СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Титов А. Рассказ «Каштан». Сложный мир взаимоотношений человека и животных. (Урок родной (русской) литературы в 9 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В разработку входят текст рассказа А.Титова "Каштан" и материалы из авторской рабочей тетради по анализу произведений родной (русской) литературы для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Титов А. Рассказ «Каштан». Сложный мир взаимоотношений человека и животных. (Урок родной (русской) литературы в 9 классе)»

Титов А. Рассказ «Каштан».

Сложный мир взаимоотношений человека и животных.

Титов Александр Михайлович (1950 – 2019) - прозаик и поэт, автор книг прозы «Деревенский асфальт», «Теплые крылья», «Дом сестры», «Живем, господи!», «Гармонист», «Ангелок», сборника стихов «Воздух травами настоян…», лауреат I международного конкурса детской и юношеской литературы имени А. Н. Толстого (2006) за повесть о жизни современных подростков «Дымок печальный сентября».





Читаем рассказ Александра Титова «Каштан».



Вот уже несколько дней Иван Матвеевич лежал на койке без малейшего движения. Единственная рука его свешивалась до пола, крепко сжимая пузырек с лекарством.

Каштан и думать не смел, что хозяин мертв, не имел собачьего права на такие мысли, но чутье не обманешь: хозяину пришел конец!

Оставалось одно — охранять дом, оставшийся стоять с распахнутыми настежь дверями. Как заходил в последний раз Иван Матвеевич в хату — держась за грудь, натыкаясь на Каштана, услужливо мельтешащего под ногами, заглядывающего преданно в глаза: «Да пошел ты, безотвязный!» — так и оставил двери открытыми.

Каштану хотелось думать, что хозяин спит. Пес чутко дремал на коврике, словно все еще ожидал приказания, уткнувшись носом в холодную свесившуюся ладонь, подолгу лежал возле войлочных домашних тапочек, сохранивших живой запах Ивана Матвеевича.

На тумбочке, в простенке между зашторенными окнами, мерцал вот уже которые сутки экран работающего телевизора. Когда у Ивана Матвеевича прихватывало сердце, он ложился на койку и включал телевизор, чтобы отвлечься от боли. Каштан тоже привык смотреть все передачи подряд, и когда в ящике лаяла собака, пес вскакивал, отзываясь на чужой голос.

Иван Матвеевич в такие минуты обычно смеялся и говорил: «Да угомонись ты, чудак!» — наклонялся с койки, ласково трепал собачий загривок.

Ночью изображение пропадало. Светящийся прямоугольник дергался, монотонно шипел. Это шипенье очень раздражало Каштана — он не мог спать, шевелил беспрестанно ушами, рычал. Или принимался бегать, подвывая, из угла в угол.

Каждое утро пес выходил за деревню, к асфальтированной дороге — там были машины и человеческие лица, проносящиеся мимо Каштана с большой скоростью. Он подходил к обочине и принимался выть, словно делал обязательную работу, печально вытягивая шею.

Шоферы с любопытством поглядывали на дворнягу, которая неизменно встречала их на одном и том же месте. Некоторые завиливали на полном ходу к обочине, норовя задавить, другие со смехом кидали псу зачерствелые шоферские бутерброды. Но Каштан, хотя и был голоден, не спешил кидаться за едой — он звал всех проезжих людей к Ивану Матвеевичу.

Соседская кошка, с которой пес долгое время враждовал, теперь тоже была одинока, только ее хозяева не умерли, а заранее уехали. Кошка одичала, и вся злость ее против Каштана бесследно пропала. Теперь она уже не шипела на него, не царапала за нос. Он подходил к ней ближе, принюхивался, угадывая в ее шерсти полузабытый запах соседей, всем своим видом как бы говоря: я теперь тоже остался совсем один!

