СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии по теме: «Тип Моллюски», 7 класс, ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии по теме: «Тип Моллюски», 7 класс, ФГОС

Цель: расширить представления учащихся о многообразии животных форм на примере типа Моллюски, или мягкотелые.

Задачи:                                                                                                                                        Сформировать представление об общих признаках типа Моллюски, особенностях их строения в связи со средой обитания, многообразием (Брюхоногие; Двустворчатые; Головоногие)

Продолжить формирование навыков по работе с коллекциями, живыми объектами.                                                                                                                                   Расширить арсенал способов подачи информации, применяя электронные средства обучения. Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности: сравнения, обобщения, постановка проблемных вопросов.

Формировать эволюционные принципы в изучении зоологии (принцип изменения организмов в ходе эволюции, их прогресса в связи с приобретением новых адаптивных возможностей)                                                                                     

Воспитывать стремление познать многообразие животных на Земле; экологическое мировоззрение.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии по теме: «Тип Моллюски», 7 класс, ФГОС»

Воропаева Ольга Леонидовна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьёва» г. Курска

Урок биологии в 7 классе, ФГОС по теме: «Тип Моллюски»

Цель: расширить представления учащихся о многообразии животных форм на примере типа Моллюски, или мягкотелые.

Задачи: Сформировать представление об общих признаках типа Моллюски, особенностях их строения в связи со средой обитания, многообразием (Брюхоногие; Двустворчатые; Головоногие)

Продолжить формирование навыков по работе с коллекциями, живыми объектами. Расширить арсенал способов подачи информации, применяя электронные средства обучения. Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности: сравнения, обобщения, постановка проблемных вопросов.

Формировать эволюционные принципы в изучении зоологии (принцип изменения организмов в ходе эволюции, их прогресса в связи с приобретением новых адаптивных возможностей) Воспитывать стремление познать многообразие животных на Земле; экологическое мировоззрение.

Планируемые результаты:

Предметные

В познавательной сфере:

-выделение существенных признаков строения типа Моллюски, или Мягкотелые;

-приведение доказательств изменения строения моллюсков по сравнению с предковыми формами;

- установление особенностей разного класса моллюсков в связи со средой обитание и образом жизни.

В ценностно-ориентационной сфере: 

-убедиться, что раковины моллюсков – это части живых организмов, бесконтрольный сбор их в природе может нарушить экологическое равновесие и пищевые цепи.


Метапредметные

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение проводить исследование (измерять, определять цвет, форму, прочность раковин моллюсков);

- умение моделировать объект, применять жизненный опыт, устанавливать аналогии.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата;

- умение работать в парах, оппонировать и высказывать критические замечания.

Личностные 

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения


Оборудование для учащихся: коллекция раковин моллюсков – раздаточный материал, таблицы «Моллюски», рабочие листы с заданием (по рядам для каждого класса Моллюсков), цветные маркеры, линейки, карандаши.

Оборудование для учителя: компьютер, экран, презентация к уроку, коллекция раковин моллюсков, модель «Разнообразие типов Беспозвоночных», надпись на доске «конхиология».


УМК: Шаталова С.П., Сухова Т.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, - М.: Вентана-граф, 2014.: ил.- (Живая природа)


Тип урока: Изучение нового материала. Используемые технологии: проблемные и работа в парах. Этапы урока:

  1. Вход в урок. Эмоциональный настрой

  2. Самоопределение к деятельности

  3. Целеполагание

  4. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания). Работа в парах

  5. Практическая часть урока. Самостоятельная работа с раздаточным материалом

  6. Рефлексивная деятельность

  7. Домашнее задание

Условные обозначения в таблице: П – предметные результаты, М – метапредметные результаты (УУД – универсальные учебные действия – один из видов метапредметных результатов), Л – личностные результаты.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I.

Демонстрирует большую раковину и предлагает услышать шум моря

Настраиваются на работу, подписывают рабочие листы


Учащиеся поднимают карточки соответствующего цвета:

Желтый – плоские черви;

Зелёный – круглые черви;

Красный – кольчатые черви





Это прогрессивные черты, например, появление кровеносной системы способствовало повышению уроню обмена веществ; гидроскелет создал опору органам и позволил усовершенствовать мышцы


Это разнообразие видов, высокая численность, широкий ареал обитания и разнообразие приспособлений к условиям среды






Раковины, панцири, покрывающие тело снаружи – наружный скелет (экзоскелет)



Твёрдые покровы хорошо сохранялись в ископаемом состоянии, образовали горные породы


Заполняют в рабочих листах (опора мышцам, способствующая их мощности и специализации; защита тела от врагов и агрессивной среды – можно обитать в солёной воде; защита от солнечной радиации, а это даёт возможность поселиться даже в пустыне)

Учащиеся определяют тему урока: «Тип Моллюски, или Мягкотелые». Заполняют рабочий лист


Предполагаемый ответ: внешний скелет гораздо надёжнее чем гидроскелет предков, поэтому вторичная полость утрачивает опорную функцию и редуцируется; изменяется кровеносная система, может появиться сердце, чтобы поток крови не ослабевал; изменятся органы дыхания и органы выделения (они не разбросаны по телу); разделение на сегменты теперь не нужно; подвижные части теле могут находиться только вне раковины


Записывают в тетрадь


Объясняют концепцию (все моллюски имеют сходный план строения, общие черты, но при этом они разнообразны)


Установить особенности типа моллюски и признаки каждого класса, т.е. убедиться в единстве и как оно проявляется в разнообразии


Работа по рядам и в парах; заполняют «дырявую таблицу» в рабочих листах


Подчёркивают признаки проявления единства (мягкое не сегментированное тело; имеют складку вокруг тела – мантию; имеют экзоскелет – раковину; кровеносная система не замкнутая, есть сердце; органы дыхания – жабры или лёгкое; органы выделения – почку; нервная система разбросанно-узлового типа)

Разнообразие: брюхоногие усилили мускулистую ногу и усложнили строение раковины; двустворчатые, став фильтратами, лишились головы и общаются с внешним миром через сифоны мантийной полости; головоногие, избрав активную жизнь, изменили функции ноги, мантийной полости и раковины


Тяжёлая, уменьшает подвижность, трудности размножения


Предполагаемый ответ:

Какой образ жизни доступен моллюскам с тяжёлой раковиной?

Как раковина или её отсутствие, определяет образ жизни?

Как решить трудности с размножением оседлых моллюсков?

Можно ли по форме раковины определить образ жизни и среду обитания моллюсков?


Работают с коллекциями. Выполняют Л.Р.№5


Обитание моллюсков в воде разной солёности. У пресноводных раковина более тонкая


Распределяют моллюсков по классам по их названиям (в рабочих листах)


Дополняют предложения, выставляют самооценку

М: организационные умения – формирование навыков самоорганизации, самодисциплины

Л: формирование ответственности, доброжелательного отношения к людям, которые интересуются учебным процессом



П: применение биологических знаний в новой ситуации, понимать смысл биологических терминов, знать признаки биологических объектов: живых организмов;

М: умение структурировать знания, обобщать, развитие и тренировка мыслительных операций и речи.




М: УУД- вычитывать все уровни текстовой информации, умение слушать и слышать собеседника.

Л: развитие внимания, зрительного восприятия, нестандартное мышление при выполнении учебных задач

П: определять признаки разных классов моллюсков;  выявлять примеры приспособлений моллюсков к среде обитания, объяснять и понимать смысл биологических терминов;

М: УУД – смысловое чтение, умение излагать текстовую информацию, умение структурировать знания, обобщать, отвечать на вопросы нерепродуктивного характера.

