СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы односоставных предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку содержит теоретический материал и практические тестовые задания

Просмотр содержимого документа
«Типы односоставных предложений»

Односоставные  предложения Основные группы односоставных предложений

Односоставные предложения

Основные группы односоставных предложений

Основные группы односоставных предложений В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого). По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы:

Основные группы односоставных предложений

  • В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого).
  • По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы:
Основные группы односоставных предложений  1) с главным членом – сказуемым.  Вечереет. Морозит.   2) с главным членом – подлежащим.  Вечер. Мороз.

Основные группы односоставных предложений

1) с главным членом – сказуемым.

Вечереет. Морозит.

2) с главным членом – подлежащим.

Вечер. Мороз.

Предложения определённо-личные Это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица ( иду, идешь, идем, идете; пойду, пойдешь, пойдем, пойдете; иди, идите )  Люблю грозу в начале мая .

Предложения определённо-личные

  • Это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица ( иду, идешь, идем, идете; пойду, пойдешь, пойдем, пойдете; иди, идите )

Люблю грозу в начале мая .

Предложения неопределённо-личные Это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени.  Что новенького в газете пишут ?

Предложения неопределённо-личные

  • Это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени.

Что новенького в газете пишут ?

Предложения обобщённо-личные Неопределенно-личные и определенно-личные предложения могут иметь значение обобщенного лица, то есть указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом.   Цыплят по осени считают .

Предложения обобщённо-личные

  • Неопределенно-личные и определенно-личные предложения могут иметь значение обобщенного лица, то есть указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом.

Цыплят по осени считают .

Безличные предложения Это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени или в форме среднего рода в прошедшем времени. Указывают на действие, совершаемое само собой, без подстановки лица.

Безличные предложения

  • Это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени или в форме среднего рода в прошедшем времени. Указывают на действие, совершаемое само собой, без подстановки лица.
Способы выражения сказуемого в безличном предложении 1) Безличным глаголом 2) Безличной формой личного глагола 3) Неопределенной формой глагола На дворе вечереет .  Зажгло грозою дерево.  Вам не видать таких сражений.

Способы выражения сказуемого в безличном предложении

  • 1) Безличным глаголом
  • 2) Безличной формой личного глагола
  • 3) Неопределенной формой глагола

На дворе вечереет .

Зажгло грозою дерево.

Вам не видать таких сражений.

Способы выражения сказуемого в безличном предложении 4) Безличной формой глагола « быть» в отрицательных предложениях ; словом нет Герасима уже не было на дворе . У меня нет линейки .

Способы выражения сказуемого в безличном предложении

  • 4) Безличной формой глагола « быть» в отрицательных предложениях ; словом нет

Герасима уже не было на дворе .

У меня нет линейки .

Способы выражения сказуемого в безличном предложении 5) Безличным вспомогательным глаголом + неопределенная форма глагола 6) Категорией состояния + неопределенная форма глагола Аленке спать не хотелось .    Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны.

Способы выражения сказуемого в безличном предложении

  • 5) Безличным вспомогательным глаголом + неопределенная форма глагола
  • 6) Категорией состояния + неопределенная форма глагола

Аленке спать не хотелось .

Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны.

Способы выражения сказуемого в безличном предложении 7) Глаголом-связкой в безличной форме + именная часть (категория состояния или краткое страдательное причастие в форме среднего рода) В этот час было совсем тихо .

Способы выражения сказуемого в безличном предложении

  • 7) Глаголом-связкой в безличной форме + именная часть (категория состояния или краткое страдательное причастие в форме среднего рода)

В этот час было совсем тихо .

Основные группы односоставных предложений Типы односоставных предложений Формы главного члена предложения Ед.число 1. Определенно-личные 1-е, 2-е лицо Мн.число 2. Неопределенно-личные 1-е,2-е лицо 3. Безличные 3-е лицо или средний род 3-е лицо или форма прош.вр

Основные группы односоставных предложений

Типы односоставных предложений

Формы главного члена предложения

Ед.число

1. Определенно-личные

1-е, 2-е лицо

Мн.число

2. Неопределенно-личные

1-е,2-е лицо

3. Безличные

3-е лицо или средний род

3-е лицо или форма прош.вр

Назывные предложения Это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее.  Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем.  Вот парадный подъезд .

