СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного» Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного» Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений.»

22.11.2021 г

Урок русского языка в 4 В классе по теме:

«Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»

Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель: Закреплять знания о типах склонения имен существительных; познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного

Планируемые предметные результаты: научатся определять тип склонения имени существительного; правильно определять тип склонения в косвенных падежах, правильно писать слова с безударной гласной в корне непроверяемой ударением; определять падежи существительных, выполнять синтаксический разбор предложения.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Личностные результаты: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Оборудование и материалы:

  • Русский язык, 4 класс Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях (Ч.1) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2013 год.

  • Материалы для создания модели «Три склонения существительных»

  • Презентация «Урок русского языка. Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»

  • Проектор

  • Экран


Ход урока: Двадцать второе ноября.

Классная работа.

1.Организационный момент.

Для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка, пожелаем друг другу успехов в учении.

Посмотрите, все ли готово к уроку?

Запишите число, классная работа.

Пропишите слова, данные у вас в тетради.

2.Актуализация знаний и умений. Повторение изученного.

Много слов в русском языке. Многие ученые языковеды, говорят, что около миллиона. «Для всего, что существует в природе… в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку.

Мы самые главные,

Мы самые умные,

Мы называем предметы, людей

И отвечаем на вопросы простых падежей.


Дайте определение имени существительного, как части речи. (Существительное – это часть речи, которое отвечает на вопрос кто? или что? И обозначает предмет)

Как изменяется имя существительное? (По числам и падежам)

Какие постоянные признаки имеет существительное? (Род и склонение)


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прочтите предложение.

Каждый день прибавляет частицу мудрости.

- Что это? (Пословица.)

- Объясните её смысл.

- Очень хотелось бы, чтобы эта пословица стала девизом нашего урока.

- Найдите в этом предложении имена существительные. (День, частицу, мудрости).

- Определите их род и склонение.

Проверяем на доске.

- Выпишем слово день. Сделаем морфологический разбор этого слова.

(День – сущ. (что?), нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., И. п., ед.ч., подл.)

- Слово день 2-го склонения. Какого склонения ещё могут быть существительные?

- Как отличить существительные одного склонения от другого? (По роду и окончанию).

- Постарайтесь определить тему урока. (Склонения имен существительных.)

- Какие цели поставим? (Будем продолжать учиться определять склонение имени существительного. Выведем алгоритм определения склонения имени существительного)

4. Актуализация знаний.

Прочтите на доске предложения и выпишите существительные 3-го склонения в начальной форме. Подчеркните орфограммы в словах.

1. В окно пахнуло утренней свежестью. 2. Наша деревня находится в лесистой местности. 3. Очень полезен сок из моркови. 4. На белой скатерти темнело чернильное пятно. 5. От усталости дрожали и подгибались ноги. 6. В лесу пахло сыростью и грибами. 7. По степи ехал на лошади всадник. (Свежесть, местность, скатерть, морковь, дрожь, сырость, степь, лошадь).

Скажите, пожалуйста, как вы находили имена существительные 3 склонения? Что вы делали?

Распределите их по порядку, в котором мы бы увидели алгоритм наших действий.

Поставить имя существительное в начальную форму

Определить род

Выделить окончание

По роду и окончанию определить склонение

5. Обобщение и систематизация знаний

Работа в парах.

Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибку.

В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание – я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание – а. Это существительное 1-го склонения.


- Проверим.

-В чём заключается ошибка?

-С чего надо начинать определение склонения существительного?

-Назовите начальную форму

-Что нужно сделать дальше?

-Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения.

6. Физкультурная минутка.

7. Работа по учебнику.

Откройте учебник.

Прочтите правило. Правильно ли мы с вами составили алгоритм действий.

Теперь применим наши знания на выполнении упражнения 177. Первый ряд выполняет первый столбик предложений. Второй ряд – второй столбик.

Взаимопроверка.

8. Словарная работа.

Прослушайте стихотворение и доскажите последнее слово.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель иль белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется … (пейзаж)

Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

По толковому словарю на странице 152-153 учебника определите значение этого слова.

Посмотрите на репродукцию картины И. И. Левитана. Исаак Ильич Левитан художник – пейзажист. Почему его так называют?

Составьте предложение по картине со словом пейзаж. (На картине Левитана изображён прекрасный осенний пейзаж.)

Запишите это предложение.

Найдите в этом предложении существительные и определите склонение.

9. Домашняя работа.

Дома вам нужно выучить правило на странице 100, выполнить упражнение 179.

10. Рефлексия

- Я буду называть существительное. Вы называете это существительное в начальной форме и определяете склонение.

- В классе, у школы, уроком, радостью, пятёрки, после звонка, мудростью, к перемене, перед дверью, с игрой, утром, о сердце, у человека.

- Что вы делали с существительным, чтобы правильно определить его склонение.

Какова была цель нашего урока?

Смогли ли мы ее достичь

Дополнительное задание:

Определи склонение и падеж существительных:

Без кисти ( п, скл.),

по капле ( п, скл.),

с неба ( п, скл.),

о речке ( п, скл.),

после дождя ( п, скл.),

к дубраве ( п, скл.),

над лесом ( п, скл.),

у горы ( п, скл.),

под землей ( п, скл.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!