СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тьютор, наставник или немного покоя: какие должности действительно нужны в школах?

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации можно найти ответ на вопрос, в чем именно заключается тьюторство и наставничество, чем они отличаются, задачи и модели наставничества и многое другое.

Просмотр содержимого документа
«Тьютор, наставник или немного покоя: какие должности действительно нужны в школах?»

 Тьютор, наставник или немного покоя: какие должности действительно нужны в школах? Васюхина Любовь Ивановна, учитель физики МОАУ «СОШ №29 г.Орска»

Тьютор, наставник или немного покоя: какие должности действительно нужны в школах?

Васюхина Любовь Ивановна,

учитель физики МОАУ «СОШ №29 г.Орска»

История вопроса

История вопроса

Формула «4К»:  - критическое мышление  - креативное мышление  - команда  - коммуникация

Формула «4К»: - критическое мышление - креативное мышление - команда - коммуникация

Ролевой репертуар современного педагога

Ролевой репертуар современного педагога

Специфика деятельности наставника

Специфика деятельности наставника

Общий признак всех образовательных дефицитов

Общий признак всех образовательных дефицитов

Задачи наставника 1.Трансляция ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены обучающийся и наставник. 2.Выявление и актуализация у сопровождаемого «сильной» (внутренней, устойчивой) мотивации к деятельности. 3.Педагогическая поддержка сопровождаемого в процессе его обучения деятельности (прежде всего получения, закрепления новых знаний, умений и компетенций). 4.Создание условий освоения деятельности, сочетающих психологический комфорт и «развивающий дискомфорт», безопасность для жизни и здоровья—и определенную степень риска, необходимую для формирования самостоятельности и ответственности сопровождаемого.

Задачи наставника

1.Трансляция ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены обучающийся и наставник.

2.Выявление и актуализация у сопровождаемого «сильной» (внутренней, устойчивой) мотивации к деятельности.

3.Педагогическая поддержка сопровождаемого в процессе его обучения деятельности (прежде всего получения, закрепления новых знаний, умений и компетенций).

4.Создание условий освоения деятельности, сочетающих психологический комфорт и «развивающий дискомфорт», безопасность для жизни и здоровья—и определенную степень риска, необходимую для формирования самостоятельности и ответственности сопровождаемого.

Формы наставничества: 1.Индивидуальная — предполагает персонализованное сопровождение наставником обучающегося, с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего. 2.Групповая — сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы обучающихся, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом. 3.Коллективная — организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов. 4.Взаимная (peer) — организация взаимной поддержки обучающихся, обладающих разными типами образовательных дефицитов. 5.Онлайн — поддержка обучающихся, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет-технологий (социальные сети, скайп, Youtube и т. д.)

Формы наставничества:

1.Индивидуальная — предполагает персонализованное сопровождение наставником обучающегося, с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего.

2.Групповая — сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы обучающихся, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом.

3.Коллективная — организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.

4.Взаимная (peer) — организация взаимной поддержки обучающихся, обладающих разными типами образовательных дефицитов.

5.Онлайн — поддержка обучающихся,

находящихся в удаленном доступе, с

использованием интернет-технологий

(социальные сети, скайп, Youtube и т. д.)

Основные модели наставничества: 1.Традиционное наставничество 2.Партнерское наставничество: «равный –равному» 3.Групповое наставничество 4.Флэшнаставничество 5.Скоростное наставничество наставничества 6.Реверсивное наставничество 7.Виртуальное наставничество

Основные модели наставничества:

1.Традиционное наставничество

2.Партнерское наставничество: «равный –равному»

3.Групповое наставничество

4.Флэшнаставничество

5.Скоростное наставничество наставничества

6.Реверсивное наставничество

7.Виртуальное наставничество

Личные качества наставника: – отсутствует образовательный дефицит, существующий у сопровождаемого; – есть личный опыт преодоления образовательного дефицита; – устойчивая внутренняя мотивация к наставнической деятельности, оказанию помощи и поддержки другим людям; – открытость, общительность, коммуникабельность; – лидерские качества; – настойчивость, нацеленность на результат; – терпение и толерантность; – соответствие личных ценностей ценностям деятельности наставника, организации, корпоративной культуры; – склонность к постоянному саморазвитию.

Личные качества наставника:

– отсутствует образовательный дефицит,

существующий у сопровождаемого;

– есть личный опыт преодоления образовательного дефицита;

– устойчивая внутренняя мотивация к наставнической деятельности, оказанию помощи и поддержки другим людям;

– открытость, общительность, коммуникабельность;

– лидерские качества;

– настойчивость, нацеленность на результат;

– терпение и толерантность;

– соответствие личных ценностей ценностям деятельности наставника, организации, корпоративной культуры;

– склонность к постоянному саморазвитию.

Личные качества, препятствующие занятию наставнической деятельностью:   - избыточная авторитарность; - эгоцентризм; - тревожность, невротизм; - стремление к гиперопеке; - перфекционизм; - выраженная интроверсия, замкнутость.

Личные качества, препятствующие занятию наставнической деятельностью:

- избыточная авторитарность;

- эгоцентризм;

- тревожность, невротизм;

- стремление к гиперопеке;

- перфекционизм;

- выраженная интроверсия, замкнутость.

А кто же такой тьютор? Тьютор (Tutor) - в переводе с английского значит -

А кто же такой тьютор?