Назывные предложения

  • Это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее.

Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем.

Вот парадный подъезд .

Практическая часть А1Какое из предложений является односоставным?  1) Всё это было чрезвычайно ново в той губернии.  2) Сырая земля упруга под ногами.  3) В прочем, нам и в голову не приходило подозревать в Сильвио что-нибудь похожее на робость.  4) Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми. А2. Какое из предложений не является односоставным?  1) Делать было нечего.  2) Вдруг мелькнула ей мысль.  3) Мне всё же нельзя будет с ним познакомиться…  4) Не до смеху было чопорной англичанке.

Практическая часть

А1Какое из предложений является односоставным?

1) Всё это было чрезвычайно ново в той губернии.

2) Сырая земля упруга под ногами.

3) В прочем, нам и в голову не приходило подозревать в Сильвио что-нибудь похожее на робость.

4) Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.

А2. Какое из предложений не является односоставным?

1) Делать было нечего.

2) Вдруг мелькнула ей мысль.

3) Мне всё же нельзя будет с ним познакомиться…

4) Не до смеху было чопорной англичанке.

    А3. Укажите номер определённо-личного предложения.  1) Я бы сделал уроки пораньше.  2) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?  3) После драки кулаками не машут.  4) Мне холодно. А4. Укажите номер неопределённо-личного предложения.  1) Нужны песок, лопата.  2) Смелому всюду почёт.  3) Любишь кататься – люби и саночки возить.  4) И на обломках самовластья напишут наши имена! что-нибудь похожее на робость.  4) Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.

А3. Укажите номер определённо-личного предложения.

1) Я бы сделал уроки пораньше.

2) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

3) После драки кулаками не машут.

4) Мне холодно.

А4. Укажите номер неопределённо-личного предложения.

1) Нужны песок, лопата.

2) Смелому всюду почёт.

3) Любишь кататься – люби и саночки возить.

4) И на обломках самовластья напишут наши имена!

что-нибудь похожее на робость.

4) Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.

А5 . Укажите номер назывного предложения.   1) Не уходи, побудь со мною!  2) Недвижный камыш.  3) и сердцу так грустно.  4) Вечер свеж.   А6. В каком варианте ответа правильно указаны все безличные предложения?   А) У него своим плохо приходится.  Б) Старика унесли в спальню.  В) В передней никого не было.  Г) Небось у нас всего довольно.  1. А,В,Г. 2. В,Г. 3. А,Б,В,Г. 4. А,Б,Г.
  • А5 . Укажите номер назывного предложения. 1) Не уходи, побудь со мною! 2) Недвижный камыш. 3) и сердцу так грустно. 4) Вечер свеж. А6. В каком варианте ответа правильно указаны все безличные предложения? А) У него своим плохо приходится. Б) Старика унесли в спальню. В) В передней никого не было. Г) Небось у нас всего довольно. 1. А,В,Г. 2. В,Г. 3. А,Б,В,Г. 4. А,Б,Г.
А7. В каком случае соответствие между предложением его типа установлено правильно?   А. двусоставные Б. односоставное безличное В. односоставное определённо-личное Г. односоставное неопределённо-личное 1) А-2, Б-4, В-3, Г-1 2) А-4, Б-3, В-2, Г-1 3) А-2, Б-3, В-4, Г-1 4) А-1, Б-3, В-4, Г-2 1. Наконец встали из-за стола. 2. Прошло несколько лет. 3. Ваше сиятельство, не должно пренебрегать этим предложением. 4. Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их предложения.

А7. В каком случае соответствие между предложением его типа установлено правильно?

А. двусоставные Б. односоставное безличное

В. односоставное определённо-личное

Г. односоставное неопределённо-личное

1) А-2, Б-4, В-3, Г-1 2) А-4, Б-3, В-2, Г-1

3) А-2, Б-3, В-4, Г-1 4) А-1, Б-3, В-4, Г-2

1. Наконец встали из-за стола.

2. Прошло несколько лет.

3. Ваше сиятельство, не должно пренебрегать этим предложением.

4. Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их предложения.

Подведение итогов ВЫВОД: выполняя эту работу, я научился… ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что делали? Что наблюдали? Оценка

Подведение итогов

ВЫВОД: выполняя эту работу, я научился… ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что делали?

Что наблюдали?

Оценка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!