СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы уроков русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дается типология современных уроков словесности

Просмотр содержимого документа
«Типы уроков русского языка и литературы»

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК


1. Современный урок. Требования к уроку.

2. Основные типы уроков русского языка.

3. Преподавание русского языка на базовом и профильном уровне.

4. Основные типы уроков литературы.

5. Нестандартные уроки.

6. Межпредметный связи и интеграция.

7. Критерии оценивания урока русского языка .

8. Критерии оценивания урока литературы.


Урок – систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации учебного процесса в определенный отрезок времени при постоянном составе учителей и учащихся, обеспечивающая реализацию в едином процессе содержания, средств, форм и методов обучения (М.И. Махмудов).

На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учета научно-методических положений режиссура урока, которая отражается в плане, и личностное исполнение учителем этой режиссуры.

Есть ряд задач, решение которых создает условия (предпосылки) повышения эффективности урока. Наибольшее значение среди них имеют следующие: развитие у школьников интереса к предмету, использование межпредметного материала на уроках, перспективность в учении.

Урок может быть современным только при такой организации управления обучения, когда учитель создает условия для сотрудничества с учениками, обеспечивает оптимальные условия для развития и воспитания личности ученика, для организации его самодеятельности. В последние годы отмечается усиление практической направленности, речевой направленности, организации умственной деятельности учащихся, усиление обратной связи.

К уроку предъявляются следующие требования:

1. Каждый урок должен иметь точное дидактическое назначение (то есть тип) и вместе с тем свои неповторимые особенности.

2. Урок как самостоятельное звено в целостной системе обучения строится на основе учета программных требований, диагностики возможностей учащихся. Надо при этом помнить, что государственный стандарт по русскому языку – это оптимальный минимум, и учитель может, ориентируясь на уровень учеников, расширить и углубить его.

3. Урок должен быть интересным, то есть необходимо усиление внутренней мотивации.

4. Урок должен быть целенаправленным. Цель, которую ставит учитель, на уроке должна быть достигнута. Все построение урока должно служить достижению цели. Структурно урок должен быть четким. Каждый этап урока должен иметь свою цель и свой итог. Обязателен итог всего урока.

5. Урок проводится по плану, от которого в силу каких-то причин можно отойти.

6. Урок должен иметь рациональный темп. Слишком быстрое ведение урока может не дать учащимся возможности усвоить материал, слишком медленный темп вызовет спад внимания. И то, и другое приведет к притуплению мотивации обучения, а этого допускать нельзя.

7. Каждый урок должен быть обучающим, то есть урок должен быть информативным, материал должен преподноситься на высоком научном уровне в доступной форме. Урок должен иметь практическую направленность: необходимо обучать применению теории на практике, то есть обучать способу действия.

8. Каждый урок должен быть развивающим, то есть учителю необходимо продумать умственную деятельность учащихся на уроке: подбирать проблемные задания; включать в урок задания, которые способствуют применению мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, группировка), задания, способствующие расширению кругозора (исторические справки, задания общепредметного характера).

9. Каждый урок должен быть воспитывающим. Необходимо заботиться о воспитании языкового эстетического идеала, используя образцовые тексты, звукозапись. Воспитанию должен способствовать сам предмет (например, тема «Склонение имен существительных» способствует воспитанию культуры речи).

10. Учитель должен соблюдать гармонию в строении урока, правильно разбивать урок на части, не допуская «перекоса» в ту или иную сторону, и логично их компоновать.

11. Урок должен обладать определенной тональностью общения, а именно доброжелательной, что проявляется в контактности учителя, заинтересованности учителя в личности учащихся, личностном начале в подаче материала.



Урок русского языка


Русский язык - язык русского народа, который служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); хранения и передачи информации; связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Цели того или иного школьного предмета, в том числе и русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития соответствующей наук (лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные задачи его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.


Специальными целями преподавания русского языка в школе являются: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (то есть осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового эстетического идеала (то есть представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (то есть осведомленность школьников об особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке русский язык, о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения…


Цели и содержание конкретного урока русского языка

Урок, будучи наименьшей единицей учебного процесса, реализует часть его целей и содержания.

Тип урока зависит прежде всего от целей данного урока, а также от его содержания.

Урок призван в первую очередь решать учебные задачи, поэтому его темой являются либо формулировки программы, либо названия параграфов учебника. Кроме того темой урока может быть контрольная работа, работа над ошибками. Учитывая, что в содержание обучения входят не только знания, но и умения, в качестве тем урока используются формулировки тех или иных умений.

Тема урока определяет его специальные цели, дидактический материал – упражнения учебника, события внутриклассной и внутришкольной жизни, а также события в жизни страны – определяет общепредметные цели урока.

В соответствии с требованиями для каждого урока формулируется дидактическая цель и задачи: обучающая, развивающая, воспитательная.

Среди уроков русского языка традиционно принято выделять следующие типы:

- урок изучения нового;

- урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков;

- урок контроля;

- урок комбинированного характера;

- урок развития речи;

- урок работы над ошибками.


Соответствие некоторых типов и видов уроков русского языка


Типы уроков

Виды уроков

I. Уроки изучения нового материала (уроки вводного, вступительного характера, уроки наблюдений и отбора материала).

1. Урок – лекция

2. Урок – беседа

3. Урок – исследование

4. Урок смешанного типа

5. Урок - игра

II. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного).

1.Урок самостоятельных работ

2. Урок – практикум

3. Урок – семинар

4. Урок – обзорная лекция

5. Урок – дискуссия

6. Урок – конференция

7. Урок – игра

8. Урок самостоятельной письменной работы обобщающего содержания

9. Урок коллективного анализа контрольных работ учащихся


III. Комбинированные уроки (основной вид всех типов уроков)


IV. Контрольные уроки (уроки учета и оценки знаний)

1.Урок – опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)

2. Урок – письменный опрос

3. Урок – зачет

4.Урок – контрольная (самостоятельная) работа

5. Урок смешанного вида


Структурные элементы урока

Урок как единица учебного процесса складывается из ряда относительно самостоятельных видов совместной деятельности учителя и учащихся, которые составляют его структурные элементы: организационный момент, постановка цели урока, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, формирование умений и навыков, подведение итогов урока, задание на дом. Каждый из них выполняет специфические функции и имеет свое содержание.

