22.11.2021 г
Урок русского языка в 4 В классе по теме:
«Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»
Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель: Закреплять знания о типах склонения имен существительных; познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного
Планируемые предметные результаты: научатся определять тип склонения имени существительного; правильно определять тип склонения в косвенных падежах, правильно писать слова с безударной гласной в корне непроверяемой ударением; определять падежи существительных, выполнять синтаксический разбор предложения.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Личностные результаты: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование и материалы:
Русский язык, 4 класс Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях (Ч.1) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2013 год.
Материалы для создания модели «Три склонения существительных»
Презентация «Урок русского языка. Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»
Проектор
Экран
Ход урока: Двадцать второе ноября.
Классная работа.
1.Организационный момент.
Для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка, пожелаем друг другу успехов в учении.
Посмотрите, все ли готово к уроку?
Запишите число, классная работа.
Пропишите слова, данные у вас в тетради.
2.Актуализация знаний и умений. Повторение изученного.
Много слов в русском языке. Многие ученые языковеды, говорят, что около миллиона. «Для всего, что существует в природе… в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку.
Мы самые главные,
Мы самые умные,
Мы называем предметы, людей
И отвечаем на вопросы простых падежей.
Дайте определение имени существительного, как части речи. (Существительное – это часть речи, которое отвечает на вопрос кто? или что? И обозначает предмет)
Как изменяется имя существительное? (По числам и падежам)
Какие постоянные признаки имеет существительное? (Род и склонение)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Прочтите предложение.
Каждый день прибавляет частицу мудрости.
- Что это? (Пословица.)
- Объясните её смысл.
- Очень хотелось бы, чтобы эта пословица стала девизом нашего урока.
- Найдите в этом предложении имена существительные. (День, частицу, мудрости).
- Определите их род и склонение.
Проверяем на доске.
- Выпишем слово день. Сделаем морфологический разбор этого слова.
(День – сущ. (что?), нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., И. п., ед.ч., подл.)
- Слово день 2-го склонения. Какого склонения ещё могут быть существительные?
- Как отличить существительные одного склонения от другого? (По роду и окончанию).
- Постарайтесь определить тему урока. (Склонения имен существительных.)
- Какие цели поставим? (Будем продолжать учиться определять склонение имени существительного. Выведем алгоритм определения склонения имени существительного)
4. Актуализация знаний.
Прочтите на доске предложения и выпишите существительные 3-го склонения в начальной форме. Подчеркните орфограммы в словах.
1. В окно пахнуло утренней свежестью. 2. Наша деревня находится в лесистой местности. 3. Очень полезен сок из моркови. 4. На белой скатерти темнело чернильное пятно. 5. От усталости дрожали и подгибались ноги. 6. В лесу пахло сыростью и грибами. 7. По степи ехал на лошади всадник. (Свежесть, местность, скатерть, морковь, дрожь, сырость, степь, лошадь).
Скажите, пожалуйста, как вы находили имена существительные 3 склонения? Что вы делали?
Распределите их по порядку, в котором мы бы увидели алгоритм наших действий.
Поставить имя существительное в начальную форму |
Определить род |
Выделить окончание |
По роду и окончанию определить склонение |
5. Обобщение и систематизация знаний
Работа в парах.
Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибку.
В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание – я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание – а. Это существительное 1-го склонения.
- Проверим.
-В чём заключается ошибка?
-С чего надо начинать определение склонения существительного?
-Назовите начальную форму
-Что нужно сделать дальше?
-Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения.
6. Физкультурная минутка.
7. Работа по учебнику.
Откройте учебник.
Прочтите правило. Правильно ли мы с вами составили алгоритм действий.
Теперь применим наши знания на выполнении упражнения 177. Первый ряд выполняет первый столбик предложений. Второй ряд – второй столбик.
Взаимопроверка.
8. Словарная работа.
Прослушайте стихотворение и доскажите последнее слово.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель иль белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется … (пейзаж)
Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
По толковому словарю на странице 152-153 учебника определите значение этого слова.
Посмотрите на репродукцию картины И. И. Левитана. Исаак Ильич Левитан художник – пейзажист. Почему его так называют?
Составьте предложение по картине со словом пейзаж. (На картине Левитана изображён прекрасный осенний пейзаж.)
Запишите это предложение.
Найдите в этом предложении существительные и определите склонение.
9. Домашняя работа.
Дома вам нужно выучить правило на странице 100, выполнить упражнение 179.
10. Рефлексия
- Я буду называть существительное. Вы называете это существительное в начальной форме и определяете склонение.
- В классе, у школы, уроком, радостью, пятёрки, после звонка, мудростью, к перемене, перед дверью, с игрой, утром, о сердце, у человека.
- Что вы делали с существительным, чтобы правильно определить его склонение.
Какова была цель нашего урока?
Смогли ли мы ее достичь
Дополнительное задание:
Определи склонение и падеж существительных:
Без кисти ( п, скл.),
по капле ( п, скл.),
с неба ( п, скл.),
о речке ( п, скл.),
после дождя ( п, скл.),
к дубраве ( п, скл.),
над лесом ( п, скл.),
у горы ( п, скл.),
под землей ( п, скл.)