I. | Демонстрирует большую раковину и предлагает услышать шум моря | Настраиваются на работу, подписывают рабочие листы Учащиеся поднимают карточки соответствующего цвета: Желтый – плоские черви; Зелёный – круглые черви; Красный – кольчатые черви Это прогрессивные черты, например, появление кровеносной системы способствовало повышению уроню обмена веществ; гидроскелет создал опору органам и позволил усовершенствовать мышцы Это разнообразие видов, высокая численность, широкий ареал обитания и разнообразие приспособлений к условиям среды Раковины, панцири, покрывающие тело снаружи – наружный скелет (экзоскелет) Твёрдые покровы хорошо сохранялись в ископаемом состоянии, образовали горные породы Заполняют в рабочих листах (опора мышцам, способствующая их мощности и специализации; защита тела от врагов и агрессивной среды – можно обитать в солёной воде; защита от солнечной радиации, а это даёт возможность поселиться даже в пустыне) Учащиеся определяют тему урока: «Тип Моллюски, или Мягкотелые». Заполняют рабочий лист Предполагаемый ответ: внешний скелет гораздо надёжнее чем гидроскелет предков, поэтому вторичная полость утрачивает опорную функцию и редуцируется; изменяется кровеносная система, может появиться сердце, чтобы поток крови не ослабевал; изменятся органы дыхания и органы выделения (они не разбросаны по телу); разделение на сегменты теперь не нужно; подвижные части теле могут находиться только вне раковины Записывают в тетрадь Объясняют концепцию (все моллюски имеют сходный план строения, общие черты, но при этом они разнообразны) Установить особенности типа моллюски и признаки каждого класса, т.е. убедиться в единстве и как оно проявляется в разнообразии Работа по рядам и в парах; заполняют «дырявую таблицу» в рабочих листах Подчёркивают признаки проявления единства (мягкое не сегментированное тело; имеют складку вокруг тела – мантию; имеют экзоскелет – раковину; кровеносная система не замкнутая, есть сердце; органы дыхания – жабры или лёгкое; органы выделения – почку; нервная система разбросанно-узлового типа) Разнообразие: брюхоногие усилили мускулистую ногу и усложнили строение раковины; двустворчатые, став фильтратами, лишились головы и общаются с внешним миром через сифоны мантийной полости; головоногие, избрав активную жизнь, изменили функции ноги, мантийной полости и раковины Тяжёлая, уменьшает подвижность, трудности размножения Предполагаемый ответ: Какой образ жизни доступен моллюскам с тяжёлой раковиной? Как раковина или её отсутствие, определяет образ жизни? Как решить трудности с размножением оседлых моллюсков? Можно ли по форме раковины определить образ жизни и среду обитания моллюсков? Работают с коллекциями. Выполняют Л.Р.№5 Обитание моллюсков в воде разной солёности. У пресноводных раковина более тонкая Распределяют моллюсков по классам по их названиям (в рабочих листах) Дополняют предложения, выставляют самооценку | М: организационные умения – формирование навыков самоорганизации, самодисциплины Л: формирование ответственности, доброжелательного отношения к людям, которые интересуются учебным процессом П: применение биологических знаний в новой ситуации, понимать смысл биологических терминов, знать признаки биологических объектов: живых организмов; М: умение структурировать знания, обобщать, развитие и тренировка мыслительных операций и речи. М: УУД- вычитывать все уровни текстовой информации, умение слушать и слышать собеседника. Л: развитие внимания, зрительного восприятия, нестандартное мышление при выполнении учебных задач П: определять признаки разных классов моллюсков; выявлять примеры приспособлений моллюсков к среде обитания, объяснять и понимать смысл биологических терминов; М: УУД – смысловое чтение, умение излагать текстовую информацию, умение структурировать знания, обобщать, отвечать на вопросы нерепродуктивного характера. Л. Внимание, любознательность М: УУД – развитие и тренировка мыслительных операций и речи, формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Коммуникативные УУД- умение слушать и вступать в диалог с собеседником, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); Л: активность, воображение, доброжелательное отношение к одноклассникам. М: УУД – формирование рефлексии. Организационные умения, выполнение инструкций; Л: формирование бережного отношения к своему здоровью, накопление положительных эмоций, развитие внимания. П: формирование научного типа мышления М: умение слушать учителя, систематизировать полученные знания, анализировать, обобщать. М: УУД – составление плана и последовательности действий, самоорганизация для совместной работы в группе, использование знаний и умений в новой незнакомой ситуации; Л: Воображение, любознательность ученика, нестандартное мышление при выполнении учебных задач, умение слушать и слышать собеседника, тренировка творческих способностей. П: формирование умения обобщать пройденный материал; М: УУД – само – и взаимооценка, умение действовать в команде; Л: память, внимание, воспитание и развитие самооценки и доброжелательного отношения к одноклассникам. |
II. III. IV. V. VI. VII. | Цветные вопросы. Разминка 1.У этих червей впервые появилась сквозная пищеварительная система и первичная полость тела, заполненная жидкостью; 2.Тело этих червей уплощено, промежутки между органами заполнены рыхлой соединительной тканью – паренхимой; 3.У этих червей целомическая жидкость выполняет роль гидроскелета, транспортирует вещества и выводит отходы; 4.Эти черви – сегментированные животные, у которых впервые появляется кровеносная система замкнутого типа; 5.У этих червей есть полость тела, выполняющая роль гидроскелета; 6.Нервная система этих червей представлена окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой. Учитель: Как вы считаете, почему выделены слова? Какие признаки характеризуют биологический прогресс? Демонстрация модели «Видовое разнообразие основных типов беспозвоночных» Слайд Мы начинаем изучение двух самых разнообразных типов беспозвоночных. Тип моллюски – это улитки в саду, ракушки на морском берегу, кальмары и устрицы. К типу членистоногих относятся раки и крабы, пауки, жуки, бабочки. Более 1,5 млн. видов, окружающих нас повсюду. Столь почётным местом в животном царстве эти два типа животных обязаны общему приспособлению, какому? Учёные считают, что появление животных, одетых таким наружным покровом – революция в животном царстве. «Одевшись» в палеозое, эти животные обогатили палеонтологическую летопись. Почему? Слайд и демонстрация ракушечника известняка В чём преимущества твёрдого скелета? Сегодня мы познакомимся с интересными животными, которые имеют в качестве наружного скелета раковину. Слайд. Тема урока: Тип Моллюски Учёные считают, что моллюски произошли от неспециализированных многощетинковых кольчатых червей. Демонстрация рисунка «Червяк получил в наследство домик» Какие изменения могут произойти? Тип Моллюски включают несколько классов, мы рассмотрим три наиболее важные: «Класс Брюхоногие», «Класс Головоногие», «Класс Двустворчатые» Слайды: Классы моллюсков. Концепция урока: Единство в многообразии Предлагает сформулировать цель урока Предлагает работу с учебником и рисунками с целью установления признаков разного класса моллюсков (5 минут) Предлагает отчитаться по заданиям Слайды по ходу ответов Предлагает определить недостатки наружного скелета Есть ли противоречия? Какие проблемные вопросы у вас возникли? Вопрос для знатока: В чём причины разной толщины раковин у моллюсков? Рефлексия. Отсроченный контроль Эмоциональная рефлексия Домашнее задание §16 Творческое задание: мини-проект «Моллюски вокруг нас» (мифы и легенды, супермаркет, галантерея, садоводство и др.); подготовить сообщение «Самый, самый…» Дать определение понятию «конхиология» |