СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы коррекционно-воспитательных и коррекционно-образовательных учреждений для детей и взрослых с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Типы коррекционно-воспитательных и коррекционно-образовательных учреждений для детей и взрослых с ОВЗ»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ             Выполнила:  Шибанова О.Е.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ   

 

Выполнила:

Шибанова О.Е.

Типы коррекционно-воспитательных и коррекционно-образовательных учреждений для детей и взрослых с ОВЗ В сфере существующего коррекционного образования принято выделять специализированные школы восьми видов, каждый из которых, узкоспециализирован и предназначен для определенно взятой категории детей с ОВЗ.

Типы коррекционно-воспитательных и коррекционно-образовательных учреждений для детей и взрослых с ОВЗ

В сфере существующего коррекционного образования принято выделять специализированные школы восьми видов, каждый из которых, узкоспециализирован и предназначен для определенно взятой категории детей с ОВЗ.

I ВИД  Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид). Решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития. Школы имеют в своем составе 1-12 классы и подготовительный (нулевой) класс для шестилеток. Образование глухим детям дается в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет. Наполняемость классов - 12 человек. Работа с незрячими или слабовидящими детьми- одна из самых сложных.

I ВИД

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид). Решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития. Школы имеют в своем составе 1-12 классы и подготовительный (нулевой) класс для шестилеток. Образование глухим детям дается в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет. Наполняемость классов - 12 человек. Работа с незрячими или слабовидящими детьми- одна из самых сложных.

II вид  Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид). Осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей. Применяемые методы должны максимально стимулировать детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, чтения с лица. Главная задача при работе с такими детьми- научить правильно слышать речь и воспроизводить свою максимально понятно для окружающих. Обучение происходит поэтапно. Е. Г. Речицкая утверждает в одном из своих исследований, что «современная система обучения восприятию и воспроизведению устной речи глухих школьников предполагает поэтапное формирование навыков активного пользования устной речью (воспринимать ее и говорить понятно для окружающих)»

II вид

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид). Осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей. Применяемые методы должны максимально стимулировать детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, чтения с лица. Главная задача при работе с такими детьми- научить правильно слышать речь и воспроизводить свою максимально понятно для окружающих. Обучение происходит поэтапно. Е. Г. Речицкая утверждает в одном из своих исследований, что «современная система обучения восприятию и воспроизведению устной речи глухих школьников предполагает поэтапное формирование навыков активного пользования устной речью (воспринимать ее и говорить понятно для окружающих)»

III вид

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид). В данных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение. Приоритетной задачей является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты осуществляется за счет сохранных анализаторов. Абсолютно слепые дети пользуются в учебной работе тактильно-кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве. Частично видящие дополнительно используют зрительный анализатор. Учащиеся постоянно находятся под наблюдением врача-офтальмолога, психоневролога, педиатра. Организовано два типа школ для слепых детей: десятилетняя (обучение в объеме восьмилетней общеобразовательной школы) и двенадцатилетняя (дети получают среднее образование). Наполняемость классов - 12 человек. Образовательные программы идентичны программам массовой школы, за исключением специальных программ по таким дисциплинам как физвоспитание, производственная подготовка, рельефное рисование и черчение. В основе системы обучения лежит рельефно-точечный шрифт Брайля, русифицированный впервые отечественным офтальмологом и тифлопедагогом А.И.Скребицким.

IV вид

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид). Отличительной особенностью этого типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима, когда это возможно.. В классах используется специальный учебный наглядный рельефный материал, пригодный для бисенсорного восприятия (с использованием зрения и осязания), аудиобиблиотеки (записи, например, художественных произведений или учебников на магнитных лентах, дисках), специальные оптические, технические средства ("электронная лупа", преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные сигналы, телескопические очки, контактные линзы, диктофоны, "говорящие" калькуляторы) и методы обучения, ориентированные на коррекцию искаженных зрительных представлений детей. Наполняемость - 12 человек в классе. При данных видах учреждений возможно открытие одно-, двух или трехгодичных дошкольных отделений. При обучении в таком образовательном учреждении педагогам необходимо стараться подходить к каждому воспитаннику очень индивидуально, для каждого ученика подбирать приемлемые и подходящие методики обучения в соответствии со степенью сложности имеющегося дефекта. По утверждению Р. Е. Коваленко: «..работникам школ слепых детей, необходимо повседневно вести наблюдения и находить новые пути и методы для наилучшего решения поставленной задачи -- обучения и воспитания слепых детей».

