Тип урока | Цели | Структура урока | Виды уроков |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Знакомство школьников с новыми терминами, понятиями, расширения имеющейся базы знаний учащихся. | Мотивационный этап. Актуализация знаний, показательное выполнение пробного действия. Выявления трудностей, поиск противоречий. Поиск и проверка методов разрешения затруднения, обсуждение оптимальных вариантов решения образовательной проблемы. «Открытие» нового знания через реализацию выбранного метода решения затруднения. Первичное закрепления новых ЗУН. Самостоятельная работа по новому материалу, коллективная проверка. Поиск связи новых знаний с понятийной системой, знакомой учащимся. Рефлексия учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока. | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
Урок рефлексии | Формирование у школьников способности к анализу учебных действий с целью последующей коррекции, самостоятельному поиску причины затруднений, умения без посторонней помощи выстраивать алгоритм решения образовательной проблемы и реализовать его. Закрепление усвоенных ЗУН. | Мотивационный этап. Актуализация усвоенных знаний, умений и навыков, осуществление первичного действия. Индивидуальная работа с учениками по выявлению затруднений. Разработка индивидуальных планов устранения затруднений (выработка коррекционной стратегии). Обобщение выявленных затруднений в работе через коллективное обсуждение. Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу. Рефлексия учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока. Данный тип урока предусматривает многоразовое чередование самостоятельной работы и последующей рефлексии при наличии большого количества образовательных проблем. | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок |
Урок систематизации знаний | Структуризация освоенных ЗУН, развитие у учащихся умения переходить от общих понятий к частным, выделять новые знания в рамках изучаемой темы, определять их значение для последующего обучения. | Самоопределение. Актуализация усвоенных ЗУН и новых знаний, определение затруднений. Постановка учебной задачи. Составление стратегии по достижению учебной задачи, разрешению образовательных проблем. Практическая работа, направленная на устранение затруднений. Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу. Рефлексия учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока. | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование |
Урок развивающего контроля | Обучение способам самоконтроля и взаимоконтроля. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков. | Мотивационный этап. Актуализация знаний, осуществление пробных проверочных действий. Выявление локальных затруднений. Составление стратегии устранения затруднений. Работа по реализации выбранного плана. Обобщение видов возникших затруднений. Самостоятельная работа. Самопроверка и взаимопроверка по образцу. Решение творческих задач. Рефлексия учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока. | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы |