СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы уроков в 5 классе по ФГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на Педсовете "Виды уроков по ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Типы уроков в 5 классе по ФГОС»

   Типы уроков в 5 клссе по ФГОС

Типы уроков в 5 клссе по ФГОС

уроки «открытия» нового знания;   уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля;  уроки рефлексии;

уроки «открытия» нового знания;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля;

уроки рефлексии;

уроки «открытия» нового знания;   Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

уроки «открытия» нового знания;

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
имеют следующую структуру:  1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;  2) этап актуализации и пробного учебного действия;  3) этап выявления места и причины затруднения;  4) этап построения проекта выхода из затруднения;  5) этап реализации построенного проекта;  6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;  7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;  8) этап включения в систему знаний и повторения;  9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке .

имеют следующую структуру: 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке .

Урок общеметодологической направленности.   Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

Урок общеметодологической направленности.

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
  • Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.  Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
  • формировать у учащихся представления

о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;

о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Урок развивающего контроля. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Урок развивающего контроля.

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
  • Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму; критериальную оценку результата сопоставления. Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  • предъявление контролируемого варианта;
  • наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  • сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
  • критериальную оценку результата сопоставления.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  • написание учащимися варианта контрольной работы;
  • сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Урок рефлексии.   Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Урок рефлексии.

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
  • Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Имеют следующую структуру:  1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидульных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;  5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи;  7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Имеют следующую структуру:

  • 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
  • 2) этап актуализации и пробного учебного действия;
  • 3) этап локализации индивидульных затруднений;
  • 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
  • 5) этап реализации построенного проекта;
  • 6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
  • 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  • 8) этап включения в систему знаний и повторения;
  • 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
2 класс. Математика. Тема: Вычитание 2-х значных чисел с переходом через разряд. Тип урока : уроки открытия детьми нового знания; Цели .  Деятельностная : закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умение выполнять УУД входящие в его структуру. Содержательная : построить алгоритм вычитания 2-х чисел с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять. Воспитательная : воспитание положительного отношения к труду.
  • 2 класс. Математика.
  • Тема: Вычитание 2-х значных чисел с переходом через разряд.
  • Тип урока : уроки открытия детьми нового знания;
  • Цели .
  • Деятельностная : закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умение выполнять УУД входящие в его структуру.
  • Содержательная : построить алгоритм вычитания 2-х чисел с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять.
  • Воспитательная : воспитание положительного отношения к труду.
Ход урока. 1.Самораспределение к деятельности (1-2 мин.) Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо» - (1шаг: организационный момент, положительная самоорганизация). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (4-5 мин.) Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий –( 2 шаг: самостоятельная деятельность по известной норме). Здесь можно повторить состав чисел, вычитание чисел не переходя разряд, как находить слагаемое 1 и 2, уменьшаемое, вычитаемое, счёт до 20 двойками, 5 и т.д.

Ход урока.

1.Самораспределение к деятельности (1-2 мин.)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо» - (1шаг: организационный момент, положительная самоорганизация).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (4-5 мин.)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий –( 2 шаг: самостоятельная деятельность по известной норме).

Здесь можно повторить состав чисел, вычитание чисел не переходя разряд, как находить слагаемое 1 и 2, уменьшаемое, вычитаемое, счёт до 20 двойками, 5 и т.д.

«Актуализация + затруднения в индивидуальной деятельности»  Решите примеры, разбейте их на 2 группы – не называя признаков:  15-7=8 14-7=7 17-9=8  41-24=  15-8=7 11-4=7 16-8=8          17-9=8 16-8=8   15-7=8 14-7=7 15-8=7 11-4=7

«Актуализация + затруднения в индивидуальной деятельности»

Решите примеры, разбейте их на 2 группы – не называя признаков:

15-7=8 14-7=7 17-9=8 41-24=

15-8=7 11-4=7 16-8=8

17-9=8

16-8=8

15-7=8

14-7=7

15-8=7

11-4=7

3.Постановка учебной задачи (2-3 мин.)  Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока (3-4 шаг: реконструкция деятельности по известной норме; критика известной нормы деятельности). Побуждающие вопросы для диалога: -в чём возникла трудность? -в чём отличие этого примера от других?  -что надо сделать, чтоб затруднения не было? -какую цель себе поставим? - какая будет тема урока?

3.Постановка учебной задачи (2-3 мин.) Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока (3-4 шаг: реконструкция деятельности по известной норме; критика известной нормы деятельности).

  • Побуждающие вопросы для диалога:
  • -в чём возникла трудность?
  • -в чём отличие этого примера от других?
  • -что надо сделать, чтоб затруднения не было?
  • -какую цель себе поставим?
  • - какая будет тема урока?
4.Построение проекта выхода из затруднения(10-11 мин.)   Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению - (5-6 шаг: построение новой нормы деятельности; использование новой нормы деятельности для решения задания, вызвавшего затруднения). КАК? Постройте модель данного примера.- Можем ли мы вычесть единицы? Почему? Где спрятались единицы? ( В десятках) Зная это давайте построим новую модель.

4.Построение проекта выхода из затруднения(10-11 мин.)

  • Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению - (5-6 шаг:
  • построение новой нормы деятельности; использование новой нормы деятельности для решения задания, вызвавшего затруднения).
  • КАК?
  • Постройте модель данного примера.-
  • Можем ли мы вычесть единицы? Почему?
  • Где спрятались единицы? ( В десятках)
  • Зная это давайте построим новую модель.
……… .   1 7 Кто сможет объяснить, как решали этот пример? (ответы детей) В десятке 10 единиц, да ещё1единица, получится 11.  Из 11 единиц отнять 4, получим 7, пишем под единицами 7. Так как один десяток мы забрали, осталось всего 3 десятка. Из 3 десятков отнять 2 – останется 1 десяток, под десятками пишем 1. Читаем ответ 17.