Л. Внимание, любознательность

М: УУД – развитие и тренировка мыслительных операций и речи, формирование умения сравнивать, анализировать,  делать выводы. Коммуникативные УУД- умение слушать и вступать в диалог с собеседником, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

Л: активность, воображение, доброжелательное отношение к одноклассникам.




















М: УУД – формирование рефлексии. Организационные умения, выполнение инструкций;

Л: формирование бережного отношения к своему здоровью, накопление положительных эмоций, развитие внимания.

П: формирование научного типа мышления

М: умение слушать учителя, систематизировать полученные знания, анализировать, обобщать.

М:  УУД – составление плана и последовательности действий, самоорганизация для совместной работы в группе, использование знаний и умений в новой незнакомой ситуации;

Л: Воображение, любознательность ученика, нестандартное мышление при выполнении учебных задач, умение слушать и слышать собеседника, тренировка творческих способностей.












































П: формирование умения обобщать пройденный материал;

М: УУД – само – и взаимооценка, умение действовать в команде;

Л: память, внимание, воспитание и развитие самооценки и доброжелательного отношения к одноклассникам.





II.








































III.

























































































IV.









































V.






































VI.











VII.

Цветные вопросы. Разминка

1.У этих червей впервые появилась сквозная пищеварительная система и первичная полость тела, заполненная жидкостью;

2.Тело этих червей уплощено, промежутки между органами заполнены рыхлой соединительной тканью – паренхимой;

3.У этих червей целомическая жидкость выполняет роль гидроскелета, транспортирует вещества и выводит отходы;

4.Эти черви – сегментированные животные, у которых впервые появляется кровеносная система замкнутого типа;

5.У этих червей есть полость тела, выполняющая роль гидроскелета;

6.Нервная система этих червей представлена окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой.


Учитель: Как вы считаете, почему выделены слова?











Какие признаки характеризуют биологический прогресс?


Демонстрация модели «Видовое разнообразие основных типов беспозвоночных»




Слайд

Мы начинаем изучение двух самых разнообразных типов беспозвоночных. Тип моллюски – это улитки в саду, ракушки на морском берегу, кальмары и устрицы. К типу членистоногих относятся раки и крабы, пауки, жуки, бабочки. Более 1,5 млн. видов, окружающих нас повсюду. Столь почётным местом в животном царстве эти два типа животных обязаны общему приспособлению, какому?

Учёные считают, что появление животных, одетых таким наружным покровом – революция в животном царстве. «Одевшись» в палеозое, эти животные обогатили палеонтологическую летопись. Почему?


Слайд и демонстрация ракушечника известняка


В чём преимущества твёрдого скелета?
















Сегодня мы познакомимся с интересными животными, которые имеют в качестве наружного скелета раковину.

Слайд. Тема урока: Тип Моллюски





Учёные считают, что моллюски произошли от неспециализированных многощетинковых кольчатых червей. Демонстрация рисунка «Червяк получил в наследство домик»

Какие изменения могут произойти?






















Тип Моллюски включают несколько классов, мы рассмотрим три наиболее важные: «Класс Брюхоногие», «Класс Головоногие», «Класс Двустворчатые»


Слайды: Классы моллюсков.

Концепция урока: Единство в многообразии





Предлагает сформулировать цель урока










Предлагает работу с учебником и рисунками с целью установления признаков разного класса моллюсков (5 минут)


Предлагает отчитаться по заданиям

Слайды по ходу ответов




































Предлагает определить недостатки наружного скелета





Есть ли противоречия?

Какие проблемные вопросы у вас возникли?























Вопрос для знатока:

В чём причины разной толщины раковин у моллюсков?






Рефлексия.

Отсроченный контроль





Эмоциональная рефлексия





Домашнее задание

§16

Творческое задание: мини-проект «Моллюски вокруг нас» (мифы и легенды, супермаркет, галантерея, садоводство и др.); подготовить сообщение «Самый, самый…»

Дать определение понятию «конхиология»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей