Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бирюковская основная общеобразовательная школа»
Открытый урок
по химии 8 класс
«Реакции обмена»
учитель Вертикова И. В.
2014 год
Предмет: Химия
Класс: 8
Автор УМК: Габриелян О. С.
Тема урока: "Типы химических реакций. Реакции обмена."
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательная- актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, классификации веществ, номенклатуре основных классов неорганических соединений, введение понятия о реакциях обмена, их значимости в повседневной жизни человека.
Развивающая – развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.
Воспитательная-формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.
Задачи:
1) обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.
2) сформировать комплекс общеучебных познавательных умений - логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
3)совершенствовать коммуникативные и организационные умения (правильное использование химической терминологии и символики, потребности вести диалог, выслушивать оппонента, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения).
Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Изменения, происходящие с веществами», является последним из типов химических реакций, изучаемых в этом разделе.
Планируемые результаты:
урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:
1) Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
2) Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.
3) Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
4) Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Форма учебного процесса: классный урок.
Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, демонстрационное оборудование (штатив с пробирками, пробиркодержатель, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата меди, карбоната кальция, индикатор)
Хронометраж урока:
Организационный момент ……………………………… 1 мин.
Актуализация опорных знаний …………………………10 мин.
Мотивация учебной деятельности …………………….5 мин.
Изучение нового материала …………………………….. 15 мин. (физкультминутка)
Первичное закрепление знаний ………………………… 10 мин.
Рефлексия ………………………………………………….2 мин.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании …………………….. 2 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент.(1 мин)
Приветствие.
Мы – умные, мы – дружные,
Мы – внимательные, мы – старательные,
Мы отлично учимся, всё у нас получится!
II. Актуализация опорных знаний (10 мин)
1.Вставьте пропущенное слово:
Реакции, в результате которых сложное вещество разлагается на несколько других, более простых веществ, называются реакциями ….
Реакции между простым и сложным веществом, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества, называются реакциями ….
Реакции, в которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество, называются реакциями….
2.Соотнесите типы химических реакций и схемы реакций:
1 вариант | 2 вариант |
1. соединения | А. Fe + O2 → FeO | 1. соединения | А. CuO + Al → Al2O3 + Cu |
2. разложения | Б. PbCl2 + Zn→ Pb + ZnCl2 | 2. разложения | Б. N2 + O2 → NO |
3. замещения | В. Fe + HCl → FeCl2 + H2 | 3. замещения | В. MgCO3 → MgO + CO2 |
| Г. H2O → H2 + O2 | | Г. Li + N2 → Li3N |
| Д. SO2 + H2O → H2SO3 | | Д. Zn + HCl → ZnCl2 + H2 |
| Е. KNO3 → KNO2 + O2 | | Е. Al(OH)3 →Al2O3 + H2O |
Напишите уравнения реакций и расставьте коэффициенты.
3.Запишите уравнения следующих реакций
Хлорид меди(II) + алюминий→хлорид алюминия +медь
Кальций + кислород→ оксид кальция
Гидроксид алюминия → оксид алюминия + вода
Расставьте коэффициенты
III. Мотивация учебной деятельности
1) 2HgO = 2Hg + O2
2) CaCO3 = CaO + CO2
3) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4
4) CuO + H2 = Cu + H2O
5) 2H2 + O2 = 2H2O
6) H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O
7) BaO + SO2 = BaSO3
Определите тип химических реакций, уравнения которых здесь записаны. Все ли вы реакции смогли отнести к какому –либо типу.
Какое уравнение осталось?
Обратили вы внимание на состав веществ?
Что происходит во втором случае? (обмен составными частями)
Совершенно верно происходит обмен.
Сформулируйте тему урока?
Записать тему урока в тетради.
IV. Изучение нового материала.
Попробуйте сформулировать определение реакций обмена? Если вы испытываете затруднения, обратитесь к тексту параграфа 32 на с. 165.
(записать в тетрадь)
Проведём с вами небольшой эксперимент.
А теперь уберем учебники и тетради на край стола, пододвинем лотки с реактивами и выполним аналогичный опыт на местах.
Но сначала мы вспомним правила техники безопасности.
Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе — будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
Всякое в опыте может случиться,
Внимательным будь и не оплошай.
Тебе всегда поможет учитель,
Паники только не допускай!
Демонстрационный опыт №1
«Взаимодействие соляной кислоты с карбонатом кальция».
