СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы высшей нервной деятельности дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описана высшая нервная деятельность, её типы. Воспитание типов. Нарушения у детей. Условия сохранения здоровья детей.

Просмотр содержимого документа
«Типы высшей нервной деятельности дошкольников.»

Типы высшей нервной деятельности, особенности организации в условиях ДОУ.

Выполнила: Бызова А. Ю.

Оглавление
    1. Высшая нервная деятельность.

    2. Типы высшей нервной деятельности.

    3. Воспитание типов.

    4. Нарушения у детей.

    5. Условия сохранения здоровья детей.

    6. Вывод.

1.1 Высшая нервная деятельность







Слаженная деятельность организма человека, и ребенка в частности, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объединенную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения.

Возбуждение - это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможение - активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Несмотря на кажущуюся универсальность, высшая нервная деятельность ребенка имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Начнем с того, что взаимодействие организма с окружающей средой осуществляется с помощью безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. У детей условные рефлексы возникают сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Известно, что условные рефлексы возникают только при многократном повторении одних и тех же условий. Поэтому родители должны помнить, что формирование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитывающих его.

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется также неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться 
от нежелательных действий. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно стоять в течение нескольких минут).

К особенностям высшей нервной деятельности детей относится 
и сравнительно слабая подвижность нервных процессов (способности быстро реагировать на изменение окружающей среды). Дети не могут быстро начать или затормозить какое-либо действие. Поэтому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой: «Немедленно убирай игрушки и одевайся!» Необходимо дать установку перед началом нового вида деятельности, чтобы ребенок мог подготовиться и постепенно, безболезненно перейти к ней. Например: «Ирочка, скоро будем обедать. Убирай игрушки. Уложи куколку спать. Вот молодец. А теперь собери кубики в коробку».

Еще одна особенность высшей нервной деятельности ребенка в том, что она обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают 
от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей. При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность. Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.

В поведении детей также преобладают иррадиированые реакции. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой, 
а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопаньем в ладоши. При выполнении какого-либо действия дети часто производит много лишних движений. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.

Особенность нервной деятельности ребенка состоит также и в том, что  поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.

Кроме того, у детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.



Изучение типов высшей нервной деятельности у детей. Анализируя экспериментальные данные, полученные при 45-летнем изучении высшей нервной деятельности детей с помощью двигательной и секреторно-двигательной методик, Н. И. Красногорский (1953) предложил следующую классификацию типов высшей нервной деятельности детей. В ней учтены корково-подкорковые взаимодействия и взаимоотношения между корковыми сигнальными системами. Эта классификация в настоящее время является наиболее полной. В ней представлено четыре типа.

1.2.Типы высшей нервной деятельности

а) Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. Возбуждение и тор­можение легко сменяют друг друга, не оставляя последствий. Возможно образование тонких дифференцировок. Дети, принадлежащие к этому типу, отличаются хорошим Поведением, живым темпераментом и не представляют трудности для воспитания. Речевые рефлексы у них образуются быстро. Речь громкая, быстрая, отчетливая, с правильными ударениями и интонацией, уравновешенная, с богатым словарным запасом, иногда сопровождается сильной жестикуляцией и выразительной мимикой.

б) Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. Условные рефлексы у детей этого типа образуются быстро, прочно, и величина их большая. Условные рефлексы угасают быстро и хорошо восстанавливаются. Легко вырабатываются тормозные временные связи. Дети этого типа легко удовлетворяют требованиям внешней и социальной среды, имеют отличное поведение и успешно учатся в школе. Они быстро выучиваются говорить, писать и читать. Речь у них правильная, с достаточным словарным запасом, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. При трудных заданиях эти дети повышают свою активность и стараются выполнить их.

в) Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный, безудержный характеризуется сильной подкорковой деятельностью, которая не всегда хорошо регулируется корой. Условные связи иногда образуются медленнее, чем у детей первых двух типов. Отрицательные рефлексы неустойчивы. Дети этого типа учатся обычно удовлетворительно, не имеют затруднения в приспособлении своих поведенческих и эмоциональных реакций к требованиям школы. Эмоциональная возбудимость высокая, «вспыльчивая», иногда бывают короткие взрывы необоснованных возбуждений, сопровождающиеся двигательными эффектами. Речь у таких детей развивается нормально, но она неровная, быстрая, с колеблющимися интонациями. Воспитание детей этого типа требует усиленной и длительной работы педагога, направленной на развитие и тренировку у них торможения.

г) Слабый, пониженно возбудимый тип высшей нервной деятельности характеризуется сниженной возбудимостью коры и подкорки. Деятельность первой и второй сигнальных систем проходит на более низком, чем у детей других типов, уровне. Образование условных рефлексов происходит медленно, причем они неустойчивы и подвержены сильному торможению со стороны факторов окру­жающей обстановки. Дети не переносят сильных продолжительных раздражений, быстро утомляются и впадают в застойное тормозное состояние. Речь у детей этого типа слабая, тихая, словарный запас небольшой. У детей данного типа легко наступают расстройства нервной деятельности в форме невротических реакций или даже неврозов.

