом; г) аменсализмом.

2. Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:

а) хищничеством; б) симбиозом; в) аменсализмом; г) паразитизмом.

3. Конкурентные отношения характеризуются:

а) поеданием одних видов другими; б) использованием одним видом продуктов жизнедеятельности другого; в) ослаблением межвидовой борьбы за существование;

г) взаимным угнетением двух или нескольких видов.

4. Мутуализмом называют отношения между видами, при которых:

а) один вид извлекает пользу, а другому эти отношения безраз­личны; б) виды взаимно угнетают друг друга; в) оба вида извлекают из взаимодействия пользу; г) один вид получает пользу, а другой - вред.

5. Если рыба горчак откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска, это пример:

а) взаимополезных отношений; б) полезно-нейтральных отношений;

в) полезно-вредных отношений; г) взаимовредных отношений.

6. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

а) хищничества; б) паразитизма; в) комменсализма; г) симбиоза

7. Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:

а) симпатрией; б) протокооперацией; в) квартирантством; г) акклиматизацией

8. Нахлебничество – потребление остатков пищи за каким-то организмом (песцы в тундре следуют за медведем и доедают остатки его пищи). Данная форма взаимоотношений называется:

а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.

9. Конкурентные отношения в водоёме складываются между:

а) прудовиком и прудовой лягушкой; б) окунем и щукой; в) карпом и водорослями;

г) плотвой и ручейником.

10. Выберите три ответа. Конкурентные отношения могут складываться между:

а) елью и светолюбивыми травами; б) грибом и водорослью в лишайнике; в) львами и гиенами; г) лисами и ласками; д) черным дроздом и певчим дроздом; е) раком-отшельником и актинией.

11. Установите соответствие между организмами и типом взаимоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Организмы

Типы взаимоотношений

А) клоп-черепашка — пшеница

Б) крот — дождевой червь

В) блоха — крыса

Г) синий кит — криль

Д) божья коровка — тля

Е) лисица — эхинококк

1. хищник - жертва

2. паразит - хозяин


12. Установите соответствие между типами взаимоотношений и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

А) лось — белка
Б) клёст — мышь
В) шмель — клевер
Г) пингвин — белый медведь
Д) рак-отшельник — актиния
Е) носорог — воловьи птицы

1. симбиоз
2. нейтрализм

13. Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.

ПРИМЕРЫ

ТИП ОТНОШЕНИЙ

A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых

Б) акула и рыба-прилипало

B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях

Г) бактерии в организме человека и животных

Д) клубеньковые бактерии

Е) микориза

1. симбиоз

2. комменсализм

14. Выберите правильные суждения.

а) Внутривидовые отношения – механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.

б) Межвидовая конкуренция играет важную роль в формировании природного сообщества.

в) Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.

г) Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух родственных видов.

д) Территориальное поведение у животных – способ регуляции численности популяции.

15. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Лишайники представляют собой комплексные организмы, т. к. их тело состоит из гриба и водоросли. 2. Отношения водоросли и гриба в лишайнике носят симбиотический характер. 3. Водоросль обеспечивает гриб водой, а гриб предоставляет ей органические вещества. 4. Лишайники очень неприхотливы и могут расти в самых загрязненных районах. 5. Таллом лишайников может быть накипным, листоватым и кустистым. 6. Лишайники характеризу­ются быстрым ростом.

16. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяций голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?




























 

Тест по теме «Типы экологических взаимодействий» (2 вариант)


1. Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

а) комменсализмом; б) мутуализмом; в) протокооперацией; г) нейтрализмом.

2. Отношения, при которых один вид использует другой в качестве источника пищи и среды жизни, называются:

а) паразитизмом; б) хищничеством; в) конкуренцией; г) нейтрализмом

3. Отношения «паразит – хозяин» состоят в том, что паразит:

а) не оказывает существенного влияния на хозяина; б) всегда приводит хозяина к смерти;

в) приносит определенную пользу хозяину; г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.

4 . Хищники в природном сообществе:

а) уничтожают популяцию жертв; б) способствуют росту популяции жертв; в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность; г) не влияют на численность популяции жертв.

5. Некоторые грибы растут на корнях определенных видов деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:

а) паразитизмом; б) комменсализмом; в) симбиозом; г) сапрофитизмом

6. Отношения термитов и живущих в их кишечнике жгути­ковых простейших служат примером симбиоза, так как:

а)жгутиковые и термиты борются за одну и ту же пищу; б) жгутиковые питаются тканями и клетками термитов; в) жгутиковые помогают термитам усваивать клетчатку,

г) жгутиковые служат пищей для термитов.

7. Взаимоотношения дерева и гриба-трутовика являются примером:

а)комменсализма; б) симбиоза; в) конкуренции; г) паразитизма.

8. Сотрапезничество – потребление разных веществ одного и того же ресурса (взаимоотношения между почвенными бактериями, перерабатывающими растительные остатки до минеральных солей, и высшими растениями, которые используют образовавшиеся при этом минеральные соли). Данная форма взаимоотношений называется:

а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.

9. Между лаской и горностаем наблюдается конкуренция, так как они:

а) относятся к семейству куньих; б) имеют примерно одинаковое число потомков;

в) питаются сходной пищей; г) являются теплокровными животными

10. Выберите три ответа. Примерами симбиотических отношений являются:

а) гриб трутовик и береза; б) росянка и насекомые; в) клубеньковые бактерии и бобовые растения; г) целлюлозоразрушающие бактерии и растительноядные животные;

д) каннибализм у хищных рыб; е) актиния и рак-отшельник

11. Установите соответствие между типами экологических отношений и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ

А) водоросль и гриб в лишайнике

Б) грибы и корни деревьев

культурные растения и сорняки

Г) саженцы сосны и ели в смешанных посадках

Д) щука и окунь

Е) термиты и жгутиковые простейшие

1.симбиоз

2. конкуренция

12. Установите соответствие между типами взаимоотношений и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

А) белка — куница
Б) акула — рыба-прилипала
В) божья коровка — тля
Г) лев — гиена
Д) медуза — мальки рыб
Е) ястреб — гадюка

1. комменсализм
2. хищничество

13. Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 ОРГАНИЗМЫ

ТИП ОТНОШЕНИЙ

A) жук-плавунец и малёк рыбы

Б) щука и карась

В) человек и чесоточный зудень   

Г) лисица и мышь

Д) свинья и свиной цепень

Е) бактерия и бактериофаг

1. паразит — хозяин

2. хищник — жертва

14. Выберите правильные суждения:

а) Организмы двух видов одинаково реагируют на повышение плотности их популяции.

б) Конкуренция не является формой биотических взаимоотношений.

в) Конкурентные взаимоотношения, как правило, полезны для обоих организмов.

г) Самоизреживание у елей – это пример межвидовой конкуренции.

д) Примером внутривидовой конкуренции являются взаимоотношения между волками в стае.

15. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Все представители типа плоские черви ведут паразитический образ жизни. 2. Бычьего цепня относят к ленточным червям. 3. Тело бычьего цепня имеет членистое строение. 4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система и он активно питается. 5. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.

16. Обыкновенная лисица регулирует численность лесных мышевидных грызунов. Как изменится состояние обитателей лесного биоценоза при полном истреблении или резком сокращении численности лисиц?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!