Тьютор – новый субъект в образовании
»
ФГОС во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует новых подходов к организации процесса обучения. Для детей с ОВЗ образование возможно при создании специальных образовательных условий.
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун;
лат. tueor – наблюдаю, оберегаю, забочусь) – новая специальность в российском образовании.
Тьюторство – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция , которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования.
Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, средневековой Европы. Понятие пришло из Великобритании, где оно появилось в классических английских университетах – Оксфорде, Кембридже. Сегодня в Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а затем помогает ему вести проекты в вузе.
В России были отдельные прецеденты тьюторского сопровождения (Катковский лицей, Царскосельский лицей) и примеры наставничества царских особ. Аналог тьюторского сопровождения зафиксирован в начале XX века – вольная высшая школа.
Экспериментальная работа по внедрению новой системы педагогической поддержки детей в учебном процессе развернулась в 1991 году в школе «Эврика-развитие». В 2007 г. создана Международная Тьюторская Ассоциация под руководством д.п.н. Т.М. Ковалевой; в 2011 году разработан проект Профессионального стандарта «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП).
Сегодня тьюторы действуют в ведущих образовательных школах мира (Англия, США, Финляндия, Япония и Франция), опираясь на идею индивидуализации как стержневую.
В настоящее время тьютор – специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы , является его помощником при прохождении индивидуального образовательного и социального маршрута.
К настоящему времени специальность «тьютор» внесена в реестр профессий «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»
Цель в школе для обучающихся с ОВЗ – помощь ребенку в успешном прохождении им образовательного маршрута.
Цель в общеобразовательной школе – успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- создание условий для успешного обучения ребенка;
-создание условий для его успешной социализации;
-сопровождение обучающегося и его семьи;
-формирование вокруг ребенка толерантной к нему социокультурной среды.
1.Познавательная сфера – ЗУН, приобретаемые в школе.
2.Коммуникативная сфера – умение общаться с окружающими.
3.Эмоциональная сфера – психологическая адаптация к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения.
4.Социальная сфера – усвоение ребенком модели поведения на уроке, на перемене, в столовой.
Этапы организации тьюторского сопровождения:
I. Предварительный этап:
знакомство с результатами диагностики, с медицинской картой, опрос родителей. Выявление: уровня социально-бытовых представлений, особенностей поведения, предпочтений.
II. Знакомство и установление контакта:
Непосредственное знакомство и постепенное установление контакта. Основным является наблюдение, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребенке, разговором с родителями.
II. Знакомство и установление контакта:
Тьютор на данном этапе знакомит родителей со своими функциональными обязанностями, показывая заинтересованность в работе с ребенком.
III. Адаптационный период:
На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка по вхождению в образовательный процесс . Под адаптацией подразумевается также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка.
IV. Основной этап:
На этом этапе, при условии постоянного получения положительной поддержки , ребенок переходит на новый этап, характеризующийся снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения .
IV. Основной этап:
Здесь важно поддерживать мотивацию , дать почувствовать ребенку свои успехи, доля самостоятельности которого увеличивается.
На данном этапе проводится диагностика в процессе обучения и др. видах деятельности, дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов, делается корректировка ИОП,
СИПР.
V. Завершающий этап:
Предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе . Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
Важным направлением деятельности:
Работа с родителями:
-установление контакта, объяснение задач, составление плана совместной работы;
-оказание родителям эмоциональной поддержки;
-содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка;
Работа с родителями:
- формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку , умение принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;
-формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;
-проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Принципы:
1. Открытость – организация всех ресурсов школы (пространство) для успешного образовательного движения ребенка: построение его образовательной программы т.о., чтобы и социальная, и культурная среда несла образовательный эффект . Ребенок-инвалид, ребенок с ОВЗ имеет ряд особенностей и в мышлении, и в поведении. Чтобы принцип открытости заработал, надо отработать систему жизненных навыков :
Умение слушать:
-смотри на человека, когда он говорит;
- не разговаривай, слушай молча;
- реагируй на выслушанное: кивни головой, скажи «Да», хлопни в ладоши;
- спроси меня; выбери знак вопроса; покажи, что не понял.
Умение начать разговор:
- выбери человека, с которым ты хотел бы поговорить;
- реши, что ты хочешь сказать;
- дружелюбно начни разговор.
Умение выразить свои чувства к другому,
умение просить помощь,
умение говорить «спасибо»
и др.
2. Вариативность – предоставление ребенку таких образовательных возможностей, которые ему будут наиболее полезны и интересны.
3. Непрерывность – сопровождение на всех этапах обучения.
4.Индивидуальный подход – организация учебного процесса, в ходе которого педагог использует различные методы, формы и приемы образования, ориентируясь на индивидуальные возможности учащегося.
5. Индивидуализация – обучение по специальной индивидуальной программе, разработанной для конкретного ребенка.
Особенности детей с ОВЗ :
-дети с ОВЗ – очень уязвимые дети, особо нуждающиеся в спокойной, доброжелательной, ритмичной обстановке;
-им требуются особые методики преподавания и адаптация учебного материала, особая организация учебного процесса;
Особенности детей с ОВЗ :
- специфика восприятия : позднее включение, рассеянность внимания, проблемы с запоминанием, снижение памяти и внимания, нарушение волевой регуляции;
- нарушение работоспособности : астенические проявления, неравномерность, перепады, истощаемость психических процессов;
Особенности детей с ОВЗ :
- недостаточность представлений об окружающем;
- отсутствие бытовых навыков : неумение пользоваться школьными принадлежностями, неопрятность, неумение есть и др.;
Особенности детей с ОВЗ :
- физические особенности: дефекты зрения, слуха, повышенный/пониженный тонус;
- особенности поведения , эмоциональная неустойчивость, заниженная/завышенная самооценка; иждивенческие установки; повышенная эмоциональная привязанность к родителям.
