СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тьютор в школе: каким он должен быть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тьютор в школе: каким он должен быть»

. Ещё несколько лет назад слова «тьютор» не было в лексиконе российских специалистов. Теперь же мы всё чаще слышим этот термин: тьютор для ребенка с ментальными нарушениями, тьютор для дистанционного и семейного обучения, тьютор в школе для одаренных детей. Что же это за специалист, во всех ли школах он необходим и может ли им быть обычный учитель?



Тьюторы впервые появились в 14 веке в Оксфорде и Кембридже. Они помогали студентам составлять расписание и продуктивней получать знания. Потом эту модель образования перенесли и в школы. Англия, Германия, Финляндия, США и Япония успешно внедрили тьюторство в довузовское обучение. Тьюторские системы в этих странах немного отличаются между собой, но в целом работают по трем основным направлениям: кураторство, моральное наставничество и тьюторское сопровождение. Еще их объединяет массовость — тьюторы работают со всеми детьми, не разделяя их на успевающих и отстающих. Если раньше в России мы чаще всего связывали работу тьютора с детьми с ОВЗ, то сейчас их компетенции стали намного шире. Многие школы не только перенимают опыт зарубежных, но и создают свои направления. Разбираемся в том, как работает тьюторство в России, в материале.



Тьютор для особенных детей

По данным Минпросвещения России, в нашей стране обучается более 1,15 млн человек с ОВЗ. Для таких детей положен тьютор, и его наличие в заведениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями, является распространённой практикой.





О своей работе рассказала тьютор для детей с особыми образовательными потребностями московской школы №2065 Анна Бачурина:



— Тьютор в нашей школе — это посредник между ребенком и окружающей средой. Его цель — направить ребенка в освоении навыков, помочь ему научиться. Не выполнить за него задачу, а привлечь внимание, например, жестом, направить на задание, включить в процесс. В школе №2065 учатся дети с расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна, ДЦП. Часто им сложно сконцентрироваться, понять, чего от них хотят. В силу физических особенностей они не всегда успевают за одноклассниками, поэтому учитель-тьютор должен быть рядом. Мы подготавливаем среду для ребенка в школе — адаптируем материалы для занятий, убираем предметы, которые могут отвлекать. Вне урока обязанности тьютора — помогать взаимодействовать со сверстниками — моделировать ситуации, показывать, как надо. Постепенно при правильном подходе к ребенку помощь тьютора отходит на второй план и ребенок становится самостоятельнее.



Может ли учитель выполнять роль тьютора в этом случае?

Нет, не может. По мнению Анны, педагог — это учитель, и инструкции, которые исходят от учителя, должны быть адресованы всем, а не кому-то одному. А тьютор — это обязательно отдельное лицо, которое помогает следовать за процессом. Адаптировать задания для отдельного ребенка. Например, если не успевает, меньше выполнять на уроке. Или заранее вырезать треугольники для аппликации, если ребенок не может сделать это сам или потратит на работу с ножницами всё отведенное время. Более того, тьюторы, которые работают с особенными детьми, обязательно изучают основы прикладного анализа поведения, методы АВА-терапии. Без этих знаний сложно работать. Надо понимать, как работает поведение, как формируется любой навык: говорить, считать, убирать за собой тарелку.



О том, как учителю работать с детьми м с разными типами ОВЗ, пришедшими учиться в обычный класс, расскажет бесплатный онлайн-курс «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе» от Яндекс.Учебника. Слушатели получат рекомендации и инструменты для работы с детьми с ОВЗ, узнают, как установить с ребенком эмоциональный контакт и помочь ему наладить общение со сверстниками. В курс вошли общие лекции от экспертов и восемь блоков, посвященных основным категориям ОВЗ. После окончания курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации.



Тьютор для дистанционного или семейного обучения

Многие родители на дистанционном обучении поняли, что не успевают одновременно контролировать обучение ребенка, работать и заниматься домашними делами. Поэтому часть задач пришлось делегировать. А родители, которые выбрали семейное обучение, пришли к такому «аутсорсу» еще раньше, нанимая для своих детей тьюторов. Кто-то ищет тьютора для ребенка на сайтах или в профильных группах, кому-то их предоставляет онлайн-школа за отдельную плату. Обязанности тьютора в этом случае — контролировать процесс обучения, следить, чтобы ребенок посещал онлайн-занятия, выполнял задания и, в идеале, не терял мотивацию. Интересно, что многие родители думают, что обязанности тьютора — это помощь в выполнении домашнего задания и объяснение того, что ребёнок не понял. В итоге работой тьютора бывают недовольны: ведь домашнее задание может быть не сделано, а оценки стать ниже. Но на самом деле главная обязанность тьютора состоит в том, чтобы научить ребенка учиться: понимать задания и их важность, организовывать свой день.



Может ли учитель выполнять роль тьютора в этом случае?

Да, может. К примеру, учитель в первой половине дня может проводить теоретические занятия, выдавать задания, а во второй — контролировать и мотивировать ребят на их выполнение, составляя для каждого свой собственный маршрут. Вполне жизнеспособная схема, при условии, что у педагога есть на это время и ресурсы. Подробнее мы рассказали об этом в статье.