Время урока распределяется между структурными элементами в соответствии с их функциями и содержанием.

Организационный момент и постановка цели урока предназначены для создания у учащихся рабочей настроенности.

Проверка домашнего задания включает в себя опрос учащихся проверку письменного задания. Основной функцией этого элемента урока является выяснение степени осознанного усвоения пройденного и проверка правильности выполнения упражнения. Дополнительными функциями являются контроль за выполнением (все ли выполнили), воспитание и оценка знаний и умений учащихся.

Для проверки домашнего задания чаще всего отводится специальное время в начале урока. Но проверка может проводиться и как элемент работы над новым материалом, если этот материал органически связан с нею. Часть домашнего задания может быть проверена в специально отведенное время, а часть – в связи с изучением нового материала.

Проверке подлежит усвоение учащимися знаний о языке; выполнение письменного задания; запоминание слов с непроверяемыми орфограммами.

Проверка усвоения учащимися знаний о языке (опрос). В школьном курсе русского языка к ним относятся определения языковых явлений, орфографические и пунктуационные правила, условия выбора орфограмм и постановки знаков препинания, классификация языковых явлений, различные виды разборов.

Для проверки усвоения учащимися знаний о языке используются следующие способы.

Ответы на вопросы, требующие обоснования высказанного положения. Для таких вопросов используются формулировки, начинающиеся с вопросительных слов какой, когда, почему и др. (какие простые предложения называются односоставными?). Другие вопросы направлены на выяснения причинно-следственных связей между явлениями (почему перед союзом как запятая не всегда ставится?).

Применение усвоенных знаний к данным примерам. В соответствии в проверяемой темой учитель предлагает примеры изучаемых явлений: слова в определенных формах, словосочетания, предложения. От учащихся требуется, опираясь на них, ответить на вопросы и выполнить задания (докажите, что эти слова – синонимы)

Составление таблиц и заполнение их соответствующими примерами. Этот способ целесообразно применять для проверки запоминания классификаций языковых явлений, понимания взаимосвязей, существующих между ними, условий выбора тех или иных написаний т постановки знаков препинания. Составлению таблиц школьников необходимо учить в процессе усвоения нового материала. Базой этой методики является раскрытие логической основы классификации, способов графического расположения материала, отражающего зависимость между языковыми явлениями, фактами. Этапы формирования этого умения: анализ готовой таблицы, коллективное составление 2-3 аналогичных таблиц, индивидуальное составление таблиц.

Связное сообщение ученика о языковом явлении. Данный способ проверки целесообразно использовать после изучения разрядов того или иного явления (разрядов местоимений, видов глагола); ознакомления с несколькими видами орфограмм или пунктуационных правил, в чем-либо сходных между собой (употребление мягкого знака, тире); изучения всех форм словоизменения, способов словообразования, типов словосочетаний, предложений. Связное сообщение ученика эффективно на уроках повторения по теме или в конце года.


Проверка знаний может быть устной и письменной. Письменная форма позволяет проверить знания у всех учащихся одновременно. Письменные задания даются как по языковым темам, так и по правописным - орфографическим и пунктуационным, а также по развитию связной речи учащихся.

Объяснение нового материала – важный структурный элемент урока. Он предназначен, во-первых, для раскрытия существенных признаков изучаемых явлений, во-вторых, для обучения школьников умению применять на практике полученные знания.

Ознакомление с новым языковым или речевым явлением включает в себя следующие элементы работы:

восприятие явления;

осознание учащимися существенных признаков этого явления;

знакомство с термином, который обозначает изучаемое явление (понятие);

формирование определения понятия.

Восприятие школьниками изучаемого явления – обязательное звено учебного процесса. В зависимости от особенностей восприятие осуществляется либо в устной форме (если учащиеся знакомятся с фонетическими явлениями), либо в письменной, либо одновременно в устной и письменной (если учащиеся знакомятся с орфографическими и пунктуационными явлениями). Воспринимая на слух или зрительно то или иное языковое или речевое явление, дети схватывают его в целом и одновременно видят и слышат в нем особенности, с которыми предстоит познакомиться. Для этого учитель предусматривает необходимые примеры, которые он демонстрирует школьникам после объявления темы. В результате привлечения внимания школьников к материалу создается проблемная ситуация.

Осознание учащимися существенных признаков изучаемого явления. Существенные признаки, явления, с которыми учитель наметил познакомить детей, преподносится либо в готовом виде (догматический путь познания), либо к поиску нового привлекаются сами учащиеся (эвристический путь познания). Возможно не только изолированное использование каждого из них, но и одновременное их применение: часть сведений о том или ином явлении сообщает учитель в готовом виде, а часть – добывают учащиеся в результате эвристического поиска.

Догматический путь преподнесения нового обслуживается объяснительными методами (сообщение учителя, самостоятельный анализ учащимися соответствующего материала в учебнике), а эвристический - поисковыми (беседа на основе материала для наблюдения, самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения).

Обучение школьников применению на практике полученных знаний включает в себя следующие компоненты:

запоминание новых сведений;

воспроизведение усвоенного;

усвоение алгоритма применения.

Для запоминания новых сведений на уроке используется чтение учащимися соответствующего материла в учебнике, составление плана теоретического текста, составление таблиц на основе теоретического текста.

Воспроизведение усвоенного – это ответы учащихся, в которых дается полный последовательный перечень существенных признаков изученного явления либо в форме усвоенного определения понятия, либо в свободной форме.

Усвоение алгоритма применения знаний на практике – это способ перевода знаний в умения. Обучение школьников умению применять полученные знания на практике опирается на анализ алгоритма (образца) рассуждения, который дает либо сам учитель, либо учащиеся разбирают его в учебнике.

Формирование умений и навыков (закрепление) как структурный элемент урока имеет следующие функции закрепление полученных знаний и овладение языковыми и речевыми умениями. Для реализации этих целей используются практические методы обучения, т.е. упражнения. Их выбор зависит от типа учебного материала, в первую очередь.

Подведение итогов урока. Функция этого структурного элемента урока - выяснение степени осознанного усвоения нового материала. Для ее реализации ставятся вопросы, требующие осмысленного ответа.

Задание на дом одновременно с реализацией основной учебной цели формирует навыки самостоятельности поиска как способа ее выполнения, так и источников содержания.


Виды уроков русского языка

Уроки различаются своими целями и структурой. В соответствии с этими параметрами они делятся на две группы: обучающие и контрольные уроки.

