Типы уроков в 5 клссе по ФГОС
уроки «открытия» нового знания;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля;
уроки рефлексии;
уроки «открытия» нового знания;
- Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
- Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
имеют следующую структуру: 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке .
Урок общеметодологической направленности.
- Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
- Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
- формировать у учащихся представления
о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;
о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Урок развивающего контроля.
- Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
- Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
- предъявление контролируемого варианта;
- наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
- критериальную оценку результата сопоставления.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
- написание учащимися варианта контрольной работы;
- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Урок рефлексии.
- Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
- Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Имеют следующую структуру:
- 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
- 2) этап актуализации и пробного учебного действия;
- 3) этап локализации индивидульных затруднений;
- 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
- 5) этап реализации построенного проекта;
- 6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
- 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- 8) этап включения в систему знаний и повторения;
- 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- 2 класс. Математика.
- Тема: Вычитание 2-х значных чисел с переходом через разряд.
- Тип урока : уроки открытия детьми нового знания;
- Цели .
- Деятельностная : закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умение выполнять УУД входящие в его структуру.
- Содержательная : построить алгоритм вычитания 2-х чисел с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять.
- Воспитательная : воспитание положительного отношения к труду.
Ход урока.
1.Самораспределение к деятельности (1-2 мин.)
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо» - (1шаг: организационный момент, положительная самоорганизация).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (4-5 мин.)
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий –( 2 шаг: самостоятельная деятельность по известной норме).
Здесь можно повторить состав чисел, вычитание чисел не переходя разряд, как находить слагаемое 1 и 2, уменьшаемое, вычитаемое, счёт до 20 двойками, 5 и т.д.
«Актуализация + затруднения в индивидуальной деятельности»
Решите примеры, разбейте их на 2 группы – не называя признаков:
15-7=8 14-7=7 17-9=8 41-24=
15-8=7 11-4=7 16-8=8
17-9=8
16-8=8
15-7=8
14-7=7
15-8=7
11-4=7
3.Постановка учебной задачи (2-3 мин.) Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока (3-4 шаг: реконструкция деятельности по известной норме; критика известной нормы деятельности).
- Побуждающие вопросы для диалога:
- -в чём возникла трудность?
- -в чём отличие этого примера от других?
- -что надо сделать, чтоб затруднения не было?
- -какую цель себе поставим?
- - какая будет тема урока?
4.Построение проекта выхода из затруднения(10-11 мин.)
- Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению - (5-6 шаг:
- построение новой нормы деятельности; использование новой нормы деятельности для решения задания, вызвавшего затруднения).
- КАК?
- Постройте модель данного примера.-
- Можем ли мы вычесть единицы? Почему?
- Где спрятались единицы? ( В десятках)
- Зная это давайте построим новую модель.
……… .
1
7
Кто сможет объяснить, как решали этот пример?
(ответы детей)
В десятке 10 единиц, да ещё1единица, получится 11.
Из 11 единиц отнять 4, получим 7, пишем под единицами 7.
Так как один десяток мы забрали, осталось всего 3 десятка.
Из 3 десятков отнять 2 – останется 1 десяток,
под десятками пишем 1. Читаем ответ 17.
5.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)
- Цель: усвоение нового способа действий
- ( комментированием, проговариванием во внешней речи) – (7 шаг: фиксирование новой нормы деятельности в языке).
- На данном этапе детям предлагаются примеры на изученную тему. Дети сами проговаривают, как правильно решить данное задание, тем самым они запоминают алгоритм действий и ещё раз повторяют его для тех, кто ещё плохо понял новую тему.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой (по эталонам) (4-5 мин.)
- Цель: применение нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели, создать ситуацию успеха. – (8 шаг: использование новой нормы деятельности в типовых условиях).
Детям предлагается оценить свои возможности и решить на выбор : 1 пример, 2 примера или все примеры.
Но они должны помнить 3 шага действий,
которые можно повесить на доске:
2. Насколько у вас сформированы вычислительные навыки?
3. Насколько у вас сформирован новый приём вычисления ?
- Выполнение задания( на время).
- Проверка себя по эталонам (эталон и в строку, и в столбик, и по одному, эталоны у каждого на парте и… каждого вида!
- Обязательно отметить всех: и кто решил правильно, и кто ошибся - создать ситуацию успеха («У меня получилось! Я ошибся, но я нашёл причину и исправил ошибку! Теперь я здесь ошибку не допущу!»)
7.Включение в систему знаний и повторений (4-5мин.)
- Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. –
- (9-10 шаг: этап включения новой нормы деятельности в систему понятий; этап тренировочных действий по ранее изученным нормам(повторение)).
- На этом этапе происходит доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей.
- -Открываем номер… ( в нём есть 12 примеров, из них 6 – на новый приём). Ребята, вы, оценив себя по 3 шагам, можете решить всё, или выбрать и записать только те, где есть новый приём, или взять карандаш и поставить точку в книге около новых примеров.
8. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)
- Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения , границ применения нового знания – (11-12 шаг: этап рефлексивного анализа деятельности на уроке; этап фиксирования достижения поставленной цели и планирование коррекционных действий.)
- Диалог.
- -Что нового узнали на уроке? Каким способом? Где он используется? Каковы результаты всего класса? Мои? Что нужно сделать ещё? В чём была причина затруднений? Какая ставилась цель? Достигли? Кого можно оценить за работу в классе? Какие ещё затруднения остались у класса? У меня? Как вы думаете, каким будет следующий шаг? И т.д.
- Обсуждение домашнего задания:
- Обязательная часть + по желанию и степени трудности.
- Урок окончен. Спасибо за внимание.