СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы химических реакци. Реакции обмена

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:     комбинированный

Предмет:           Химия

Класс:               8

Автор УМК:     Габриелян О. С.

Просмотр содержимого документа
«Типы химических реакци. Реакции обмена»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бирюковская основная общеобразовательная школа»









Открытый урок

по химии 8 класс

«Реакции обмена»











учитель Вертикова И. В.

















2014 год



Предмет: Химия

Класс: 8

Автор УМК: Габриелян О. С.

Тема урока: "Типы химических реакций. Реакции обмена."

Тип урока: комбинированный


Цели урока:


Образовательная- актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, классификации веществ, номенклатуре основных классов неорганических соединений, введение понятия о реакциях обмена, их значимости в повседневной жизни человека.


Развивающая – развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.


Воспитательная-формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.

Задачи:

1) обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.

2) сформировать комплекс общеучебных познавательных умений - логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.


3)совершенствовать коммуникативные и организационные умения (правильное использование химической терминологии и символики, потребности вести диалог, выслушивать оппонента, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения).


Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Изменения, происходящие с веществами», является последним из типов химических реакций, изучаемых в этом разделе.






Планируемые результаты:


урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:


1) Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.


2) Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.


3) Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.


4) Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Форма учебного процесса: классный урок.


Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, демонстрационное оборудование (штатив с пробирками, пробиркодержатель, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата меди, карбоната кальция, индикатор)


Хронометраж урока:

  • Организационный момент ……………………………… 1 мин.

  • Актуализация опорных знаний …………………………10 мин.

  • Мотивация учебной деятельности …………………….5 мин.

  • Изучение нового материала …………………………….. 15 мин. (физкультминутка)

  • Первичное закрепление знаний ………………………… 10 мин.

  • Рефлексия ………………………………………………….2 мин.

  • Подведение итогов урока.

  • Информация о домашнем задании …………………….. 2 мин.




Ход урока.

I. Организационный момент.(1 мин)

Приветствие.

Мы – умные, мы – дружные,

Мы – внимательные, мы – старательные,

Мы отлично учимся, всё у нас получится!

II. Актуализация опорных знаний (10 мин)


1.Вставьте пропущенное слово:

Реакции, в результате которых сложное вещество разлагается на несколько других, более простых веществ, называются реакциями ….

Реакции между простым и сложным веществом, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества, называются реакциями ….

Реакции, в которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество, называются реакциями….

2.Соотнесите типы химических реакций и схемы реакций:

1 вариант

2 вариант

1. соединения

А. Fe + O2 → FeO

1. соединения

АCuO + Al → Al2O3 + Cu

2. разложения

Б. PbCl2 + Zn→ Pb + ZnCl2

2. разложения

Б. N2 + O2 → NO

3. замещения

ВFe + HCl → FeCl2 + H2

3. замещения

В. MgCO3 → MgO + CO2

 

Г. H2O → H2 + O2

 

Г. Li + N2 → Li3N

 

Д. SO2 + H2O → H2SO3

 

Д. Zn + HCl → ZnCl2 + H2

 

Е. KNO3 → KNO2 + O2

 

Е. Al(OH)3 →Al2O3 + H2O



Напишите уравнения реакций и расставьте коэффициенты.



3.Запишите уравнения следующих реакций

Хлорид меди(II) + алюминий→хлорид алюминия +медь

Кальций + кислород→ оксид кальция

Гидроксид алюминия → оксид алюминия + вода

Расставьте коэффициенты

III. Мотивация учебной деятельности


1) 2HgO = 2Hg + O2

2) CaCO3 = CaO + CO2

3) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4

4) CuO + H2 = Cu + H2O

5) 2H2 + O2 = 2H2O

6) H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O

7) BaO + SO2 = BaSO3


Определите тип химических реакций, уравнения которых здесь записаны. Все ли вы реакции смогли отнести к какому –либо типу.

Какое уравнение осталось?

Обратили вы внимание на состав веществ?

Что происходит во втором случае? (обмен составными частями)

Совершенно верно происходит обмен.

Сформулируйте тему урока?

Записать тему урока в тетради.


IV. Изучение нового материала.

Попробуйте сформулировать определение реакций обмена? Если вы испытываете затруднения, обратитесь к тексту параграфа 32 на с. 165.

(записать в тетрадь)

Проведём с вами небольшой эксперимент.

А теперь уберем учебники и тетради на край стола, пододвинем лотки с реактивами и выполним аналогичный опыт на местах.

Но сначала мы вспомним правила техники безопасности.



Не спеши хватать пробирку,

А инструкцию читай.