В Москве во время пандемии провели эксперимент. Правительство Москвы предложило студентам и выпускникам педагогических вузов заменить учителей старшего возраста и педагогов с хроническими заболеваниями, для которых вирус особенно опасен. По сути, студенты выполняли роль тьютора для ребенка: организовывали распорядок дня детей, следили за выполнением заданий, общались с родителями, пока основной педагог проводил занятия дистанционно. В этом случае выиграли все: учителя не рисковали здоровьем, дети были под присмотром и, в тоже время, получали знания от привычного им человека, а студенты набирались опыта.





Тьютор для выпускников

В некоторых школах тьюторы помогают ученикам 10-11 классов с выбором дальнейшей профессии. Например, в Калининградской области МБОУ СОШ «Школа будущего» реализует такой проект тьюторства: один тьютор «сопровождает» 15 — 18 учеников на протяжении двух лет. Его задача — выбор индивидуальной образовательной программы в соответствии с возможностями, способностями и ресурсами школьника. За 10 и 11 класс тьюторы проводят со своими подопечными индивидуальные собеседования, тьюториалы и коучинговые встречи — подводят ребенка открытыми и закрытыми вопросами к его собственному выбору. Также они осуществляют погружение в профессию, рассказывают о выбранной специальности: кем и где потом можно работать, какую получать зарплату, знакомят с представителями данной профессии и выезжают на предприятия.





Руководитель тьюторской службы МБОУ СОШ «Школа будущего» Татьяна Талецкая рассказывает:



— Такие выезды иногда кардинально меняют выбор учеников. Хотел стать хирургом, побывал в приемном покое и уже готовишься к поступлению в экономический. Выездными экспериментами и полной информацией о специальности мы предупреждаем синдром «третьего курса» — когда студенты два года просиживают лекции и семинары, а потом понимают, что выбрали не ту профессию.



В Германии развитие профессиональных компетенций проходит красной линией по всей тьюторской системе. В работе со школьниками они также используют вопросы и самоанализ для того, чтобы их подопечные сделали правильный выбор профессии.



Может ли учитель выполнять роль тьютора в этом случае?

Возможно. Татьяна Александровна отмечает, что роль учителя и классного руководителя — обучить предмету, поддержать здоровый микроклимат в классе, провести организационные собрания. Если учитель утром будет спрашивать у ребёнка про школьную форму и пересдачу контрольной, то вряд ли сможет раскрыть его способности и желания после обеда. Роли и задачи учителя и тьютора абсолютно разные и просто необходимо их разделять.



Но при этом чаще всего тьютор — это человек с высшим педагогическим или психолого-педагогическим образованием. Потом человек с таким образованием может расширить свою квалификацию на специальных курсах, где обучают тьюторов для детей с ОВЗ, для семейного образования, для подростков. Курсы учат сопровождать ребенка на всех этапах обучения, создавать оптимальные образовательные условия, выявлять и развивать интересы и способности детей. Также на курсах дают информацию по индивидуальному подходу к ребенку с учетом требований ФГОС. Рассказывают, как помогать ребенку в адаптации к школе и социализации.



Тьютор для одаренных детей

А как быть с детьми, которые быстро усваивают программу и намного обогнали своих одноклассниках в знаниях? Им становится скучно на уроке и они не получают достаточной мотивации, чтобы учиться. При наличии тьютора в школе такому ребёнку можно составить индивидуальный образовательный маршрут, который будет контролироваться педагогами-предметниками. Тьютор может помогать в поиске материалов: не находить ссылки в интернете, а обучить пользоваться электронной библиотекой, дать список ресурсов, показать, как пишутся работы для грантов или специализированных олимпиад. В этом преуспела американская модель тьюторства, в которой активно используются информационные технологии — особенно для одаренных детей.



Может ли учитель выполнять роль тьютора в этом случае?

Да, может. Конечно, если такой ребенок в классе один, то многие учителя берут на себя эту роль. Они придумывают одаренным детям отдельные задания на каждый урок, подбирают для них конкурсы и олимпиады и выделяют время на подготовку к ним. Кстати, для таких целей замечательно подходит «Кружок» — подборки заданий «со звёздочкой» в Яндекс.Учебнике. Но, если таких детей несколько или нагрузка учителя не позволяет найти время, это может стать проблемой как для педагога, так и для учеников. И решить её сможет только привлечение отдельного специалиста — тьютора.



Работу тьютора часто сравнивают с методом Сократа: он помогает ученикам или раскрыть свои познания, или увидеть, где их недостаточно. Задача же учителя-предметника — дать информацию всем ученикам в классе. Однако с популяризацией индивидуальной образовательной траектории для каждого ребёнка учитель приобретает всё больше функций тьютора. При этом неправильно перекладывать на педагогов-предметников роль тьютора: отдельные специалисты, которые помогали бы ученикам ориентироваться в мире обучения и профессий, необходимы каждой школе.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!