Обучающие уроки

Обучающие уроки делятся на четыре самостоятельных вида:

- уроки сообщения нового материала;

- уроки формирования умений и навыков;

- уроки повторения пройденного;

- уроки работы над ошибками учащихся.


Вид обучающего урока не зависит от используемого содержания. Так, в первом виде могут сообщаться и языковые, и правописные, и речевые, и стилистические сведения. Структура урока во всех случаях будет одинаковой. То же самое относится и к остальным видам урока. Однако в практике используются выражения «урок орфографии», «урок развития речи» и т.д., но они употребляются не в типологическом смысле, а отражают содержательную сторону работы.

Уроки сообщения нового материала предназначены для ознакомления учащихся с новым языковым явлением и первоначального формирования соответствующего умения. Они могут состоять из всех перечисленных структурных элементов. Варьируются следующие из них: проверка домашнего задания и задавание на дом. Проверка домашнего задания не проводится, если тема сложная и с нею дети знакомятся впервые и если на уроке намечается самостоятельная работа.

Уроки формирования умений и навыков служат закреплению полученных знаний и развитию на этой основе соответствующих умений. Такие уроки реальны в том случае, если на тему отводится не менее двух часов и если тема предполагает формирование умений.

В структуре такого урока, естественно, отсутствует объяснение как структурный элемент. Центр такого урока – выполнение упражнений, направленных на развитие умений, формирование которых заложено было на предыдущем (или предыдущих) занятиях.

Если на уроке объяснения использовались преимущественно специальные упражнения, направленные на развитие умений и навыков, то на уроке формирования (по-другому урок закрепления) применяются, кроме того, неспециальные упражнения. Они одновременно служат нескольким целям. Так, составление предложений, предлагаемое учащимся при обучении орфографии, служит развитию речи, развитию норм формообразования и, конечно, орфографии.

Уроки повторения пройденного предназначены для воспроизведения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизации, выявления новых свойств при сравнении и сопоставлении изученных явлений. В соответствии с перечисленными целями выделяются следующие разновидности уроков повторения: в начале учебного года, в конце изучения темы, в начале изучения ступенчатой темы.

Урок повторения в начале учебного года имеет целью воспроизвести и закрепить знания и умения, полученные в предыдущем классе. Два фактора обеспечивают его проведение: домашняя подготовка детей к повторению и беседа по содержанию повторяемой темы. Наиболее целесообразно на уроке сочетать беседу по группе вопросов (2-3) одной тематики с последующим выполнением упражнений.

Урок повторения в начале изучения нового раздела необходим при изучении ступенчатых тем: в VI классе – текста и стилей, лексики, словообразования, имени существительного, имени прилагательного, глагола; в VIII классе – словосочетания, членов простого предложения, прямой речи; в IX классе - сложного предложения. Эти уроки непосредственно готовят учащихся к восприятию новых сведений по известной детям теме путем создания ассоциаций. Воспроизведение и уточнение ранее изученного – основные задачи такого повторения. Повторяемый материал для таких тем компактно изложен в специальных параграфах учебников, где даны основные понятия, усвоенные в предыдущих классах. При организации уроков повторения целесообразно сочетать ответ на один из вопросов и последующее выполнение упражнения.

Урок повторения в конце раздела предназначен для закрепления изученного и его систематизации. Для решения этих задач целесообразнее всего, сгруппировав вопросы, провести систематизацию знаний учащихся и выполнить затем упражнение.

Урок повторения пройденного в конце учебного года предназначен в первую очередь для приведения знаний в систему, основу которой составляет работа над единицами языка и разделами науки о языке. Значительное место должны занимать упражнения, направленные на формирование норм языка и выявление функций изучаемых явлений в речи.

Уроки работы над ошибками учащихся. Появление ошибок у учащихся как в устной, так и в письменной форме – закономерное явление, поэтому необходимо не только их предупреждение, но и работа по их исправлению и объяснению. Последней цели служат специальные уроки. В зависимости от типа ошибок, допущенных учащимися, выделяются следующие разновидности этого вида уроков:

- уроки работы над орфографическими ошибками;

- уроки работы над пунктуационными ошибками;

- уроки работы над ошибками в изложениях и сочинениях.

Контрольные уроки

Контрольные уроки делятся на следующие виды:

- контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений;

- контроль за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью;

- контроль за овладением навыками связной речи.


Уроки контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений. Основу этих уроков составляют ответы детей на вопросы, требующие сопоставления, сравнения и выводов о сходстве и различии тех или иных языковых явлений. Такие уроки целесообразно проводить после изучения ряда сходных в чем-либо тем, например, после ознакомления со всеми именами, после изучения местоимений (для сопоставления с именами), после изучения всех глагольных форм.

Проверка знаний и учебно-языковых умений учащихся в настоящее время осуществляется попутно с проверкой орфографических и пунктуационных умений и навыков в форме дополнительных заданий к текстам диктантов. Задания формулируются с таким расчетом, чтобы с их помощью проверить знания, в том числе порядка разбора.

Уроки контроля за орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся. Проверка орфографической грамотности учащихся осуществляется с помощью контрольных диктантов. В качестве контрольных диктантов используются диктанты без изменения. Им не предшествует никакая подготовительная работа.

Для контрольных диктантов привлекаются тексты, а не отдельные предложения. Текст контрольного диктанта должен включать проверяемые в данном разделе орфограммы, а также отражать те синтаксические структуры, которые требуют пунктуационного оформления в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

Уроки контроля за развитием связной речи учащихся предназначены для выявления сформированности умений излагать мысли на определенную тему, соблюдая последовательность их передачи, с учетом адресата и в форме определенного стиля. Проверяется также умение использовать языковые средства в соответствии с темой, адресатом и избранным учеником стилем речи. Для этих целей проводятся изложения и сочинения.


Комбинированные уроки – это уроки, сочетающие в себе элементы обучения и контроля. Сочетание контроля с обучением целесообразно в том случае, если на тему отводится не менее двух уроков, один из которых посвящен формированию умений. Этот урок можно осложнить небольшой контрольной работой, точнее, самостоятельной работой, выполненной без предварительной подготовки. Комбинированный урок вместе с дополнительными заданиями к контрольным диктантам в той или иной мере заменяет специальные уроки контроля за знаниями и учебно-языковыми умениями.