Убедись, что ты все понял,

Вот тогда и начинай.

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.

Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе — будто мармелад.

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.

Всякое в опыте может случиться,

Внимательным будь и не оплошай.

Тебе всегда поможет учитель,

Паники только не допускай!



Демонстрационный опыт №1

«Взаимодействие соляной кислоты с карбонатом кальция».

К какому классу соединений относится карбонат кальция?

Назвать признак химической реакции? (выделение пузырьков газа). Какой это газ?

Записать уравнение химической реакции (1 обучающийся у доски, остальные в тетради).

Как мы обозначим выделение газа?

Демонстрационный опыт №2

«Взаимодействие раствора гидроксида натрия с сульфатом меди».



Каким был раствор сульфата меди? Что произошло после того, как добавили раствор гидроксида натрия

Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции, назовите образовавшиеся соединения:

CuSO4 + NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4

По какому признаку вы определили, что протекает химическая реакция? (образовался осадок голубого цвета)

Записать уравнение химической реакции на доске.

Демонстрационный опыт №3

Взаимодействие соляной кислоты с раствором гидроксида натрия в присутствии индикатора – фенолфталеина.

ИНДИКАТОРЫ (от лат. indicator – указатель) – вещества, позволяющие следить за составом среды или за протеканием химической реакции.

Какие изменения мы видим? Как изменилась среда раствора?

HCl+NaOH→NaCl + H2O



Подведем итог: в каких случаях химические реакции идут до конца?

Физкультминутка

Если выделится газ-

Это раз;

И получится вода -

Это два;

А еще - нерастворимый

Осаждается продукт…

"Есть осадок", - говорим мы.

Это третий важный пункт.

Химик "правила обмена"

Не забудет никогда:

В результате - непременно

Будет газ или вода,

Выпадет осадок –

Вот тогда порядок!


Давайте подумаем!!! Где в быту мы встречаемся с реакциями обмена?

(Взаимодействие уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия)


  • Разрыхлители теста.

  • Определение качества воды.

  • Устранение жесткости воды.

  • Определение качества продуктов питания.

  • Определение массовой доли уксусной кислоты в ее растворе.


И это далеко не полный перечень областей применения реакций обмена. Т.Е сделайте вывод: жизнь современного человека немыслима без реакций обмена!!!


Показать:

Если к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида калия, то никаких признаков реакции не будет – реакция не идет, так как в результате ее не образуется ни осадка, ни газа, ни воды:

NaCl + KOH = NaOH+KCL

Для того чтобы знать какие реакции идут до конца, а какие нет, нужно обратиться к таблице растворимости , которая находится на форзаце учебника ( по вертикали располагаются анионы, а в горизонтальной строке располагаются катионы) – реакция идет лишь в том случае, если образуется осадок или газ. И NaOH и КСl растворимы, следовательно реакция не протекает до конца).


Какие из реакций обмена будут протекать до конца?

BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCl

Cu(NO3)2 + NaCl→CuCl2+NaNO3

Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3

FeCl3 + 3NaOH →3NaCl + Fe(OH)3

А чтобы узнать какие реакции будут протекать до конца, мы воспользуемся таблицей растворимости гидроксидов и солей в воде. Эта таблица находится на форзаце учебника.




V. Закрепление изученного материала.

Игра «Что лишнее?»
1. 2Н2  +  О2 =  2Н2О                            3. NaOH + HCl = NaCl + H2O
СаО + СО2 = СаСО3                             Zn(OH)2 = ZnO +H2O
СuО + Н2 = Cu + Н2О                           2H2O = 2H2 + O2

2. MgCO3 = MgO + CO2                      4.  CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2                      CuSO4 +Zn = ZnSO4 + Cu
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2                  NaOH + HCl = NaCl + H2O

Задание на «3» «Синяя снежинка». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.



Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + Cr2O3 — Al2O3 + Cr

 

б) Li + N2 — Li3N

 

в) K2S + CuCl2 — CuS  + KCl

 

г) N2O — N2 + O2

 





Задание на «4» «Голубая снежинка». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.



Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Ca + Cl2 — ..........

 

б) HNO3 + Cu(OH) 2 — ..........

 

в) Mg + FeCl3 — ..........

 

г) NaCl — ..................

 









Задание на «5» «Белая снежинка». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций 



Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Mg + O2 — ..........

 

б) Fe3O4 + Al — ..........

 

в) H3PO4 + HCl — ..........

 

г) Ba(OH)2 + H2SO4 — ..........

 

д) H2O — ...............

 

 

Учитель. Кто желает у доски выполнить задания?

Желающие работают у доски, остальные на своих местах пишут уравнения в схеме-конспекте.