……… .

1

7

Кто сможет объяснить, как решали этот пример?

(ответы детей)

В десятке 10 единиц, да ещё1единица, получится 11.

Из 11 единиц отнять 4, получим 7, пишем под единицами 7.

Так как один десяток мы забрали, осталось всего 3 десятка.

Из 3 десятков отнять 2 – останется 1 десяток,

под десятками пишем 1. Читаем ответ 17.

5.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.) Цель: усвоение нового способа действий ( комментированием, проговариванием во внешней речи) – (7 шаг: фиксирование новой нормы деятельности в языке). На данном этапе детям предлагаются примеры на изученную тему. Дети сами проговаривают, как правильно решить данное задание, тем самым они запоминают алгоритм действий и ещё раз повторяют его для тех, кто ещё плохо понял новую тему.

5.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)

  • Цель: усвоение нового способа действий
  • ( комментированием, проговариванием во внешней речи) – (7 шаг: фиксирование новой нормы деятельности в языке).
  • На данном этапе детям предлагаются примеры на изученную тему. Дети сами проговаривают, как правильно решить данное задание, тем самым они запоминают алгоритм действий и ещё раз повторяют его для тех, кто ещё плохо понял новую тему.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой  (по эталонам) (4-5 мин.) Цель: применение нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели, создать ситуацию успеха. – (8 шаг: использование новой нормы деятельности в типовых условиях). Детям предлагается оценить свои возможности и решить на выбор : 1 пример, 2 примера или все примеры. Но они должны помнить 3 шага действий, которые можно повесить на доске: Уложитесь ли во времени? 2. Насколько у вас сформированы вычислительные навыки? 3. Насколько у вас сформирован новый приём вычисления ?

6.Самостоятельная работа с самопроверкой (по эталонам) (4-5 мин.)

  • Цель: применение нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели, создать ситуацию успеха. – (8 шаг: использование новой нормы деятельности в типовых условиях).

Детям предлагается оценить свои возможности и решить на выбор : 1 пример, 2 примера или все примеры.

Но они должны помнить 3 шага действий,

которые можно повесить на доске:

  • Уложитесь ли во времени?

2. Насколько у вас сформированы вычислительные навыки?

3. Насколько у вас сформирован новый приём вычисления ?

Выполнение задания( на время). Проверка себя по эталонам (эталон и в строку, и в столбик, и по одному, эталоны у каждого на парте и… каждого вида! Обязательно отметить всех: и кто решил правильно, и кто ошибся - создать ситуацию успеха («У меня получилось! Я ошибся, но я нашёл причину и исправил ошибку! Теперь я здесь ошибку не допущу!»)
  • Выполнение задания( на время).
  • Проверка себя по эталонам (эталон и в строку, и в столбик, и по одному, эталоны у каждого на парте и… каждого вида!
  • Обязательно отметить всех: и кто решил правильно, и кто ошибся - создать ситуацию успеха («У меня получилось! Я ошибся, но я нашёл причину и исправил ошибку! Теперь я здесь ошибку не допущу!»)
7.Включение в систему знаний и повторений (4-5мин.) Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. – (9-10 шаг: этап включения новой нормы деятельности в систему понятий; этап тренировочных действий по ранее изученным нормам(повторение)). На этом этапе происходит доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей. -Открываем номер… ( в нём есть 12 примеров, из них 6 – на новый приём). Ребята, вы, оценив себя по 3 шагам, можете решить всё, или выбрать и записать только те, где есть новый приём, или взять карандаш и поставить точку в книге около новых примеров.

7.Включение в систему знаний и повторений (4-5мин.)

  • Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. –
  • (9-10 шаг: этап включения новой нормы деятельности в систему понятий; этап тренировочных действий по ранее изученным нормам(повторение)).
  • На этом этапе происходит доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей.
  • -Открываем номер… ( в нём есть 12 примеров, из них 6 – на новый приём). Ребята, вы, оценив себя по 3 шагам, можете решить всё, или выбрать и записать только те, где есть новый приём, или взять карандаш и поставить точку в книге около новых примеров.
8. Рефлексия деятельности (2-3 мин.) Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения , границ применения нового знания – (11-12 шаг: этап рефлексивного анализа деятельности на уроке; этап фиксирования достижения поставленной цели и планирование коррекционных действий.) Диалог. -Что нового узнали на уроке? Каким способом? Где он используется? Каковы результаты всего класса? Мои? Что нужно сделать ещё? В чём была причина затруднений? Какая ставилась цель? Достигли? Кого можно оценить за работу в классе? Какие ещё затруднения остались у класса? У меня? Как вы думаете, каким будет следующий шаг? И т.д. Обсуждение домашнего задания: Обязательная часть + по желанию и степени трудности. Урок окончен. Спасибо за внимание.

8. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)

  • Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения , границ применения нового знания – (11-12 шаг: этап рефлексивного анализа деятельности на уроке; этап фиксирования достижения поставленной цели и планирование коррекционных действий.)
  • Диалог.
  • -Что нового узнали на уроке? Каким способом? Где он используется? Каковы результаты всего класса? Мои? Что нужно сделать ещё? В чём была причина затруднений? Какая ставилась цель? Достигли? Кого можно оценить за работу в классе? Какие ещё затруднения остались у класса? У меня? Как вы думаете, каким будет следующий шаг? И т.д.
  • Обсуждение домашнего задания:
  • Обязательная часть + по желанию и степени трудности.
  • Урок окончен. Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!