СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тютчев "Есть в осени..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тютчев "Есть в осени..."»

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух.

Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден. Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден. Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Осень - самое красивое время года, воспетое художниками, композиторами и поэтами. Прекрасные и чарующие картины открывает для нас стихотворение

Осень - самое красивое время года, воспетое художниками, композиторами и поэтами. Прекрасные и чарующие картины открывает для нас стихотворение "Есть в осени первоначальной ...".

В творчестве Ф.И.Тютчева особое место занимают произведения о природе родного края, которые помогают увидеть красоту окружающего мира, учат понимать язык природы и любить всё живое.  Фёдор Иванович Тютчев  (1803 - 1873)

В творчестве Ф.И.Тютчева особое место занимают произведения о природе родного края, которые помогают увидеть красоту окружающего мира, учат понимать язык природы и любить всё живое. 

Фёдор Иванович Тютчев

(1803 - 1873)

Понравилось ли вам стихотворение? Какое чувство испытывает автор? Какую пору поэт называет “дивной”? Встречались ли вы когда-нибудь с такой порой?

Понравилось ли вам стихотворение?

Какое чувство испытывает автор?

Какую пору поэт называет “дивной”?

Встречались ли вы когда-нибудь с такой порой?

Прочитайте первый столбик стихотворения и отметьте слова, которые помогут ответить на вопросы  .  - Когда бывает эта “дивная” пора?   - Как вы понимаете “первоначальной”?  - Каким поэт видит день, прочитайте.  - Почему?   Что автор говорит о вечерах? Что значит “лучезарны”? 

Прочитайте первый столбик стихотворения и отметьте слова, которые помогут ответить на вопросы  .

- Когда бывает эта “дивная” пора?  

- Как вы понимаете “первоначальной”? 

- Каким поэт видит день, прочитайте. 

- Почему?  

  • Что автор говорит о вечерах?
  • Что значит “лучезарны”? 
Прочитайте второй столбик и ответьте на вопрос.  - Как поэт пишет о поле? Какое поле?  - Какие слова подчёркивают пустоту поля?  - С чем сравнивает Фёдор Иванович паутину?  А как вы понимаете словосочетание “праздная борозда”?    Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последний вопрос. - Как поэт описывает небо?  - Какое чувство пробуждает у вас эта картина?

Прочитайте второй столбик и ответьте на вопрос. 

- Как поэт пишет о поле? Какое поле? 

- Какие слова подчёркивают пустоту поля? 

- С чем сравнивает Фёдор Иванович паутину? 

  • А как вы понимаете словосочетание “праздная борозда”?  

Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последний вопрос.

- Как поэт описывает небо? 

- Какое чувство пробуждает у вас эта картина?

Ребята, какой жанр помог нам представить эту картину? Почему вы считаете, что это стихотворение? Что отличает стихотворение от рассказа или сказки? 

Ребята, какой жанр помог нам представить эту картину?

Почему вы считаете, что это стихотворение?

Что отличает стихотворение от рассказа или сказки? 

Обратите внимание, сколько строк содержит одна строфа?  Такое количество строк в строфе называется четверостишием.

Обратите внимание, сколько строк содержит одна строфа?

Такое количество строк в строфе называется четверостишием.

Лучезарный  – сверкающий, сияющий.  Серп  – орудие труда в виде изогнутого полукругом ножа для срезания хлебных колосьев.  Праздная – отдыхающая.  Лазурь  – синева; светло-синий цвет.

Лучезарный  – сверкающий, сияющий.

Серп  – орудие труда в виде изогнутого полукругом ножа для срезания хлебных колосьев.

Праздная – отдыхающая.

Лазурь  – синева; светло-синий цвет.

Подберите отрывки из стихотворения к картинками.

Подберите отрывки из стихотворения к картинками.

Поработали, ребятки! А теперь – все на зарядку! Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Замедляем, дети, шаг И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам ещё работать нужно!

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Эпитеты - художественные определения, используются обычно, как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений, оценки чего- либо, помогают описать внешний вид предметов. Отвечают на вопрос какой (-ое, -ая)?  Сравнение - слово или выражение, передающее уподобление одного предмета другому. Присоединяются союзами как, словно, будто.  Метафора - перенос значения по сходству (употребление в переносном значении. Метафора есть скрытое сравнение.  Олицетворение - разновидность метафоры, при которой неодушевленным предметам принадлежат признаки и свойства живых существ.

Эпитеты - художественные определения, используются обычно, как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений, оценки чего- либо, помогают описать внешний вид предметов. Отвечают на вопрос какой (-ое, -ая)?

Сравнение - слово или выражение, передающее уподобление одного предмета другому. Присоединяются союзами как, словно, будто.

Метафора - перенос значения по сходству (употребление в переносном значении.

Метафора есть скрытое сравнение.

Олицетворение - разновидность метафоры, при которой неодушевленным предметам принадлежат признаки и свойства живых существ.

Самостоятельная работа над стихотворением  Индивидуальное чтение.  Чтение в парах.

Самостоятельная работа над стихотворением

Индивидуальное чтение.

Чтение в парах.

Найдите строчки стихотворения, которые вам особенно понравились и запишите их себе в тетрадь.

Найдите строчки стихотворения, которые вам особенно понравились и запишите их себе в тетрадь.

Назовите автора  стихотворения.  - Что такое строфа? Сколько строк входит в  четверостишие? - Как вы оцените свою работу? - Объясните почему? - Что понравилось на уроке? - Достигли мы цели?

Назовите автора

стихотворения.

- Что такое строфа?

  • Сколько строк входит в

четверостишие?

- Как вы оцените свою работу?

- Объясните почему?

- Что понравилось на уроке?

- Достигли мы цели?

На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за … После уроков мне захотелось за … Сегодня я сумел…

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за …

После уроков мне захотелось за …

Сегодня я сумел…


Скачать

© 2019 976 260

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!