СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тире между подлежащим и сказуемым

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана к уроку русского языка в 10 классе  на тему:"Тире между подлежащим и сказуемым." (Учебник русского языка для 10 класса А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2012,) 

Просмотр содержимого документа
«Тире между подлежащим и сказуемым»

Удивление - путь к познанию.

Удивление - путь к познанию.

Поймай грамматическую основу!     1.За поворотом дороги показалось море. 2.Оно сверкало лучами солнца. 3Анютины глазки душисты . 4.Десять делится на два 5.Зима- прекрасное время года.

Поймай грамматическую основу!

 

 

1.За поворотом дороги показалось море.

2.Оно сверкало лучами солнца.

3Анютины глазки душисты .

4.Десять делится на два

5.Зима- прекрасное время года.

Поймай грам основу     1.За поворотом дороги показалось море . 2.Оно сверкало лучами солнца. 3Анютины глазки душисты . 4.Десять делится на два 5. Зима - прекрасное время года.

Поймай грам основу

 

 

1.За поворотом дороги показалось море .

2.Оно сверкало лучами солнца.

3Анютины глазки душисты .

4.Десять делится на два

5. Зима - прекрасное время года.

1     4 3       ?   2       ?     ?        ?                                                 1. Какой раздел русского языка изучает знаки препинания и правила их постановки? 2.Какой раздел русского языка изучает построение словосочетаний и предложений? 3. «Ты сегодня пойдешь в кино?» Укажите тип предложения по цели высказывания. 4. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает действие?

1

 

 

4

3

 

 

 

?  

2

 

 

  ?

 

 

 

 

  ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Какой раздел русского языка изучает знаки препинания и правила их постановки?

2.Какой раздел русского языка изучает построение словосочетаний и предложений?

3. «Ты сегодня пойдешь в кино?» Укажите тип предложения по цели высказывания.

4. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает действие?

1 п   у н   в к п   т   о с   о   д   и п    у   л р    н а    е т  о    ц   ж   а с    и   а   я   к   и с    т   щ е  и    е   е с    л   ь   н   о   е

1 п

  у

н  

в

к

п

  т

  о

с

  о

  д

  и

п 

  у

  л

р 

  н

а 

  е

т 

о 

  ц

  ж

  а

с 

  и

  а

  я

  к

  и

с 

  т

  щ

е 

и 

  е

  е

с 

  л

  ь

  н

  о

  е

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире между подлежащим

и сказуемым

По какому принципу предложения распределены в два столбика? 1.Я люблю русскую природу.  4. Сн е гири – гости зимние. 2.Скинуло кафтан зеленый лето.  5.Грачи – это друз ь я весны. 3.сю ночь пел соловей  .   6. Вороб ь и – наши постоянные соседи. –

По какому принципу предложения распределены в два столбика?

1.Я люблю русскую природу.

4. Сн е гири – гости зимние.

2.Скинуло кафтан зеленый лето.

5.Грачи – это друз ь я весны.

3.сю ночь пел соловей .

6. Вороб ь и – наши постоянные соседи.

1 шаг – подсказка - Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое) 2 шаг – подсказка – Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое 3 шаг – подсказка – Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены ___________________, то между ними ставится ____________».
  • 1 шаг – подсказка - Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое)
  • 2 шаг – подсказка – Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое
  • 3 шаг – подсказка – Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены ___________________, то между ними ставится ____________».
Сущ.в им. п. – сущ.в им.п.  Ученье – (Что такое?)- свет.

Сущ.в им. п. – сущ.в им.п.

Ученье – (Что такое?)- свет.

Физкультминутка

Физкультминутка

 Хорошо в мороз на улице! Идёт лёгкий сне жок. Вы любите зиму?

Хорошо в мороз на улице! Идёт лёгкий сне жок. Вы любите зиму?

ВАЖНО Тире Дефис «Ты выполнил домашнюю работу?» – спросил Дима. Из-за Из-под

ВАЖНО

Тире

Дефис

«Ты выполнил домашнюю работу?» – спросил Дима.

Из-за

Из-под

Тире  - знак пунктуации - знак разделения

Тире - знак пунктуации

- знак разделения

Н. М. Карамзин – писатель, историк 18 века Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов .

Н. М. Карамзин – писатель, историк 18 века

Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов .

Подсказка! Можно быстро проверить необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым . Нужно вставить между ними указательное слово ЭТО или ВОТ . Книга – (вот) лучший товарищ. Повторение – (это) мать учения.

Подсказка!

Можно быстро проверить необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым . Нужно вставить между ними указательное слово ЭТО или ВОТ .

Книга – (вот) лучший товарищ.