Каштан жалел кошку и даже поймал для нее большую крысу, которую кошка почему-то есть не стала. С тех пор кошка спит рядом с Каштаном на половичке. Кладет голову ему на лапы, а пес ее облизывает неспешно, будто утешает. Дескать, не горюй, кошка, авось пока еще жив наш хозяин, не даст в обиду. Кошка в ответ лижет пса, прихорашивает ему коричневые лапы. Да так старательно, что бурые шерстинки ложатся одна к одной, облепляя сухие собачьи мускулы.

Пес, довольный таким вниманием, потягивается, блаженно жмурит глаза, зевает, открывая веселую зубастую пасть, поскуливает благодушно.

Часто, вспрыгнув на кровать, кошка принимается облизывать пузырек, лежащий возле коричневого лица покойника. Красный язычок торопливо бегает по наполовину свинченной крышке. Кошка очень любит валерьянку: крышка позванивала под маленьким бойким язычком, но свинчиваться окончательно не хотела.

Вчера по расхлябанной после дождя деревенской дороге проехал одинокий легковой автомобиль-вездеход. В кабине виднелись умные белые лица при галстуках. Они деловито смотрели по сторонам, печально кивали важными немолодыми головами. Люди заметили пса, отскочившего на обочину — Каштан держал в пасти кусок солонины, обнаруженный им в одном из сараев. Мясо было соленым, но вполне съедобным. Сквозь шум мотора и чавканье грязи под колесами вездехода, Каштан уловил знакомую фразу: «Бродячая собака... пресекать... возможно бешенство... применять профилактику!..»

Когда легковые машины проезжали через деревню, Иван Матвеевич всегда с любопытством и в то же время с достоинством разглядывал их, прикладывая единственную руку к козырьку — не забыть поклониться, может, и совсем незнакомому мимоезжему человеку. Даже оставаясь единственным жителем заброшенной неперспективной деревни, Иван Матвеевич, зная точно, что родственников у него нет, все равно выходил из дома на шум мотора: вдруг кто решил его навестить?

Каштан, подражая в вежливости покойному хозяину, выронил из пасти кусок мяса, приветственно тявкнул, замахал пушистым хвостом. Он надеялся, что эти люди хотя бы по долгу начальников навестят Ивана Матвеевича, пусть даже и мертвого.

Но машина уехала, не завернула к их дому.

Бешенство... Каштану знакомо это слово. Он помнил, как года два назад бешенство приключилось на ферме, где Иван Матвеевич работал сторожем: животных тогда покусала больная лиса. Десятка два укушенных коров распустили слюни до самого пола и по очереди издыхали — брюхо каждой раздувалось шаром, ноги коченели, торчали палками в стороны. У Ивана Матвеевича было много хлопот: он цеплял дохлых коров за трос к трактору, махал рукой трактористу, а тот сволакивал туши в овраг, где их обливали соляркой и поджигали.

Каштан первым обнаружил эту лису, когда она во второй раз прокралась в коровник. С мокрой оскаленной пастью бросилась она на Ивана Матвеевича, уснувшего на куче соломы с вилами в руках: караулил рыжую злодейку!

Пес в прыжке перехватил лису, стиснул ей горло зубами.

Иван Матвеевич вскочил, разбуженный визгом и рычанием, ударил, не разобрав спросонок кто где, в бурый мельтешащий клубок, пропорол нечаянно бок Каштану. Зато вторым ударом, похмельно прицелившись, намертво пригвоздил хрипящую лису к пахучим навозным доскам.

Промыв рану своему любимцу, Иван Матвеевич повел его к ветеринару, чтобы тот сделал Каштану укол от бешенства.

И доярок тоже лечили. Они в свою очередь жалели собаку — тебе, Каштанчик, вдвойне досталось. Ишь, как саданул вилами старый пьяница!.. И как вы только живете в этих Старых Хуторах? Давно все уехали, а этот леший с собакой до самой смерти собирается там куковать!