V вид  Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Такие учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикание, ринолалия) не дает им возможности обучаться в обычной школе. Срок обучения - 9-11 лет. За это время дети получают знания в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. Главная задача речевой школы - коррекция дефектов устной и письменной речи, отклонений в психофизическом развитии учащихся, закреплении речевых навыков, активизации речевых форм общения.

V вид

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Такие учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикание, ринолалия) не дает им возможности обучаться в обычной школе. Срок обучения - 9-11 лет. За это время дети получают знания в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. Главная задача речевой школы - коррекция дефектов устной и письменной речи, отклонений в психофизическом развитии учащихся, закреплении речевых навыков, активизации речевых форм общения.

VI вид  Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения делятся на 9-летние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и 11-летние с подготовительным классом (учебная программа - в объеме средней школы). Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и реабилитационную работу проводят врачи: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед.

VI вид

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения делятся на 9-летние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и 11-летние с подготовительным классом (учебная программа - в объеме средней школы). Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и реабилитационную работу проводят врачи: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед.

VII вид  Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс. Наполняемость классов - 18-20 человек. Помимо учебно-воспитательной работы проводится комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызывающих неуспеваемость в массовой школе. На основе данных психолого-педагогического и клинического изучения детей реализуется принцип дифференцированного подхода. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения каждого ребенка.

VII вид

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс. Наполняемость классов - 18-20 человек. Помимо учебно-воспитательной работы проводится комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызывающих неуспеваемость в массовой школе. На основе данных психолого-педагогического и клинического изучения детей реализуется принцип дифференцированного подхода. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения каждого ребенка.

VIII вид  Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В дошкольные учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом “олигофрения в степени дебильности неосложненной формы”, в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цель этих учреждений - физическое, умственное и нравственное развитие, а также подготовка к обучению в специальной образовательной коррекционной (вспомогательной) школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. По утверждению А. Р. Маллер в этом виде школ «педагог должен учитывать состояние внимания, утомляемости и темпов работы каждого учащегося с тем, чтобы соответственно индивидуализировать объем заданий».

VIII вид

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В дошкольные учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом “олигофрения в степени дебильности неосложненной формы”, в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цель этих учреждений - физическое, умственное и нравственное развитие, а также подготовка к обучению в специальной образовательной коррекционной (вспомогательной) школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. По утверждению А. Р. Маллер в этом виде школ «педагог должен учитывать состояние внимания, утомляемости и темпов работы каждого учащегося с тем, чтобы соответственно индивидуализировать объем заданий».

 Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена на преодоление и превенцию вторичных дефектов развития. Дети-дошкольники с глубокой степенью умственной отсталости, а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебральным параличом, психопатией, болезнью Дауна, шизофренией направляются в учреждения системы социального обеспечения - специальные интернаты, дома-интернаты или в учреждения системы здравоохранения - специальные ясли, специальные психоневрологические санатории. Л. С. Выгодский по вопросу обучения и интеграции таких детей в общество, говорит о том, что необходимо попробовать сделать все возможное, если есть хоть малейший шанс на успех: «мы имеем дело с неизбежными общими процессами максимального использования всех возможностей. Если этот неизбежный путь развития используется в широкой степени умственно отсталыми детьми, то, значит, этот путь развития необходим и вопрос о том, возможно ли … обучение умственно отсталого ребенка и есть ли у него возможности, которые делают это обучение реальным, не является утопичным». 

Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена на преодоление и превенцию вторичных дефектов развития. Дети-дошкольники с глубокой степенью умственной отсталости, а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебральным параличом, психопатией, болезнью Дауна, шизофренией направляются в учреждения системы социального обеспечения - специальные интернаты, дома-интернаты или в учреждения системы здравоохранения - специальные ясли, специальные психоневрологические санатории. Л. С. Выгодский по вопросу обучения и интеграции таких детей в общество, говорит о том, что необходимо попробовать сделать все возможное, если есть хоть малейший шанс на успех: «мы имеем дело с неизбежными общими процессами максимального использования всех возможностей. Если этот неизбежный путь развития используется в широкой степени умственно отсталыми детьми, то, значит, этот путь развития необходим и вопрос о том, возможно ли … обучение умственно отсталого ребенка и есть ли у него возможности, которые делают это обучение реальным, не является утопичным». 

 Все эти учреждения работают по определенным своим педагогическим принципам и задачам, поставленным перед педагогами в отношении своих воспитанников. Вот ряд самых главных из них:   Принцип дифференциации в обучении-  предполагает создание условий освоения знаний оптимальным для каждого учащегося способом, темпом и объёмом, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе.  Принцип коррекционной направленности  - предусматривает осуществление индивидуального подхода к обучающимся; предотвращение наступления утомления; использование методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей; проявление особого педагогического такта: важно подмечать и поощрять успехи учеников, помогать каждому учащемуся, развивать в нём веру в собственные силы и возможности.

Все эти учреждения работают по определенным своим педагогическим принципам и задачам, поставленным перед педагогами в отношении своих воспитанников. Вот ряд самых главных из них:

Принцип дифференциации в обучении-  предполагает создание условий освоения знаний оптимальным для каждого учащегося способом, темпом и объёмом, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе.

Принцип коррекционной направленности  - предусматривает осуществление индивидуального подхода к обучающимся; предотвращение наступления утомления; использование методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей; проявление особого педагогического такта: важно подмечать и поощрять успехи учеников, помогать каждому учащемуся, развивать в нём веру в собственные силы и возможности.

Принцип   доступности  заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сделать обучение доступным - значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения и др. (Л. Е Шевчук, 2007).

Принцип   доступности  заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сделать обучение доступным - значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения и др. (Л. Е Шевчук, 2007).

Заключение    Необходимо помнить, что к каждому ребенку с ОВЗ нужно подходить с особой внимательностью, педагогическим профессионализмом и человеческой терпимостью и лояльностью. Роль государства очень важна в этом процессе, т. к. только совестными усилиями врачей, педагогов и дальнейшего развития государственных программ и решений, направленных на адаптацию и интеграцию лиц с ОВЗ, мы сможем увеличить возможности таких людей и дать им надежду на счастливое будущее в современном Обществе.

Заключение

Необходимо помнить, что к каждому ребенку с ОВЗ нужно подходить с особой внимательностью, педагогическим профессионализмом и человеческой терпимостью и лояльностью. Роль государства очень важна в этом процессе, т. к. только совестными усилиями врачей, педагогов и дальнейшего развития государственных программ и решений, направленных на адаптацию и интеграцию лиц с ОВЗ, мы сможем увеличить возможности таких людей и дать им надежду на счастливое будущее в современном Обществе.

Список литературы   1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с. 2. Б. И. Коваленко.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.

2. Б. И. Коваленко. "Вопросы тифлопедагогики". Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.

3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.

4. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. С90 заведений / [И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 655 с.

5. А. И. Скребицкий. Воспитание и образование слепых и их призрение на западе. СПб,1930 г.

6. Л.Е. Шевчук Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология, Альманах Института коррекционной педагогики. 2007, №11. с. 28-31.

7. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. Обучение детей с особенностями развития в условиях технологии интегрированного обучения в системе «гибких» классов: методические рекомендации/ Сост. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008. 116 с.