Новые тенденции в уроке русского языка

Современный образовательный процесс характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

На основе этого определены основные принципы моделирования личностно-ориентированного урока:

-учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся;

-признание ученика субъектом образовательного процесса, способного на саморазвитие;

-включение учащихся в совместное целеполагание, планирование, осуществление и анализ форм образовательного процесса;

-опора на взаимное уважение, доверие и партнерство.

В структуре современного урока русского языка должны обязательно присутствовать такие компоненты:

1. Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта (принцип дифференциации обучения).

2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя – привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.

3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, на котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии не с учителем, а со средствами обучения.

4. Контроль качества усвоения материала.

Учитывая характеристику применяемых на уроке элементов образовательных технологий, можно выделить наиболее оптимальные формы обучения в классно-урочной системе как наиболее массовой:

-парная и групповая работа, обучение в малых группах, разноуровневое обучение;

-интегрированные уроки;

Игровые формы обучения;

-индивидуальные образовательные траектории освоения программы для одаренных детей в условиях урока.

Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое произведение, речевое высказывание.

Урок ориентирован на формирование как специфических, так и общеучебных умений школьников: «встроить» новые знания в систему старых; опираться на знания из других предметов; отбирать необходимые знания из большого объема информации; систематизировать учебный материал; находить причинно-следственные связи; работать с таблицами и схемами; пользоваться справочным материалом.

Современный урок нацелен на достижение обязательного (базового) уровня обученности, вместе с тем ориентирует на более высокий уровень овладения языком. Поэтому необходимый структурный элемент урока – систематическое и целенаправленное знакомство с изобразительными возможностями языка, наблюдение за использованием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы.

Особенностями современного урока является и изменение соотношения устной и письменной речи в сторону увеличения устной, в том числе и на лингвистические темы. Устная речь может быть представлена в разнообразных формах: чтение научного текста, пересказ по плану, обсуждение языковой проблемы, устный ответ на вопрос, устное сочинение и др.

Деятельностный характер обучения обеспечивается и за счет введения в урок практической работы, в основе которой лежит лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, обращение к лингвистическим парадоксам, наблюдение за стилем литературного произведения.

Традиционным является обостренное внимание к формированию орфографических и пунктуационных навыков. Эффективным является использование следующих упражнений: диктант (предупредительный, объяснительный, графический, словарный, лексический), списывание, письмо по памяти; «ЗСП» (значение, строение, написание слова), нацеленное на раскрытие взаимосвязи значения, структуры и правописания слов.

В работе на уроке необходимо максимально использовать учебник.

Учитывая изменения в итоговой аттестации школьников, необходимо планировать работу, направленную на проверку адекватности восприятия текста в разных аспектах: понимание основной идеи, смысловой структуры текста, понимание и запоминание фактов и оценок, логической связи между суждениями. По форме эти задания могут представлять собой тест, включающий вопросы к тексту, предполагающий в результате анализа развернутый устный или письменный ответ учащегося.

Важной особенностью современного урока является ориентация на формирование понятийной формы мышления учащихся: овладение терминами, осваивание образцов научной речи, постижение логики развертывания содержания научного текста.

Система коммуникативных заданий (Выпишите предложение, передающее главную мысль, Составьте план по абзацам, Выпишите термины…) помогает лучше понять, о чем говорится в тексте, облегчает пересказ этого текста. Так накапливается опыт чтения и понимания текстов научного стиля речи.

В систему уроков должны быть включены задания, направленные на формирование способности говорить на лингвистическую тему (Порассуждайте об эпиграфе к разделу учебника, о языковом явлении).

Постоянными на уроке являются задания на обнаружение изучаемых грамматических категорий: выписать слова определенной части речи или конкретной грамматической формы, выписать слова с переносным значением; найти сложное предложение и подобные. Подобные задания, связанные с языковым анализом текста, формируют способность учащихся свободно ориентироваться в фактах и явлениях языка.


Основное содержание обучения русскому языку в 10-11 классах

(базовый и профильный уровень).

Различные подходы в обучении.


Современные цели обучения родному языку в школе, по сути своей являющиеся комплексными и направленными на совершенствование коммуникативных способностей учащихся, невозможно полноценно сформировать, ограничившись изучением предмета в рамках начальной и средней школы. Именно поэтому одним из важнейших требований обучения русскому языку в школе является непрерывное языковое образование с 1 по 11 класс. С 2004 г. в Федеральный базисный учебный план включается русский язык как обязательный предмет для изучения в старших классах. До этого предмет в 10-11кл. изучался за счет регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана.

На заключительном этапе изучения в 10-11 классах русский язык как школьный предмет представлен на базовом и профильном уровнях, каждый из которых имеет специфические цели обучения и вместе с тем выполняет общеобразовательные задачи. Одна из главных заключается в реализации надпредметной задачи, которую выполняет родной язык в школе. Современное понимание надпредметной функции (русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения для других предметов) курса родного языка определяет и нацеленность на формирование общеучебных умений. В их основе – речемыслительные способности, которые развиваются на уроках по разным предметам, но именно качество речевой деятельности, речевой подготовки закладывается на уроках русского языка.

В образовательных стандартах представлены все виды общеучебных умений и в содержании курса русского языка в 10-11 классах на базовом и профильном уровнях.

Общеучебные умения

Русский язык как базовый учебный предмет

Русский язык как профильный учебный предмет

Коммуникативные

Совершенствование культуры учебно-научного, официально-делового общения в устной и письменной форме в различных ситуациях общения, в том числе и профессиональной сфере, ориентированной на избранный типовой профиль.

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала.

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование), в том числе на материале избранного профиля обучения.

Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.

Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности, в том числе в сфере профессионального общения. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике по проблемам, связанным с избранным профилем обучения.

Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы), в том числе на материале избранного профиля обучения. Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа.

Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: доверенность, резюме, деловое письмо, объявление, инструкция.

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Интеллектуальные

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней.

Особенности фонетической, лексической, грамматической систем языка. Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные, акцентологические), лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Язык как особая система знаков; ее место среди других знаковых систем.

Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и ровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. Классификация фонетических единиц русского языка.

Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).

Анализ причин коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Информационные

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка профильно-ориентировочных текстов).

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: сканирование, просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных стилей и жанров, в том числе несложных текстов по специальности.

Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Организационные

Овладение культурной публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Оценивание устных и письменных высказываний / текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала.

Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания / тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.


Принцип единства языкового, речемыслительного интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, культурологического развития учащихся реализуется не только в основной, но и в старшей школе. Это также находит в образовательных стандартах разнообразное воплощение. Прежде всего, это направленность всей системы обучения на формирование четырех видов компетенций: коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой.

Указанные виды компетенций не только названы в образовательных стандартах

Как целевые установки, но и отражены в образовательном минимуме как основные компоненты содержания обучения русскому языку в старшей школе. А это означает, что каждый вид компетенции должен формироваться на понятийной основе уже с первых уроков русского языка в 5 классе.

В 10-11 классах русский язык как школьный предмет представлен на базовом и профильном уровнях, каждый из которых имеет специфическое содержание обучения и вместе с тем содержит инвариантное ядро.

Базовый курс должен обеспечить формирование общекультурного уровня, который бы позволил выпускнику продолжить обучение в средних специальных образовательных учреждениях и высшей школе. В связи с этим курс нацелен на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности, а также на развитие умений и навыков, связанных с нормативным использованием языковых средств (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных норм).

Это достигается прежде всего усвоением элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, а также ориентаций системы обучения на многоаспектный языковой анализ речевого высказывания и отработку всех типов норм современного русского языка (общеязыковых, коммуникативных и этических).

Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств с целью достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. В связи я этим центральным разделом практически ориентированного курса становится культура речи, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний и стратегий и тактик успешного понимания чужой речи – устной и письменной.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком необходимо углубление знаний о языке и речи и совершенствование на этой основе навыков языкового анализа. Курс предусматривает повторение и обобщение знаний по основам науки о русском языке, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики; совершенствование речевых умений и навыков, связанных с анализом и созданием текстов разных стилей речи. Языковые средства прежде всего рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения, то есть навыкам, которыми необходимо владеть каждому выпускнику школы. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

В связи с этим большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Выпускники должны научиться пользоваться словарями правильности русской речи, применять орфографические и пунктуационные нормы при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей; использовать лексическую и грамматическую синонимию с целью совершенствования собственного речевого высказывания; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения.

Профильный уровень усвоения русского языка в основной (полной) школе предполагает реализацию целей и содержания базового уровня, и в то же время он должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования. Этим определяется специфическое содержание курса для профильного уровня: приоритетным является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся, что отражено в образовательном стандарте.

В связи с этим предусматривается углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка» языковой норме, ее функциях; основных формах существования русского национального языка; функционально-стилистической системе русского языка. В профильных классах русский язык становится объектом научного изучения, потому особое внимание уделяется русистике, рассмотрению ведущих методов изучения языка, знакомству с основными направлениями развития русистики в наши дни, а также с информацией о виднейших ученых-лингвистах и их научной деятельности. Заложен и исторический аспект в изучении родного языка, предполагается осознание старшеклассниками роли старославянского языка в развитии русского языка; рассмотрение современных тенденций в развитии норм русского литературного языка. Кроме того, усиливается направленность обучения на установление связей с курсами русской литературы и иностранного языка и на этой основе – формирование способности проводить филологический анализ текста.

Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты, допускающих неоднозначную интерпретацию; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

Специфические цели и содержание обучения русскому языку, представленные в базовом и профильном курсах, находят отражение и в Требованиях к уровню подготовки выпускников (Стандарт образования).

В образовательном стандарте, ориентированном на старшую школу, представлено содержание двух курсов: базового и профильного.

Изучение русского языка на базовом уровне должно обеспечить целенаправленное совершенствование следующих умений:

1)использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникативной установки;

2)извлекать необходимую информацию из различных источников (учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации и ресурсы Интернета);

3)вести целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критически оценивать ее достоверность адекватно поставленной цели: развернуто обосновывать свою позицию с приведением системы аргументов;

4)владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.д.

Указанные умения предусмотрены стандартом для базового уровня, и, следовательно, ими должны владеть выпускники, обучающиеся в старших классах любой профильной направленности, в том числе и в непрофильных (общеобразовательных) классах.

Специфика целей обучения русскому языку в профильных классах определяется тем, что русский язык является основой школьного филологического образования. Нацеленность предмета на подготовку выпускников к получению высшего образования в области филологии определяет и специфическое содержание курса для профильного уровня.

Языковая подготовка в рамках филологического профиля может быть ориентирована на получение высшего филологического образования по специальностям «Журналистика», «Учитель русского языка и литературы» и др., на получение высшего образования по специальности «Иностранные языки».

Разумеется, в подобных классах приоритетным является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся, что, естественно, предполагает усиление теоретического аспекта изучения русского языка; знакомство с ведущими методами изучения языка, с основными направлениями развития русистики в наши дни, а также с информацией о виднейших ученых-лингвистах и их научной деятельности; усиление исторического аспекта в изучении русского языка, включение исторического комментария к изучаемым фактам языка; введение филологического анализа художественного текста; формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; выявление сходства и различия отдельных языковых явлений и фактов русского и изучаемого иностранного языка.

Цель и содержание курса для социально-гуманитарного м филологического профиля являются общими, тем не менее обучение русскому языку в социально-гуманитарном профиле имеет определенные особенности, которые связаны с актуализацией межпредметных связей с такими учебными предметами, как история, обществознание, право.

Например, в содержании представлены следующие дидактические единицы: Русский язык в кругу славянских языков. Понятие о старославянском языке. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита и его история.

Данный фрагмент инвариантного содержания может быть по-разному представлен в программах филологического и социально-гуманитарного профилей: Филологический профиль. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Проблема перевода с русского языка на иностранный и наоборот. Социально-гуманитарный профиль. Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения). История русской письменности. Реформы в истории русского письма. Исторический документ как объект языкового анализа. Особенности языка юридических документов.

В соответствии с целями и содержанием обучения русскому языку на базовом и профильном уровнях представлены и различные подходы в обучении. Для базового уровня характерно применение репродуктивных методов обучения, для профильного уровня – проблемных.


Урок литературы


Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Требования к уроку литературы

1.Создание эмоционального настроя, заинтересованности.

2.Целостность, предполагающая знакомство с произведением, его анализ, связь с жизнью, практическую направленность.

3.Воспитательная направленность урока.