Тьютор (Tutor) - в переводе с английского значит - "домашний учитель, опекун"

Сегодня!   Тьютор - это наставник, посредник, человек, который создаёт условия для самостоятельного решения проблем (перевод в задачи).

Сегодня! Тьютор -

это наставник, посредник, человек, который создаёт условия для самостоятельного решения проблем (перевод в задачи).

Тьютор может помочь ученикам и в следующих случаях: работая в школе дистанционного обучения или непосредственно на месте с учеником, которому сложно самостоятельно контролировать свой процесс обучения из дома; работая с выпускниками, помогая им в непростом переходе от школы к университету;  отдельное направление тьюторства — работа с одаренными детьми. В этом случае тьютор  помогает ребенку составить  индивидуальный план обучения,  обращая внимание на его  особенности.

Тьютор может помочь ученикам и в следующих случаях:

  • работая в школе дистанционного обучения или непосредственно на месте с учеником, которому сложно самостоятельно контролировать свой процесс обучения из дома;
  • работая с выпускниками, помогая им в непростом переходе от школы к университету; 
  • отдельное направление тьюторства — работа с одаренными детьми. В этом случае тьютор

помогает ребенку составить

индивидуальный план обучения,

обращая внимание на его

особенности.

Главная задача тьютора: расширение существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого пространства в открытое

Главная задача тьютора:

расширение существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого пространства в открытое

Компетенции  тьютора: профессиональная педагогическая компетентность: владение современными продуктивными технологиями обучения, готовность осваивать новые для себя технологии, моделировать варианты включения новых технологий в учебный процесс; психологическая компетентность; владение техниками конструктивного общения; компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Компетенции тьютора:

  • профессиональная педагогическая компетентность: владение современными продуктивными технологиями обучения, готовность осваивать новые для себя технологии, моделировать варианты включения новых технологий в учебный процесс;
  • психологическая компетентность;
  • владение техниками конструктивного общения;
  • компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ? Этапы тьюторского действия: 1. Создание избыточной среды -работа с культурой выбора; -ситуации создания выбора; -«поле пробных действий» 2. Навигация (навигирование) -прокладывание и обсуждение маршрутов развития; обсуждение зон выбора и рисков «не выбора» 3. Масштабирование -перевод интересов тьюторанта на другой масштаб; -продвижение в культурных контекстах

Индивидуальный образовательный маршрут

(ИОМ) ?

Этапы тьюторского действия:

1. Создание избыточной среды

-работа с культурой выбора;

-ситуации создания выбора;

-«поле пробных действий»

2. Навигация (навигирование)

-прокладывание и обсуждение маршрутов развития;

обсуждение зон выбора и рисков «не выбора»

3. Масштабирование

-перевод интересов тьюторанта на другой масштаб;

-продвижение в культурных контекстах

ИОМ : – это персональный путь реализации личностного потенциала человека в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного. Индивидуальный образовательный маршрут -средство становления личностных достижений человека на основе его самостоятельного продвижения, возможности «самоизменения  субъекта образования,  самостоятельно прокладывающего  себе пути саморазвития.

ИОМ :

– это персональный путь реализации личностного потенциала человека в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Индивидуальный образовательный маршрут -средство становления личностных достижений человека на основе его самостоятельного продвижения, возможности «самоизменения

субъекта образования,

самостоятельно прокладывающего

себе пути саморазвития.

Тьютор сопровождает: Интерес Запрос Вопрос Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) Индивидуальную образовательную программу (ИОП) Индивидуальный учебный план (ИУП) …

Тьютор сопровождает:

  • Интерес
  • Запрос
  • Вопрос
  • Индивидуальный

образовательный маршрут (ИОМ)

  • Индивидуальную образовательную программу (ИОП)
  • Индивидуальный учебный план (ИУП) …
Чем отличается деятельность классного руководителя и тьютора? Классный руководитель выполняет задания завуча Тьютор работает на образовательный заказ родителя и ребёнка Тьютор - для поддержки ученика Классный руководитель - для усиления позиции учителя Классный руководитель несёт требование, а значит, он начальник над детьми Классного руководителя волнует только хорошая успеваемость  Тьютор помогает ребёнку выстраивать отношения с окружающими Тьютор инициирует образовательные потребности учащихся и работает с индивидуальными образовательными программами учащихся Тьютор анализирует ситуацию и решает проблему вместе с детьми Классный руководитель принимает меры, чтобы дети не мешали учебному процессу

Чем отличается деятельность классного руководителя и тьютора?

  • Классный руководитель выполняет задания завуча
  • Тьютор работает на образовательный заказ родителя и ребёнка
  • Тьютор - для поддержки ученика
  • Классный руководитель - для усиления позиции учителя
  • Классный руководитель несёт требование, а значит, он начальник над детьми
  • Классного руководителя волнует только хорошая успеваемость
  • Тьютор помогает ребёнку выстраивать отношения с окружающими
  • Тьютор инициирует образовательные потребности учащихся и работает с индивидуальными образовательными программами учащихся
  • Тьютор анализирует ситуацию и решает проблему вместе с детьми
  • Классный руководитель принимает меры, чтобы дети не мешали учебному процессу
Итак!!!! Наставник – помогает приобрести навыки, осуществляя необходимый контроль, сопровождает подопечного. Тьютор – тот же наставник, но который создаёт условия для самостоятельного решения проблем

Итак!!!!

  • Наставник – помогает приобрести навыки, осуществляя необходимый контроль, сопровождает подопечного.
  • Тьютор – тот же наставник, но который создаёт условия для самостоятельного решения проблем