- формировать у учащихся умение определять тип склонения имен существительных (по падежной форме именительного падежа).
- учить учащихся определять тип склонения имен существительных по
-упражнять в правописании падежных окончаний имен существительных;
- учить внимательному и заботливому отношению к русскому языку.
- алгоритм определения типа склонения имен существительных;
УУД: Личностные, Коммуникативные, Познавательные, Регулятивные.
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Орг. момент | Прозвенел звонок весёлый Мы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. | Дети настраиваются на работу |
| | | |
2 3 | Чистописание Формулирование темы и цели урока | 1)- Отгадайте загадку: - Лёг асфальтовый ремень Через сотню деревень. -Что оно означает? -Потренируемся в отработке чистописания буквы «ш» строчной и заглавной: Шш (5 раз) шоссе шоссейка шоссейный - Как одним словом назвать эти слова? - Какое слово лишнее и почему? -Составьте предложение со словом шоссе. По, движется, шоссе, поток, машин. (задания по рядам: 1ряд-выделяет грамматическую основу; 2 ряд-даёт характеристику предложения) - Фронтальный опрос: указать какой частью речи выражено каждое слово. -Кто сумеет сформулировать тему нашего урока? | -Это шоссе. -Это дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта.. Дети пишут всю 2 строчки. -Родственные или однокоренные. -Шоссе, так как это неизменяемое слово (шоссейный, так как это имя прилагательное. А остальные слова имена существительные). |
4 | Словарная работа | -А какие еще слова, связаны общей темой «Дорога, шоссе» вы можете назвать? - Задание№1. Прочитайте слова: В_.кзал, _.втомобиль, адр._с, б_.гаж, б_.лет, п._сс._жир, р._сст._яние, ш_.фер, ул_.ца. ( на доске ) Распределите слова-пассажиры по данным машинам. Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы: 1-ая группа – только те слова, где нужна буква «а» (пассажиры 1-ой машины); 2-ая группа – слова с буквой «о» (пассажиры 2-ой машины); 3-ья группа – с буквами «е» и «и»(3-ей машины)… -Давайте проверим (идет взаимопроверка по группам) | - Автомобиль, машина, транспорт, автобус, трамвай, билет, пассажир, и т.д.. Идет самостоятельная работа учащихся. |
5 | Звуко – буквенный разбор слова (фонетический разбор) | -Мы рассмотрели с вами лексическое значение слова «шоссе», его буквенную запись. А теперь дадим его звуковую характеристику. Сделайте звуко – буквенный разбор слова «шоссе». Работаем по группам. (идет сам. работа) -А теперь представители каждой группы выходите к доске вместе с дощечками. Проверим и сравним. (самопроверка по слайду) | |
6 | Работа по теме урока. Закрепление. | - Скажите, каково грамматическое значение слова «шоссе»? -А что такое имя сущ-ное? - Мы уже определили, что слово «шоссе» обозначает предмет, а какими еще ГЗ оно обладает? -А обладает ли слово категорией падежа? Почему? -Какие еще слова не склоняются? Приведите примеры таких слов… -Таких слов намного меньше, чем тех . которые все-таки склоняются. А сколько типов склонений имен сущ-ных вы знаете? -Какие, перечислите. (слайд-таблица скл.) -Приведите примеры слов по склонениям… - А как определить тип склонения слов в тексте? Вспомним алгоритм… (слайд-алгоритм) -Машина-Задание№2. Помогите машине развезти слова-имена сущ-ные по типу склонений в три столбика. Найдите ловушки: В тетрад._, в тетрадк._, в сара._, без пальт._, без печат._, без ветк._, по пут._, по шосс._, в болот._. ( напечатаны на отдельных листах ) -Вставим пропущенные буквы и запишем слова в тетрадь. Работаем по алгоритму. -Ещё раз повторим, какие слова относятся к 1-ому склонению, какие ко 2-ому и 3-ему. | -Это имя сущ-ное, так как обозначает предмет. -Это часть речи, которая обозначает предмет и имеет грамматические значения рода, падежа и числа. -ГЗ: род средний, число –ед. -Нет. Так как оно не изменяется по падежам. -Кенгуру, пальто и т.д. -Три типа. -1-ое: слова с окончаниями –а(я) мужского и женского рода. 2-ое: с окончаниями –О(е) среднего рода и нулевым мужского рода. 3-ье: с нулевым окончанием женского рода. Алгоритм: Поставь слово в И.п. ед.ч. Выдели окончание. Определи род. Определи тип склонения. |
7 | Физ. пауза | - Мы уже много проехали за урок по шоссе, пора и отдохнуть. Тем более что на пути показался светофор. (игра «Светофор») 1.Если свет зажёгся красный Значит двигаться … Жёлтый свет-предупрежденье: «Жди сигнала для …» Свет зелёный говорит: «Проходите, путь …» 2.А сейчас я буду называть имена существительные. Если оно относится к 1 скл.-присядьте, если ко2 скл.-поднимите руки вверх, если к 3 скл.-сделайте наклоны влево, вправо. Берёза, карандаш.сирень,щука, ночь,окунь, осень, тополь,река, мозоль, яблоня, тюль. | |
8 | Работа с текстом | - Задание. Прочитаем текст: Мы ехали над пропаст(?)ю. Внизу, сквозь синюю мглу можно было различить у._кую ленту горн._й р._ки. Через некоторое время уже любовались Эльбрус_.м, самой высок._й г._рой Ка._каза. Её сн._говую в._рш_.ну мы сначала прин._ли за бел. . обл_.ко. -Мы на уроках окружающего мира уже проходили с вами горы Кавказа. Кто из вас был на Кавказе? -Кто сможет нам показать Кавказ на карте? -Найдите в тексте слово разносклоняемое. - Докажи. -Читаем задание дальше: Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Найди имена сущ-ные, определи их тип склонения. -Это самостоятельная ваша работа на оценку. -Сколько имен сущ-ных оказалось в данном тексте? | Один ученик читает выразительно текст. Один ученик показывает Кавказ на карте России. -Это слово – время. - это слово оканчивается на –мя. Задание читает ученик. Идет самостоятельная работа. -В этом тексте 10 имен сущ-ных. |
9 | Рефлексия | Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: - слышал краем уха, - хлопал ушами, -шевелил мозгами, - считал ворон. | |
10 | Итог урока | -Подошел к концу наш урок. -О чем мы говорили на уроке? -Какие типы склонений вам знакомы? -Зачем нужно определять тип склонения ИС? | |
11 | Дом. задание | По карточкам (3 уровня) | |