4.Научность всех сведений особенно при сообщении сведений исторического и литературоведческого характера.

5.Связь с другими видами искусства.


Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5–9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй – активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая литература.

В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.


В дидактике и частных методиках нет единого принципа классификации по признаку основной дидактической цели (М.А. Данилов, И.Т. Огородников) – уроки первоначального усвоения нового материала, закрепления и повторения знаний, самостоятельной работы, обобщающего повторения, смешанный. Иной подход к типологии уроков связан с анализом процесса обучения, с определением места урока в системе уроков по изучению темы, раздела. В методике преподавания литературы такая типология урока была разработана В.В.Голубковым – вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ произведения, итоговые уроки. Данная классификация несет в себе не один признак, так как заключает в себе также способы организации урока. Н.И. Кудряшев разработал классификацию уроков литературы, исходя из специфики самого предмета:1) уроки изучения художественных произведений,2) уроки изучения теории и истории литературы,3) уроки развития речи. Из всего разнообразия уроков первого типа (изучения художественных произведений) можно выделить основные три:а) урок художественного восприятия произведения,б) уроки углубленной работы над текстом произведения, в) обобщающие работу над произведением. Задача уроков художественного восприятия произведений по Кудряшеву – «непосредственное общение с произведением, целостное, глубоко эмоциональные впечатления от них, затрагивающие личностные переживания; развитие культуры художественного восприятия, умение слушать или читать художественное произведение; развитие художественной зоркости, воспитание культуры эстетических и нравственных чувств, влияющих и на все поведение учащихся».

В уроках углубленной работы над текстом Н.И.Кудряшев ставит задачу научить «школьников все более основательно и сознательно следить за мыслями писателя, за логикой его образов, понимать произведение как художественное единство. Это очень сложные умения, требующие размышлений, сопоставления, анализа и синтеза». Обобщающие уроки важны в силу необходимости «развития последовательного, логически правильного мышления, умения обосновывать свою мысль убедительными доводами и фактами».


Типология уроков литературы

Уроки изучения художественных произведений.

Уроки изучения теории и истории литературы.

Уроки развития письменной и устной речи.


Уроки изучения художественных произведений

1.Урок художественного восприятия.

2.Урок углубленной работы над текстом.

3.Уроки, обобщающие изучение художественных произведений (возможно использование диспутов, семинаров).

Уроки изучения теории и истории литературы

1.Уроки формирования теоретико-литературных понятий.

2.Урок усвоения научных и литературных критических статей.

3.Уроки по биографии писателя.

4.Уроки по историко-литературному материалу.

5.Уроки обобщения и повторения теоретико-литературных понятий.

Уроки развития письменной устной речи

1.Урок обучения творческим работам по жизненным впечатлениям.

2.Уроки обучения сочинению на литературную тему.

3. Уроки обучения устным ответам, докладам.

4.Уроки анализа сочинений.


Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи. Основой содержания литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.

В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умение осмысленного выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. В качестве основного средства обучения выступает художественный текст.

В средней ступени (5-9 классы) литература является самостоятельным предметом. Выделяются два звена (5-7классы и 8-9). В 5-7 классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимание текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.

В 8-9 классах рассмотрение произведения в соответствии со спецификой рода и жанра способствует развитию такого важного качества, как жанровое ожидание. Перед учащимися стоит задача понять жанровое своеобразие исторических и лирических песен как жанров фольклора; житийного жанра в древнерусской литературе; рассказа и повести; пьесы и лирического произведения. Особое внимание в рассмотрении поэтики художественного произведения и использования теоретико-литературных понятий занимают вопросы композиции и ее элементов.

В 10-11 классах основу курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение важнейших произведений русской и мировой литературы. Намечены три списка произведений: для чтения и изучения, для обзоров и для самостоятельного чтения.

Учащиеся 10-11 классов осваивают литературу в ее движении, развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя-словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся.

Этапы изучения литературного произведения

Изучение литературного произведения в школе складывается из четырех основных этапов: 1)вступительные занятия, 2)чтение, 3)анализ и 4)заключительные занятия. Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными. Наоборот, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой.

Основная цель вступительных занятий - создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. О.И. Никифорова определяет ориентиры, соотнесенные со структурой читательского восприятия и стимулирующие активность этого восприятия. Это ориентировка в жанре и общем характере произведения, в месте и во времени действия, в системе образов и событий, в эмоциональном отношении автора к персонажам, в объеме и образном ядре произведения.

Различаются два основных пути подготовки к чтению и анализу текста: на основе изучаемого произведения и на основе личных впечатлений. В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий; объяснение непонятных слов. Можно назвать следующие виды работ, предваряющие чтение и разбор произведения: вступительное слово учителя, подготовительная беседа учителя с классом, постановка и запись вопросов, которыми учащиеся должны руководствоваться при чтении, рассматривание иллюстраций, экскурсии, подготавливающие ученика к восприятию произведения.

Основными формами проведения вступительных занятий являются: рассказ учителя или лекция с использованием иллюстративного материала, беседа, работа по учебнику или с дополнительной литературой, киноурок, экскурсия.

Нередко после вступительного занятия проводится ориентировочная беседа с целью убедиться, что класс подготовлен к анализу текста. При проверке усвоения содержания произведения используется составление планов и различных видов пересказов: свободного и по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица рассказчика, с заменой диалога повествованием.

В старших классах содержание вступительных занятий усложняется и чаще всего связывается с историей создания произведения.

Анализ текста – наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором. В содержание анализа входят: общий смысл произведения; его идейная направленность; сюжет (при анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали); композиция; язык. В каждом конкретном случае школьник воспринимает более осознанно один из названных компонентов. В качестве ведущей или отправной линии анализа также выбираются определенные компоненты.

В теории и практике литературы бытует понятие путей анализа, которые понимаются как порядок и последовательность разбора литературного текста. Наиболее распространены три пути анализа: «вслед за автором» (по сюжету), «по образам» и проблемно-тематический. Очень часто в школьной практике используется смешанный путь анализа произведения.

Выбранный путь анализа литературного произведения указывает на последовательность рассмотрения художественного текста, общее направление его изучения. Прием же анализа раскрывает конкретный способ осмысления художественного текста. Одни и те же приемы могут быть включены в различные пути анализа.