К какому классу соединений относится карбонат кальция?
Назвать признак химической реакции? (выделение пузырьков газа). Какой это газ?
Записать уравнение химической реакции (1 обучающийся у доски, остальные в тетради).
Как мы обозначим выделение газа?
Демонстрационный опыт №2
«Взаимодействие раствора гидроксида натрия с сульфатом меди».
Каким был раствор сульфата меди? Что произошло после того, как добавили раствор гидроксида натрия
Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции, назовите образовавшиеся соединения:
CuSO4 + NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4
По какому признаку вы определили, что протекает химическая реакция? (образовался осадок голубого цвета)
Записать уравнение химической реакции на доске.
Демонстрационный опыт №3
Взаимодействие соляной кислоты с раствором гидроксида натрия в присутствии индикатора – фенолфталеина.
ИНДИКАТОРЫ (от лат. indicator – указатель) – вещества, позволяющие следить за составом среды или за протеканием химической реакции.
Какие изменения мы видим? Как изменилась среда раствора?
HCl+NaOH→NaCl + H2O
Подведем итог: в каких случаях химические реакции идут до конца?
Физкультминутка
Если выделится газ-
Это раз;
И получится вода -
Это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок", - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик "правила обмена"
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок –
Вот тогда порядок!
Давайте подумаем!!! Где в быту мы встречаемся с реакциями обмена?
(Взаимодействие уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия)
Разрыхлители теста.
Определение качества воды.
Устранение жесткости воды.
Определение качества продуктов питания.
Определение массовой доли уксусной кислоты в ее растворе.
И это далеко не полный перечень областей применения реакций обмена. Т.Е сделайте вывод: жизнь современного человека немыслима без реакций обмена!!!
Показать:
Если к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида калия, то никаких признаков реакции не будет – реакция не идет, так как в результате ее не образуется ни осадка, ни газа, ни воды:
NaCl + KOH = NaOH+KCL
Для того чтобы знать какие реакции идут до конца, а какие нет, нужно обратиться к таблице растворимости , которая находится на форзаце учебника ( по вертикали располагаются анионы, а в горизонтальной строке располагаются катионы) – реакция идет лишь в том случае, если образуется осадок или газ. И NaOH и КСl растворимы, следовательно реакция не протекает до конца).
Какие из реакций обмена будут протекать до конца?
BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCl
Cu(NO3)2 + NaCl→CuCl2+NaNO3
Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3
FeCl3 + 3NaOH →3NaCl + Fe(OH)3
А чтобы узнать какие реакции будут протекать до конца, мы воспользуемся таблицей растворимости гидроксидов и солей в воде. Эта таблица находится на форзаце учебника.
V. Закрепление изученного материала.
Игра «Что лишнее?»
1. 2Н2 + О2 = 2Н2О 3. NaOH + HCl = NaCl + H2O
СаО + СО2 = СаСО3 Zn(OH)2 = ZnO +H2O
СuО + Н2 = Cu + Н2О 2H2O = 2H2 + O2
2. MgCO3 = MgO + CO2 4. CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 CuSO4 +Zn = ZnSO4 + Cu
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 NaOH + HCl = NaCl + H2O
Задание на «3» «Синяя снежинка». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.
Уравнение реакции | Тип химической реакции |
а) Al + Cr2O3 — Al2O3 + Cr | |
б) Li + N2 — Li3N | |
в) K2S + CuCl2 — CuS + KCl | |
г) N2O — N2 + O2 | |
| |
Задание на «4» «Голубая снежинка». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.
Уравнение реакции | Тип химической реакции |
а) Ca + Cl2 — .......... | |
б) HNO3 + Cu(OH) 2 — .......... | |
в) Mg + FeCl3 — .......... | |
г) NaCl — .................. | |
Задание на «5» «Белая снежинка». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций
Уравнение реакции | Тип химической реакции |
а) Mg + O2 — .......... | |
б) Fe3O4 + Al — .......... | |
в) H3PO4 + HCl — .......... | |
г) Ba(OH)2 + H2SO4 — .......... | |
д) H2O — ............... | |
Учитель. Кто желает у доски выполнить задания?
Желающие работают у доски, остальные на своих местах пишут уравнения в схеме-конспекте.
