Тьютор, наставник или немного покоя: какие должности действительно нужны в школах?
Васюхина Любовь Ивановна,
учитель физики МОАУ «СОШ №29 г.Орска»
История вопроса
Формула «4К»: - критическое мышление - креативное мышление - команда - коммуникация
Ролевой репертуар современного педагога
Специфика деятельности наставника
Общий признак всех образовательных дефицитов
Задачи наставника
1.Трансляция ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены обучающийся и наставник.
2.Выявление и актуализация у сопровождаемого «сильной» (внутренней, устойчивой) мотивации к деятельности.
3.Педагогическая поддержка сопровождаемого в процессе его обучения деятельности (прежде всего получения, закрепления новых знаний, умений и компетенций).
4.Создание условий освоения деятельности, сочетающих психологический комфорт и «развивающий дискомфорт», безопасность для жизни и здоровья—и определенную степень риска, необходимую для формирования самостоятельности и ответственности сопровождаемого.
Формы наставничества:
1.Индивидуальная — предполагает персонализованное сопровождение наставником обучающегося, с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего.
2.Групповая — сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы обучающихся, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом.
3.Коллективная — организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.
4.Взаимная (peer) — организация взаимной поддержки обучающихся, обладающих разными типами образовательных дефицитов.
5.Онлайн — поддержка обучающихся,
находящихся в удаленном доступе, с
использованием интернет-технологий
(социальные сети, скайп, Youtube и т. д.)
Основные модели наставничества:
1.Традиционное наставничество
2.Партнерское наставничество: «равный –равному»
3.Групповое наставничество
4.Флэшнаставничество
5.Скоростное наставничество наставничества
6.Реверсивное наставничество
7.Виртуальное наставничество
Личные качества наставника:
– отсутствует образовательный дефицит,
существующий у сопровождаемого;
– есть личный опыт преодоления образовательного дефицита;
– устойчивая внутренняя мотивация к наставнической деятельности, оказанию помощи и поддержки другим людям;
– открытость, общительность, коммуникабельность;
– лидерские качества;
– настойчивость, нацеленность на результат;
– терпение и толерантность;
– соответствие личных ценностей ценностям деятельности наставника, организации, корпоративной культуры;
– склонность к постоянному саморазвитию.
Личные качества, препятствующие занятию наставнической деятельностью:
- избыточная авторитарность;
- эгоцентризм;
- тревожность, невротизм;
- стремление к гиперопеке;
- перфекционизм;
- выраженная интроверсия, замкнутость.
А кто же такой тьютор?
Тьютор (Tutor) - в переводе с английского значит - "домашний учитель, опекун"
Сегодня! Тьютор -
это наставник, посредник, человек, который создаёт условия для самостоятельного решения проблем (перевод в задачи).
Тьютор может помочь ученикам и в следующих случаях:
- работая в школе дистанционного обучения или непосредственно на месте с учеником, которому сложно самостоятельно контролировать свой процесс обучения из дома;
- работая с выпускниками, помогая им в непростом переходе от школы к университету;
- отдельное направление тьюторства — работа с одаренными детьми. В этом случае тьютор
помогает ребенку составить
индивидуальный план обучения,
обращая внимание на его
особенности.
Главная задача тьютора:
расширение существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого пространства в открытое
Компетенции тьютора:
- профессиональная педагогическая компетентность: владение современными продуктивными технологиями обучения, готовность осваивать новые для себя технологии, моделировать варианты включения новых технологий в учебный процесс;
- психологическая компетентность;
- владение техниками конструктивного общения;
- компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Индивидуальный образовательный маршрут
(ИОМ) ?
Этапы тьюторского действия:
1. Создание избыточной среды
-работа с культурой выбора;
-ситуации создания выбора;
-«поле пробных действий»
2. Навигация (навигирование)
-прокладывание и обсуждение маршрутов развития;
обсуждение зон выбора и рисков «не выбора»
3. Масштабирование
-перевод интересов тьюторанта на другой масштаб;
-продвижение в культурных контекстах
ИОМ :
– это персональный путь реализации личностного потенциала человека в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Индивидуальный образовательный маршрут -средство становления личностных достижений человека на основе его самостоятельного продвижения, возможности «самоизменения
субъекта образования,
самостоятельно прокладывающего
себе пути саморазвития.
Тьютор сопровождает:
- Интерес
- Запрос
- Вопрос
- Индивидуальный
образовательный маршрут (ИОМ)
- Индивидуальную образовательную программу (ИОП)
- Индивидуальный учебный план (ИУП) …
Чем отличается деятельность классного руководителя и тьютора?
- Классный руководитель выполняет задания завуча
- Тьютор работает на образовательный заказ родителя и ребёнка
- Тьютор - для поддержки ученика
- Классный руководитель - для усиления позиции учителя
- Классный руководитель несёт требование, а значит, он начальник над детьми
- Классного руководителя волнует только хорошая успеваемость
- Тьютор помогает ребёнку выстраивать отношения с окружающими
- Тьютор инициирует образовательные потребности учащихся и работает с индивидуальными образовательными программами учащихся
- Тьютор анализирует ситуацию и решает проблему вместе с детьми
- Классный руководитель принимает меры, чтобы дети не мешали учебному процессу
Итак!!!!
- Наставник – помогает приобрести навыки, осуществляя необходимый контроль, сопровождает подопечного.
- Тьютор – тот же наставник, но который создаёт условия для самостоятельного решения проблем