Недостатком всех классификаций высшей нервной деятельности детей является отсутствие единых критериев определенных типов. В каждой классификации авторы отражают те особенности нервной системы ребенка, которые они считают наиболее важными. Соотношение сигнальных систем устанавливается описательно, путем наблюдений, а не опытным путем.

1.3 Воспитание типов. Формирование и пластичность типов высшей нервной деятельности.

Типы нервной системы изменяются после рождения. Типы же высшей нервной деятельности детей формируются после рождения, когда их врожденные типы нервной системы подвергаются разнообразнейшим воздействиям окружающей среды, воспитанию. Они все время изменяются, и этот процесс длится всю жизнь. Он получил название пластичности типов высшей нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность, общее поведение каждого индивидуума представляет собой «сплав» из врожденных, полученных по наследству черт (генотип) и приобретенных в течение жизни, образующих поведение (фенотип). Черты, передавшиеся по наследству, могут подвергаться существенному изменению вследствие большой пластичности клеток коры головного мозга.

Образ поведения школьника обусловлен не только прирожденными и приобретенными свойствами нервной системы, но и прежде всего социальными условиями. Поэтому, определяя тип высшей нервной деятельности и характер младшего школьника, надо учитывать не только врожденные особенности нервной системы, которые часто настолько маскируются, что пока до сих пор нет надежных способов их определения, но и все те влияния, которые испытал ребенок на своем жизненном пути.

И. П. Павлов считал пластичность типов нервной деятельности «важнейшим педагогическим фактом», позволяющим воспитание, тренировку и переделку характеров людей. А если учесть, что все окружающие влияния на организм тем сильнее, чем он моложе, то становится весьма ясной задача воспитания детей в преддошкольных и дошкольных учреждениях до поступления в начальную школу. Это значит, что формирование типа высшей нервной деятельности должно начинаться с самого рождения.

У взрослых тип нервной деятельности может изменяться в связи с перенесенными заболеваниями и нервными потрясениями, а поэтому и у них представляется возможным «исправление» и перевоспитание мерами индивидуального и общественного воздействия, повышение «закалки характера».

1.4 Нарушения у детей

Нервная система ребенка, особенно младшего дошкольного возраста, очень ранима. Малышу свойственна общая неустойчивость, повышенная возбудимость, чувствительность и быстрая утомляемость.

        Отсутствие правильного чередования сна и бодрствования, занятий и отдыха, недостаточное пребывание на свежем воздухе, напряженная обстановка в семье - все это зачастую является источником ранней детской нервности.

        Причиной детской нервности является неправильное обращение с детьми. В одних случаях родители держат детей в чрезмерной строгости, очень требовательны к ним. Ребенок в таких семьях только и слышат окрики, запреты, если провинится, его наказывают, применяя даже физические наказания. В таких условиях его еще не окрепшая нервная система находится в постоянном напряжение, и ребенок становится раздражительным, упрямым или, наоборот, вялым. В других семьях, особенно если ребенок единственный, его постоянно ласкают, хвалят, выполняют все его желания. Заласканный и изнеженный ребенок также становится чувствительным, расслабленным, ни к чему не способным. Постоянные переходы от чрезмерной строгости к излишним ласкам и нежностям. Ребенок никогда не знает, что его ждет, он всегда в возбужденном состоянии. Раздражительность, капризы, неуравновешенное поведение появляются также в результате перегрузки ребенка впечатлениями, развлечениями, от сильного испуга, перенесенного заболевания.

1.5 Условия сохранения здоровья

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является охрана нервной системы ребенка от переутомления и перевозбуждения. Чтобы предупредить детскую нервность или, если она уже проявилась, устранить ее, необходима спокойная окружающая обстановка, ровное, внимательное отношение взрослых к ребенку. Родители должны сознавать свою ответственность за воспитание детей, должны уметь владеть собою, своими чувствами, управлять своим поведением. Важно организовать четкий распорядок дня, в котором бы период бодрствования не превышал установленной для его возраста нормы, предусматривалось длительное пребывание на свежем воздухе, достаточно продолжительный и спокойный сон. Укреплению нервной системы способствует также закаливание детей.

        Таким образом, только правильное воспитание в семье может предупредить у ребенка развитие нервности.

1.6. Вывод

  При воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуальные особенности. Применяя различные приемы, надо стремиться к осуществлению всех задач воспитания и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.

Литература.

Аксарина А.М. «Воспитание детей раннего возраста»М., 1977.

«Детский сад и семья» - под редакцией Т.А. Марковой, М., «Просвещение»1986.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!