Иван Матвеевич наотрез отказался от уколов. Никогда, мол, не лечился, и не собираюсь. Мыслимо ли вытерпеть — целых сорок дней без грамма самогонки?

В ту пору он почти не жаловался на здоровье.

Зато сейчас с каждым днем хозяин пахнет все ужаснее. Комната постепенно заполняется смрадом. Лицо хозяина стало черным, будто валенок.

...Завидев двух людей, неспешно заходящих в калитку, Каштан кинулся к ним навстречу, радостно виляя хвостом. Взвизгивал, и в этом визге были одновременно и радость, и упрек: что же вы так долго не приходили?

И опять послышалось страшное слово «бешенство».

— Кажется, насчет этой собаки указание было? — сказал тот, что повыше, и стал снимать с плеча палку на ремне.

Раздался неожиданный хлопок — Каштан качнулся в сторону, будто пьяный. Такое однажды было с ним, когда Иван Матвеевич раскрыл ему пасть и насильно, потехи ради, влил стакан красного вина: «Выпей, Каштанчик, со мной, а то мне одному скучно».

В боку вспыхнула быстрая жгучая боль. Растопырившись посреди двора, пес вяло оседал на брюхо, чувствуя в шерсти невыбранные репьи. Лапы расползались, как на льду, коричневая шкура трепетала.

— Может, у него хозяин имеется? — спросил тот, что пониже.

— Откуда? Деревня давно уже брошенная. Мы тут сейчас по домишкам пошарим, может, найдем что-нибудь нужное в хозяйстве...

Каштан завыл пронзительно, отрывисто взлаивая в небо, слизывая урывками с провалившегося мокрого бока сладкую кровь. В голосе его был какой-то странный отзвук, напоминающий человеческое отчаяние: «Ай-яй-ей-ой-о-о-аа-ах!»

— Мелкую дробь взял! — сказал тот, что был с ружьем. — Придется перезарядить.

— Не мучь его, — торопил второй. — Приканчивай скорее!

Гулко, словно во все небо, бабахнул новый выстрел. Крупная дробь, словно веником, смахнула пса к кустам шиповника, под которыми он любил дремать на твердой утоптанной земле вместе с курами, а Иван Матвеевич обычно сидел рядом на низкой скамейке и плел ивовые корзины.

Наступила тишина. Люди переступили через мертвую собаку, шагнули в приоткрытую дверь.

— В этой деревне не осталось ни одного человека! — сказал тот, что был с ружьем. — Все давно уехали отсюда... Смотри-ка, мигает что-то в хате...

Навстречу людям из комнаты выбежала кошка и, мурлыкая, стала тереться о пыльный сапог.

(Журнал «Подъём», №10 за 2014)

Анализируем рассказ «Каштан».



1). Докажите, что произведение является рассказом, указав 3 признака жанра:

1. _________________________________________

2. __________________________________________

3. ___________________________________________

2). Какие утверждения соответствуют содержанию текста?

А). После смерти хозяина Каштан враждовал с одичавшей кошкой. Б). Каштан звал всех проезжих людей к Ивану Матвеевичу. В). У неперспективной деревни нет названия. Г). В кабине вездехода виднелись умные белые лица при галстуках. Д). Больная бешенством лиса покусала Каштана.

__________________________________

3). «Соберите» по тексту детали описания Ивана Матвеевича. Продолжите:

Иван Матвеевич - единственный житель неперспективной деревни, инвалид («единственная

рука…»), больное сердце, ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

4). ИВС Вставьте пропущенные ИВС, определите и укажите в скобках их вид:

  • «хозяину пришёл ___________________» (?)

  • «принимался выть, словно ____________________» (?)

  • «облизывает неспешно, будто _________________ » (?)

  • «по ________________ после дождя деревенской дороге» (?)

  • «виднелись _______________ ________________ лица» (?)

  • «они ______________ смотрели, ______________ кивали» (?)