Задание «Крестики-нолики». За 30 с необходимо найти выигрышный путь, состоящий из уравнений реакций замещения
Fe2O3 + 3H2 = 3H2O + 2Fe | 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3 | 4AgNO3 = 2Ag2O + 4NO2 + O2 |
Cl2 + 2KI = 2KCl + I2 | Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2NaCl | 2Zn + O2 = 2ZnO |
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2 | Cu(OH)2 = CuO + H2O | 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2 |
Итоги урока: сегодня на уроке мы с вами изучили новый тип реакции – реакции обмена.
Провели лабораторную работу.
Сформулировали правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.
VI. Рефлексия
Дети, подведите итоги сегодняшней работы, начните словами: «Я сегодня на уроке узнал…» или «Я сегодня научился…»
Домашнее задание
обязательное: прочитать §32, задание № 1 на стр. 167;
дополнительное: задание № 2 на стр. 168;
творческое: подготовить сообщение или презентацию на тему «Реакции обмена в быту».
Сейчас прозвенит долгожданный звонок.
Увы, но к концу подошел наш урок.
Прошу, уберите рабочее место.
Давайте без слов, и пожалуй, без жестов.
А я благодарность вам всем объявляю,
Проверив работы, в журнал выставляю
Отметки все ваши, надеюсь привычно
Что будут они «хорошо» и «отлично»
Большое спасибо я вам говорю
Мы цели достигли. Благодарю!
Самоанализ урока
по химии 8 класс
Типы химических реакций. Реакции обмена
Учитель Вертикова И. В.
2014 год
Урок разработан в соответствии с рабочей программой по химии.
Автор учебника О. С. Габриелян.
Тема урока: Типы химических реакций. Реакции обмена.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательная- актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, классификации веществ, номенклатуре основных классов неорганических соединений, введение понятия о реакциях обмена, их значимости в повседневной жизни человека.
Развивающая – развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.
Воспитательная-формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.
Задачи:
1) обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.
2) сформировать комплекс общеучебных познавательных умений - логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
3)совершенствовать коммуникативные и организационные умения (правильное использование химической терминологии и символики, потребности вести диалог, выслушивать оппонента, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения).
Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Изменения, происходящие с веществами», является последним из типов химических реакций, изучаемых в этом разделе.
Методы применяемые на уроке: словесный, проблемно-поисковый, наглядный.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, демонстрационное оборудование (штатив с пробирками, пробиркодержатель, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата меди, карбоната кальция, индикатор)
Формы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово, изложение вопросов, связанных с типами химических реакций, мультимедийная презентация, работа с учебником, рефлексия.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, наглядность, доступность.
На уроке формировались следующие компетентности: исследовательская, информационная, коммуникативная.
Урок состоял из следующих этапов:
Этап мотивации: здесь я эмоционально настроила ребят на предстоящий урок, к активному и сознательному усвоению материала, используя девиз.
Актуализация опорных знаний проходила поэтапно с нарастающей степенью самостоятельности: а) выполнение заданий с проговариванием во внешней речи; б) работа в группах; в) самостоятельное выполнение химических реакций.
Переход к изучению нового материала проходил в форме записи уравнений, где учащиеся должны определить известные типы химических реакций, и среди них было уравнение с неизвестным типом реакции. Вместе с учащимися мы сформулировали тему урока и цели урока.
Усвоение содержания нового материала было построении таким образом, чтобы с помощью эксперимента учащиеся самостоятельно определили в каких случаях реакции обмена идут до конца. Организованная работа в группах развила навыки сотрудничества и совместного поиска решения поставленных задач. Посильность, доступность, открытость, актуальность рассматриваемых вопросов сформировали на уроке положительную мотивацию к учению. Организовывалась обратная связь учитель – ученик. Дети самостоятельно писали уравнения реакции и расставляли коэффициенты.
На этапе закрепления была предложена игра «что лишнее, крестики-нолики», были предложены задания разного уровня сложности.
Самостоятельно сформулировали итог урока.
На этапе рефлексии оценили свою работу с помощью жетонов и ответили на вопросы «Что узнали на уроке…», «Что понравилось на уроке…».
На дом были предложены задания дифференцированного характера, что способствовало развитию творческих навыков и учету личностных особенностей учащихся.
Планируемые результаты:
урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:
1) Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
2) Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.
3) Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
4) Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Все этапы были взаимосвязаны между собой. Поставленные задачи выполнены полностью.