Приемы делятся на две группы: приемы постижения авторской позиции в литературном произведении (комментарий исторического, бытового, общекультурного типа, сопоставление частей и различных элементов художественного текста, наблюдения над стилем писателя, сопоставление разных редакций, вариантов текста, сопоставление изучаемого произведения с другими произведениями писателя, сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов текста); приемы активизации сотворчества читателя (выразительное чтение, которое предваряет анализ произведения, прием ввода в текст – оживленное воспоминание, рассказывание и пересказ, инсценирование, создание сценариев).

Современное школьное литературоведение особое внимание уделяет целостности и избирательности анализа текста, выбору основной линии работы, различным сопоставлениям, в том числе с произведениями других видов искусств. Особое значение приобретает отбор, а вернее, выбор материала для вторичного чтения. Все больше места в современном уроке литературы занимает интерпретация текста, дающая возможность развивать углубленное личностное восприятие его. Перегруженность программ, особенно для XI класса, диктует направление поисков организации чтения и анализа художественных текстов с использованием усложняющихся заданий, увеличением доли самостоятельности класса, использованием карточек с заданиями, включением в структуру урока групповых и индивидуальных заданий.

Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста.

На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции. После уроков по драме – инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версий, сопоставление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведений включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций критиков, самостоятельные работы.


Материал по литературе, представленный для базового и профильного уровня, соответствует Стандарту образования. Содержание и структура программ базового уровня определяются целью литературного образования и полностью соответствует Федеральному минимуму содержания образования и предполагают систематическое изучение литературы XIX-XX веков. Программы профильного уровня также соответствуют Федеральному минимуму содержания образования. Содержание курса литературы профильного уровня отражает развитие литературы XIX-XX веков, но в отличие от базового уровня большое внимание уделяется систематизации, обобщению и осмыслению нравственного опыта учащихся; строится на концепции литературного образования, основанной на творческой деятельности учащихся.

В соответствии с целями и содержанием обучения литературе на базовом и профильном уровнях представлены и различные подходы в обучении. В системе методов (классификация Н.И.Кудряшева) можно выделить метод творческого чтения. Целью его является активизация художественного восприятия и в начале изучения произведения и после его анализа. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы. Виды учебной деятельности школьников: чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, создание отзывов, рассматривание иллюстраций. В целом речь идет о первой ступени в логике познания литературы.

Со следующей ступенью в логике познавательной деятельности связан эвристический метод. Более углубленный анализ текста неизбежно связывается с изучением элементов науки о литературе. Расширяется содержание изучаемого материала, идет поиск разрешения проблем. Данный метод чаще всего осуществляется в эвристической беседе. Приемы: построение логически четкой системы вопросов, что поможет осуществить самостоятельное добывание знаний, построение системы заданий по тексту, постановка проблем. Виды деятельности: подбор материала из художественного произведения, пересказ с элементами анализа текста, анализ эпизода, анализ образа-персонажа, составление плана к выступлению, к сочинению, постановка проблемы.

Исследовательский метод заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы: постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий. Виды деятельности: самостоятельный анализ части и целого художественного произведения, сопоставление, оценка спектакля или кинофильма.

При репродуктивном методе учащиеся получают знания как бы в готовом виде, но не догматически. Развитию мысли учащихся способствует проблемное изложение материала. Важно не само по себе репродуцирование готового материала, но и обобщение, суммирование знаний. Виды деятельности: запись плана или конспекта лекции учителя, работа по учебнику, подготовка доклада по готовым материалам.

Представленная классификация методов обучения ориентирована на взаимосвязь методов в рамках конкретного урока.


Нетрадиционные (нестандартные) формы проведения урока


В настоящее время нестандартных методов обучения и целых уроков – огромное количество, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям ни об уроке, ни о методе. Это приводит к существенным недостаткам, снижающим педагогическую эффективность учебного процесса.

Стихийность и бессистемность использования. Исключение составляют лишь уроки лекционно-семинарской системы, которые применяются главным образом в старших классах.

Отсутствие прогноза положительных изменений – роста качества знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся.

Преобладание репродуктивных технологий обучения. Обращается внимание преимущественно на форму организации учебного процесса, а не на его содержание. Это сказывается на количестве и содержании выводов и умозаключений, итоговых форм деятельности.

Перегрузка некоторых уроков учебным материалом, нередко фактологическим. Особенно это относится к интегрированным урокам, учебным конференциям, иногда занимательным формам уроков. Отсутствуют этапы обобщения, преобладает работа с фактическим материалом, не имеющим особого образовательного значения. Привлекаемые факты интересны для учащихся, однако их образовательная и развивающая нагрузка незначительна.

Непривычные формы используются немотивированно, как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Преобладают итоговые формы (зачеты, семинары, решение кроссвордов и др.). Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении.


Творческие принципы нестандартных уроков

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализации в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).


Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков

  1. Подготовительный период.

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.д.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы, получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока и подобное

  1. Собственно урок, в котором выделяется три этапа.

Первый этап является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап – это сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

3. Анализ урока.

В период анализа нестандартных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.


Типология нестандартных уроков

I.

Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок – общественный смотр знаний, урок – диспут, урок с применением компьютерных технологий.

Уроки с использованием игровых ситуаций: урок – ролевая игра, урок – пресс-конференция, урок – соревнование, урок – КВН, урок – путешествие, урок – аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок - театрализованное представление.

Урок творчества: урок – сочинение, урок – выпуск «живой газеты», урок – осмотр выставки.

Традиционные уроки с новыми аспектами: урок - лекция, урок - семинар, урок – конференция, урок – экскурсия, урок – консультация, урок - зачет.

Рассмотрим некоторые типы нестандартных уроков.

II.

Урок-лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических посторенний, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.

Основные условия организации урока в форме лекции.

Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.

В случае использования укрупненной дидактической единицы.

Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.

Введение в тему.

Применение знаний для решения практических задач.

При подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками, поэтому предпочтение отдается проблемному изложению материала.

Ученическая конференция (для старших классов). Конференция может быть итогом работы по крупному разделу темы. К конференции готовятся доклады по индивидуальным темам. При проведении конференций необходима подготовка оппонентов, что позволяет организовать всех учащихся. Активизируют внимание учащихся еще заданиями, которые выполняют на основе содержания докладов.