Задание «Крестики-нолики». За 30 с необходимо найти выигрышный путь, состоящий из уравнений реакций замещения



Fe2O3 + 3H2 = 3H2O + 2Fe

4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3

4AgNO3 = 2Ag2O + 4NO2 + O2

Cl2 + 2KI = 2KCl + I2

Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4  + 2NaCl

2Zn + O2 = 2ZnO

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

Cu(OH)2 = CuO + H2O

2HCl + Zn = ZnCl2 + H2



Итоги урока: сегодня на уроке мы с вами изучили новый тип реакции – реакции обмена.

Провели лабораторную работу.

Сформулировали правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.


VI. Рефлексия

Дети, подведите итоги сегодняшней работы, начните словами: «Я сегодня на уроке узнал…» или «Я сегодня научился…»


Домашнее задание

  • обязательное: прочитать §32, задание № 1 на стр. 167;

  • дополнительное: задание № 2 на стр. 168;

  • творческое: подготовить сообщение или презентацию на тему «Реакции обмена в быту».



Сейчас прозвенит долгожданный звонок.

Увы, но к концу подошел наш урок.

Прошу, уберите рабочее место.

Давайте без слов, и пожалуй, без жестов.

А я благодарность вам всем объявляю,

Проверив работы, в журнал выставляю

Отметки все ваши, надеюсь привычно

Что будут они «хорошо» и «отлично»

Большое спасибо я вам говорю

Мы цели достигли. Благодарю!



































Самоанализ урока

по химии 8 класс

Типы химических реакций. Реакции обмена













Учитель Вертикова И. В.





















2014 год

Урок разработан в соответствии с рабочей программой по химии.

Автор учебника О. С. Габриелян.


Тема урока: Типы химических реакций. Реакции обмена.

Тип урока: комбинированный


Цели урока:


Образовательная- актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, классификации веществ, номенклатуре основных классов неорганических соединений, введение понятия о реакциях обмена, их значимости в повседневной жизни человека.


Развивающая – развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.


Воспитательная-формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.


Задачи:

1) обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.

2) сформировать комплекс общеучебных познавательных умений - логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

3)совершенствовать коммуникативные и организационные умения (правильное использование химической терминологии и символики, потребности вести диалог, выслушивать оппонента, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения).


Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Изменения, происходящие с веществами», является последним из типов химических реакций, изучаемых в этом разделе.


Методы применяемые на уроке: словесный, проблемно-поисковый, наглядный.


Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, демонстрационное оборудование (штатив с пробирками, пробиркодержатель, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата меди, карбоната кальция, индикатор)

Формы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово, изложение вопросов, связанных с типами химических реакций, мультимедийная презентация, работа с учебником, рефлексия.


Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, наглядность, доступность.


На уроке формировались следующие компетентности: исследовательская, информационная, коммуникативная.


Урок состоял из следующих этапов:

  1. Этап мотивации: здесь я эмоционально настроила ребят на предстоящий урок, к активному и сознательному усвоению материала, используя девиз.

  2. Актуализация опорных знаний проходила поэтапно с нарастающей степенью самостоятельности: а) выполнение заданий с проговариванием во внешней речи; б) работа в группах; в) самостоятельное выполнение химических реакций.

  3. Переход к изучению нового материала проходил в форме записи уравнений, где учащиеся должны определить известные типы химических реакций, и среди них было уравнение с неизвестным типом реакции. Вместе с учащимися мы сформулировали тему урока и цели урока.

  4. Усвоение содержания нового материала было построении таким образом, чтобы с помощью эксперимента учащиеся самостоятельно определили в каких случаях реакции обмена идут до конца. Организованная работа в группах развила навыки сотрудничества и совместного поиска решения поставленных задач. Посильность, доступность, открытость, актуальность рассматриваемых вопросов сформировали на уроке положительную мотивацию к учению. Организовывалась обратная связь учитель – ученик. Дети самостоятельно писали уравнения реакции и расставляли коэффициенты.

  5. На этапе закрепления была предложена игра «что лишнее, крестики-нолики», были предложены задания разного уровня сложности.

  6. Самостоятельно сформулировали итог урока.

  7. На этапе рефлексии оценили свою работу с помощью жетонов и ответили на вопросы «Что узнали на уроке…», «Что понравилось на уроке…».

  8. На дом были предложены задания дифференцированного характера, что способствовало развитию творческих навыков и учету личностных особенностей учащихся.




Планируемые результаты:


урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:


1) Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.


2) Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.


3) Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.


4) Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.


Все этапы были взаимосвязаны между собой. Поставленные задачи выполнены полностью.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!