Особенности сопровождения детей с ОВЗ :
-поскольку снижены характеристики по скорости, точности и полноте восприятия, обучающимся с ОВЗ нужно больше времени на то, чтобы понять инструкции и выполнить их;
-для всех детей с ОВ крайне важна положительная оценка достижений и успехов , прорисовка положительной перспективы, установка на адекватную самооценку;
-необходимое специальное обучение грамотному распределению времени .
Методы:
Основным методом тьюторского сопровождения является специально организованная работа тьютора с осознанием ребенком процессов учебной деятельности и жизнедеятельности , включающей в себя и отношения с другими детьми и со взрослыми.
Основным инструментом
являются вопросы школьника или собственные вопросы тьютора , касающиеся сфер жизнедеятельности ребенка. Тьютор использует вопросы, умение предельно сузить или расширить тему, технику активного слушания.
Методы:
- если обучающийся не нарушает порядок в классе: как можно чаще обращаться к ребенку , стимулируя его активность и степень вовлеченности в ход урока;
-эффективны проявления внимания (поглаживания, похлопывания, комментирование стараний ребенка: «Молодец, какой у тебя красивый почерк!»)
Методы:
если ребенок нарушает порядок - выводить из класса, дать возможность поиграть, побегать.
При сниженном мышечном тонусе:
- подобрать правильную мебель (чтобы не «стекал» под стол);
- дополнительные физминутки;
- специальные прием активизации работы нервной системы с помощью легкого нажима пальцами, поглаживания мочек ушей, межреберных мышц, кончиков пальцев (можно делать на уроке).
- прием «рука в руке».
- использовать мячики, эспандеры для тренировки пальцев.
РАС:
-выделить специальное место, где ребенок мог бы побыть один;
-использование невербальных средств коммуникации;
-замена устных заданий на письменные, если письмо дается ребенку легче;
РАС:
-создание режима дня – карточки с перечислением последовательности событий;
-проговаривать события, обговаривать впечатления дня;
-голос педагога ровный, спокойный;
-использовать «мячики-ежики», «мячики-релаксанты»
РАС:
-ребенок может иметь при себе привычный любимый
предмет, игрушку;
-сидеть лучше за последней партой;
-избегать прямого взгляда, резких движений, общение - лучше опосредованное;
-не настаивать на продолжении выполнения задания в случае отказа
РАС:
-одежда специалиста д.б. темных тонов и в ней д.б. постоянство;
- аутичным детям наиболее доступны схемы и, именно на них необходимо опираться в коррекционно-педагогической работе;
Приемы:
Для концентрации внимания – шепотом: «Слушай внимательно, что говорит учитель», «Смотри на учителя», «Сейчас отдаем тетрадь учителю на проверку»; потом только прикасаемся к плечу ребенка;
Приемы:
-для активизации речевой деятельности - иногда подсказывает правильный ответ;
-при рассказывании стихов наизусть – ребенок – у доски, тьютор – за партой в роли «суфлера»;
-перед праздником – репетирует вместе с ним, произносит сопряженно текст: на празднике стоит сзади, подсказывает, может вывести.
Приемы адаптации учебного материала:
-разбивка материала на более мелкие части;
-доступность материала – материал программы д.б. ребенку по силам, поэтому: некоторые темы изучаем дольше, некоторые не полностью, некоторые - совсем не изучаем;
-работа всех анализаторов – тьютор и педагог должны задействовать все способы восприятия ребенка – чем больше анализаторов задействовано, тем прочнее усвоит материал ребенок.
Приемы адаптации учебного материала:
-выбор доступного для ребенка способа общения – жесты, карточки, альбом, таблички со словами;
Приемы адаптации учебного материала:
от простого к сложному:
- учим выполнять: сопряженно-по показу-по образцу-по вербальной инструкции
Приемы адаптации учебного материала:
Приемы адаптации учебного материала:
Составление условно-графической схемы слова, числовой ряд на парте, ежики на дорожке, подчеркивание и др.
Использовать физминутки не только как здоровьесберегающие технологии, но и для развития знаний и умений, развития ВПФ .
Приемы адаптации учебного материала:
-исключение из программы недоступных для изучения тем – для детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием недоступны абстрактные понятия (исторические даты, некоторые географические, математические понятия);
Приемы адаптации учебного материала:
-компьютерные программы – важно прежде чем предлагать ребенку ту или иную игру, следует крайне четко сформулировать цель , ради которой игра предлагается, а также продумать способ выведения ребенка из игры
Приемы адаптации учебного материала:
- модифицировать упражнения , исходя из потребностей ребенка. Часто требуется дополнительное объяснение содержания задания, проверка его понимания ;
-активно использовать наглядный, раздаточный материал, технические средства обучения;
Приемы адаптации учебного материала:
-максимально связывать материал с жизнью ребенка;
-многократно повторять материал;
- не замечать нежелательных действий , если ребенок делает это с целью привлечь внимание.
- игровой способ как доминирующий;
- использовать парциальные способности ребенка;
Поощрения:
-словесное - похвала;
-физическое – поглаживание, похлопывание, пожимание руки;
-двигательное – дать возможность подвигаться;
-материальное – сувенир, ручку, наклейку;
Поощрения:
-пищевое (выяснить, нет ли аллергии; давать небольшими порциями; в отсутствие других детей; сопровождать поощрительными словами, поглаживаниями; оговаривать с ребенком, за какой объем он получит угощение)
Тьютор ведет документацию, определенную локальным актом образовательного учреждения