Урок пресс-конференция. Цель таких уроков – расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам, повторение материала по теме или какому-либо разделу. В процессе подготовки класс делится на группы, которые будут играть роль журналистов и сотрудников пресс-центра; для каждой группы очерчивается своя тема, по которой учащиеся будут готовить вопросы. Ответы на возможные вопросы готовят сотрудники пресс-центра.

Урок - защита диссертации характерен для старших классов. Учащиеся заранее разбиваются на группы. Командир получает задание, к которому прилагается дополнительная литература. Каждая группа готовится по своему заданию. На уроке выбирается «ученый совет», который будет задавать дополнительные вопросы, оценивать выступающих и присуждать за защиту темы «ученую степень».

Урок-исследование. Цель урока – отработка умений и навыков для использования дополнительной литературы для самостоятельного приобретения знаний, развитие мыслительной деятельности учащихся. Учащимся к уроку предлагаются вопросы и задания разного уровня, индивидуальные задания. Во время урока выступления учащихся могут следовать только вслед за вступительным словом учителя. Выступления учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат) завершаются вопросами и выступлениями оппонентов, что приводит к дискуссионному обсуждению проблемного вопроса. Заключительное слово на таком уроке принадлежит учителю.

Урок-интервью – это своеобразный диалог и вместе с тем ролевая игра. Она построена по типу интервью корреспондента с представителем какой-либо группы. На таком уроке можно изучать новый материал, повторять и закреплять уже пройденное. Если занятие посвящено изучению нового материала, то нужен период предварительной подготовки. Класс разбивается на группы, каждая из которых самостоятельно работает над определенным заданием. Каждая группа изучает свой материал, готовясь к ответам; корреспонденты составляют вопросы для каждой группы; административная группа вместе с корреспондентами под руководством учителя должна обобщить весь материал.

Если на занятии такой формы проводится повторение и обобщение материала, то урок ведут сами корреспонденты, обращаясь поочередно к разным, произвольно выбранным ученикам класса и предлагая им вопросы.


Форму нестандартного урока при планировании уроков русского языка и литературы выбирает учитель, исходя из возможностей класса, из содержания учебного материала, из оснащенности школы.


Межпредметные связи и интеграция


Межпредметные связи – это целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами, а также организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений. Межпредметные связи – средство решения ряда общепедагогических и методических задач: усиление познавательных интересов учащихся; формирование научного мировоззрения; усиление глубины и прочности знаний; обеспечение успешности обучения, практической направленности обученности; расширение кругозора учащихся. Межпредметные связи – это средство комплексного подхода к обучению и воспитанию, средство активизации учебной деятельности учащихся, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса. Межпредметные связи – основа интеграции. Интеграция – восстановление, воспоминание, объединение в целое каких-либо частей.

Интеграция в современной школе идет по нескольким направлениям и на разных уровнях: внутрипредметном (уроки и внеклассная работа) и межпредметном (интеграция смежных предметов).

Возможно проведение разнообразных типов интегрированных уроков.

Вступительные – уроки введения в тему, они формируют представление об эпохе, быте, личности писателя. Наиболее удачно проводятся уроки литературы, истории, МХК. Задачи вступительных уроков – подготовить к восприятию темы, привлечь внимание к писателю, его творчеству, заинтересовать детей, пробудить желание самостоятельно заниматься творческой работой.

Уроки практической деятельности учащихся, на которых они учатся применять полученные знания по различным предметам, вести аналитическую, исследовательскую работу, выполнять ее индивидуально, самостоятельно и в группах, в соответствии со своими интересами и наклонностями. Уроки литературы и музыки, ИЗО.

Уроки творчества проходят как в урочное, так и во внеурочное время. Литература, история, МХК. (Урок по роману В.Скотта «Айвенго»).

Итоговые уроки проводятся после изучения темы или раздела. (М.Пришвин «Кладовая солнца» и биология).

Уроки-праздники (концерты). Проводятся в конце полугодия, года или приурочены к знаменательной дате. К таким урокам нужна специальная подготовка.

Гуманитарные и естественные предметы должны изучаться не обособленно, а интегрировано, с целью формирования у учащихся социальной готовности к позитивному жизненному самоопределению.





Литература.

Государственный стандарт образования.

Программы по русскому языку и литературе.

1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. / Под ред. Богдановой О.Ю. – М., 1999. (397 с.)

2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

3. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М., 2006.

4. Львова С.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Настольная книга учителя русского языка. – 5-11 классы. – М., 2007.

5. Методика преподавания русского языка в школе. / Под ред. Баранова М.Т. – М., 2000.



Критерии оценивания урока русского языка





1.

Чёткость целевой установки урока.

2.

Правильно ли была определена и сформулирована

тема урока?

3.

Каково место этого урока по отношению к другим урокам, данному разделу?

4.

Насколько удачно была выбрана структура урока?

5.

Содержание уроках с научной точки зрения (есть ли ошибки в определении понятий, терминах, формулировке правил).

6.

Реалистичность с точки зрения ресурса времени.

7.

В какой форме на уроке предусмотрено развитие речи.

8.

Степень насыщенности упражнений и текстов грамматическими и орфографическими и пунктуационными явлениями, изучению которых посвящён урок.

9.

Виды упражнений, их разнообразие и целесообразность.

10.

Художественность и занимательность текстов, предлагаемых на уроке.

11.

Целесообразность использования учебника на уроке.

12.

Степень доступности (методика объяснения нового и повторение пройденного).

13.

Уровень работы над умениями и навыками.

14.

Оборудование урока.

15.

Соответствие стандарту по русскому языку.


Критерии оценивания урока литературы


1. Объём теоретических знаний.

2. Объём историко-литературных знаний.

3. Формы и виды работ, формирующие самостоятельность мысли учащихся.

4. Мотивированность структуры урока данной теме.

5. Формирование потребности в информации.

6. Создание «установки» на чтение.

7. Новизна информации.

8. Насыщенность материалом искусства словесности.

9. Создание проблемных вопросов для активации мыслительной деятельности учащихся.

10. Соотнесённость приёмов работы с характером темы.

11. Разнообразие и оправданность видов деятельности.

12. Использование ИКТ.

13. Наличие образовательных, развивающих и воспитательных задач.

14. Соответствие формы урока его задачах, жанру изучаемого произведения.

15. Работа с понятиями, терминами.

16. Кодирование информации (организация записей: схемы, планы, опорные конспекты).

17. Уровень комментария художественного текста.






38



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!