  • «ноги коченели, торчали _______________ в ___________» (?)

  • «караулил _______________ ___________________» (?)

  • «до самой смерти собирается там ________________» (?)

  • «в боку __________________ __________________» (?)

  • «странный отзвук, напоминающий _______________ _______________» (?)

- Какова роль ИВС в тексте?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

5). Сопоставьте кошку и собаку. Как они жили до смерти хозяина?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Что изменилось после его смерти?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Объясните, что сблизило животных.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

6). Перечитайте эпизод с бешеной лисой. Что добавляет эта сцена к характеристике Ивана Матвеевича?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Что добавляет эта сцена к характеристике Каштана?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

7). Как шофёры на дороге относились к Каштану? Как это их характеризует?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

8). Перечитайте эпизод смерти Каштана. Как описан пёс?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- В чём смысл такого описания? ( Подсказка: прочитайте, что напоминал голос умирающего Каштана)

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

9). Продолжите смысловой ряд слов, обозначающих качества героя:


Каштан – смелый, верный, _________________________________________________________


_________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________


Прочитайте информацию: в христианской традиции дерево каштан символизирует доблесть и целомудрие, защиту и душевные силы. Есть ли связь изображения собаки и символики дерева, именем которого назван пёс? Ответ обоснуйте.


_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


10). Найдите в тексте и выпишите детали описания чиновников.

Чиновники - ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

- В чём особенность изображения чиновников?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Как характеризует чиновников их разговор о бродячих собаках?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

11). РР В чём смысл финальной строки рассказа? Ответ обоснуйте (объём: 3 – 5 предложений)

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

12). С какой целью написан рассказ?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Озаглавьте текст в соответствии с его основной мыслью. Подберите 2 – 3 заглавия.

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

13). Какие проблемы раскрываются в рассказе? Укажите 2 главные, на Ваш взгляд, проблемы. Ответ аргументируйте примерами из текста.

  • Проблема старости

  • Проблема взаимоотношения человека и животных

  • Проблема жестокости

  • Проблема одиночества

  • Проблема бездушия

  • Проблема верности

  • Проблема преданности

  1. ____________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

14) *. Творческое задание «Акрослово». Опишите Каштана с помощью эпитетов, начинающихся на указанную букву:

К ________________________

А________________________

Ш_______________________

Т _______________________

А _______________________

Н _______________________

15). ДЗ Выполните письменно одно задание (на выбор):

- Напишите сочинение – рассуждение по высказыванию Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжёлое – это бессердечие»

ИЛИ

- Напишите сочинение – рассуждение «Что такое преданность?» (в формате ОГЭ по русскому языку – задание 9.3.)

Подсказка!

Для сочинения в формате ОГЭ (задание 9.3.) при желании

можно использовать следующие материалы и рекомендации:

Синонимы слова ПРЕДАННОСТЬ: верность, непоколебимая приверженность даже в трудных обстоятельствах, привязанность, основанная на любви.

Тот, кто предан, никогда не оставит близкого в беде, всегда придёт на помощь.

Преданными могут быть не только люди, но и животные.

Примеры из текста для аргумента 1 (отберите только те, которые нужны для раскрытия темы !!!):

  • и думать не смел, что хозяин мёртв;

  • ожидал приказания, подолгу лежал возле войлочных тапочек хозяина;

  • жалел кошку;

  • приветственно тявкнул чужим людям;

  • кинулся к чужим людям навстречу, виляя хвостом;

  • звал всех проезжих к Ивану Матвеевичу;

  • надеялся, что начальники навестят хозяина, пусть даже и мёртвого;

  • каждое утро подходил к дороге и принимался выть.



Примеры для аргумента 2 возьмите из личной жизни.

Не забудьте сделать вывод!

Афоризмы, цитаты:

«Собака есть единственное животное, верность которого непоколебима» (Жорж Бюффон).

«Собачья преданность породы не имеет» (Юрий Зарожный).