V. Работа по теме урока ((К) Проблемный вопрос. Всегда ли люди для передвижения использовали транспортные средства? (К, Г) Работа по учебнику. Работа строится в рамках технологии сотрудничества, стратегия «Опорные сигналы». Обработка информации «Дополни текст пиктограммами». Предложите прочитать текст в учебнике, стараясь как можно лучше понять и законспектировать его в Научном дневничке с помощью наклеек. Например, С давних пор мечтал человек о Первым средством передвижения человека были Потом человек стал передвигаться на На смену лошадям пришел Далее ребята продемонстрируют свои работы. (К,Г) Работа с иллюстрациями. Предоставьте ученикам возможность самостоятельно рассмотреть и обсудить в группе модели и дизайн первых автомобилей. (К) Комментарии педагога об истории транспорта. Прочитайте стихотворение С.В. Михалкова «От кареты до ракеты». Люди ездили по свету, Усадив себя в карету. Но пришел двадцатый век – Сел в машину человек. Тут пошло такое дело! В городах затарахтело. Шум моторов, шорох шин – Мчатся тысячи машин. В паровые тихоходы Забирались пешеходы. И могли они в пути На ходу легко сойти. А теперь под стук колес Нас везет электровоз. Не успел двух слов сказать Смотришь: надо вылезать! Корабли такими были – Как игрушечные, плыли. Плыли месяц, плыли год... Появился пароход! А сегодня в океаны Выплывают великаны. Удивляет белый свет Быстрота морских ракет. Лишь одним ветрам послушный, Поднимался шар воздушный. Человек умел мечтать, Человек хотел летать! Миновал за годом год... Появился самолет! В кресло сел, завтрак съел. Что такое? Прилетел! Ну а это, ну а это – Кругосветная ракета! От кареты до ракет! Это чудо или нет? – О каких видах транспорта вы узнали? Какую скорость они развивают? (Г,Ф) Упражнения для развития умения находить необходимую информацию в энциклопедиях и Интернете. Задание. Используя информацию из энциклопедий, сравните скорости первого автомобиля и современных средств передвижения. (К) Развитие речи. Как вы понимаете поговорку: «Тише едешь – дальше будешь?» Обратите внимание учеников на дорожные знаки. Какую «работу» выполняют эти знаки? О чем предупреждают? Эти знаки указывают на ограничение максимальной скорости. Сообщает знак бесстрастно: «Ехать здесь быстрей опасно! Так что будьте вы добры Снизить скорость до поры!» (К) Динамическая пауза «Шофер». Качу, лечу Во весь опор. (Выполняют ходьбу на месте.) Я сам шофер (имитируют управление автомобильным рулем) И сам – мотор. (Круговые движения плечами вперед-назад.) Нажимаю на педаль, (имитируют нажимание на педаль) И машина мчится в даль! (Бег на месте.) (К) Проблемный вопрос. Кто является чемпионом скорости в мире животных? Рассмотрите диаграмму и скажите, кто является чемпионом скорости в мире животных. С какой скоростью могут двигаться лев и антилопа? Попросите рассказать, что они знают об этих животных. (П) Работа по учебнику. Работа строится в рамках технологии критического мышления. Каждая пара изучает информацию в учебнике о сайгаке. Ребята самостоятельно прочитывают текст в учебнике, отмечают карандашом места, где должно состояться обсуждение (прием ТРКМЧП «Инсерт»): V | – уже знали | - | – думали по-другому | + | –новое для нас | Далее оба читают текст до отметок, обсуждают информацию, пересказывают друг другу по очереди. |