Повторение – (это) мать учения.

Тест. Найти тире 1.Воспитанный человек А) вежливый и скромный; Б) читает много книг; В) пример для других; Г) интересен людям.

Тест. Найти тире

1.Воспитанный человек

  • А) вежливый и скромный;
  • Б) читает много книг;
  • В) пример для других;
  • Г) интересен людям.
2. Книга А) хранит удивительные открытия; Б) лучший советчик; В) сопровождает нас всю жизнь.  

2. Книга

  • А) хранит удивительные открытия;
  • Б) лучший советчик;
  • В) сопровождает нас всю жизнь.
  •  
ответы 1. – В 2. – Б

ответы

  • 1. – В
  • 2. – Б

Тире ставится 1. Если сущ в им. п. – сущ в им. п.  Молчание – знак согласия. 2. Если в предлож. есть слова ЭТО или ВОТ. Чтение – вот(это) лучшее учение. 3. Если числит. в им. п - числит. в им. п  Дважды два – четыре 4. Если н. ф. глагола – н.ф. глагола Жить – родине служить. 5 . Если н.ф.глаг – сущ. В им. П. Хорошо учиться – наша задача.

Тире ставится

1. Если сущ в им. п. – сущ в им. п.

Молчание – знак согласия.

2. Если в предлож. есть слова ЭТО или ВОТ. Чтение – вот(это) лучшее учение.

3. Если числит. в им. п - числит. в им. п

Дважды два – четыре

4. Если н. ф. глагола – н.ф. глагола

Жить – родине служить.

5 . Если н.ф.глаг – сущ. В им. П.

Хорошо учиться – наша задача.

Тире не ставится   1. Если подлежащее выражено местоимением Он прекрасный человек. 2. Если перед подлеж. стоит НЕ Бедность не порок 3. Если перед подл. стоит КАК Наш двор как сад.

Тире не ставится

1. Если подлежащее выражено местоимением

  • Он прекрасный человек.

2. Если перед подлеж. стоит НЕ

  • Бедность не порок

3. Если перед подл. стоит КАК

Наш двор как сад.

Словарно-орфографическая работа.  Пользуемся словарем учебника! Объясните значение слов партер, прерии, планёр.

Словарно-орфографическая работа. Пользуемся словарем учебника!

Объясните

значение слов партер, прерии, планёр.

Замените данные предложения другими, близкими по смыслу. Поставьте, где нужно, тире. Образец . Мой отец  строит дома. – Мой отец ( сущ.,им.п .) кто такой?– строитель  ( сущ., им.п.).  Моя мама шьёт одежду. Старший брат учится в институте. 3. Наш дедушка лечит зверей.

Замените данные предложения другими, близкими по смыслу. Поставьте, где нужно, тире.

Образец . Мой отец строит дома. – Мой отец ( сущ.,им.п .) кто такой?– строитель ( сущ., им.п.).

  • Моя мама шьёт одежду.
  • Старший брат учится в институте.

3. Наш дедушка лечит зверей.

Запомни! В Е Т Е Р И НАР

Запомни!

В Е Т Е Р И НАР

Продолжи фразу: Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если …. Мне понравилось…. Сегодня на уроке я научился …. Мне было трудно…. Я понял, что….

Продолжи фразу:

Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если ….

Мне понравилось….

Сегодня на уроке я научился ….

Мне было трудно….

Я понял, что….

Дополните предложения Мне понравилось на уроке… Мне было интересно… Сегодня я понял…

Дополните предложения

Мне понравилось на уроке…

Мне было интересно…

Сегодня я понял…

Д/З. Запишите 3-4 предложения о ваших родных и знакомых – чем они занимаются, какие у них профессии . Или упр. 167, тест, или зад №5 / §34 памятки-в словарь, выучить.

Д/З. Запишите 3-4 предложения о ваших родных и знакомых – чем они занимаются, какие у них профессии . Или упр. 167, тест, или зад №5 / §34 памятки-в словарь, выучить.

Составьте слово из первых букв грамматических основ. Он толкнул вазу. Лодка исчезла вдали. Вдруг налетели чайки. Облачно. Вы узнаете, как прошел сегодняшний урок.

Составьте слово из первых букв грамматических основ.

  • Он толкнул вазу.
  • Лодка исчезла вдали.
  • Вдруг налетели чайки.
  • Облачно.

Вы узнаете, как прошел сегодняшний урок.

 О н т олкнул вазу.  Л одка и счезла вдали.  Вдруг н алетели ч айки.  О блачно. Отлично
  • О н т олкнул вазу.
  • Л одка и счезла вдали.
  • Вдруг н алетели ч айки.
  • О блачно.

Отлично


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!