СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тьютор в системе инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тьютор в системе инклюзивного образования»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Ейский полипрофильный колледж»















Сообщение на тему:

«Тьютор в системе инклюзивного образования»























Выполнила студентка группы Ш-21

Демченко Олеся







г. Ейск, 2024 год





Тьютор – это: наставник; человек, который учит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи); тот, кто связывает в образовании процессы учения, самовоспитания и формирования образа жизни.

Что представляет собой профессия тьютора?

Тьютор входит в число педагогических работников. Он занимается с детьми любого возраста, которые по каким-либо причинам нуждаются в помощнике. 

Чаще всего работа тьютора строится индивидуально. Иногда — в небольших группах до 6 подопечных.

Несмотря на то, что это педагогическая профессия, задачи тьютора отличаются от учительских. Специалист помогает ребенку получить образование не только через донесение информации, но и множеством других способов. Он постоянно находится рядом со своим подопечным, следит за его состоянием, сопровождает в стенах школы и т. д.

Что делает специалист и какова его роль?

В инклюзивном образовании тьютору отдается ведущая роль. Именно он создает условия, при которых дети с особенностями могут получать образование в обычном классе общеобразовательной школы.

Для этого тьютор делает следующее:

  1. Выявляет особенности и потребности своего подопечного. На основе этого тьютор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут и сопровождает по нему ученика.

  2. Создает благоприятные условия в школе. Специалист может изменить среду, чтобы сделать ее доступной и безопасной.

  3. Занимается социализацией. Тьютор рассказывает классу об особенном ребенке, помогает ему освоиться в коллективе и сформировать позитивные отношения.

  4. Подбирает методики. Специалист определяет, какие методические средства будут наиболее эффективны для конкретного ребенка.

  5. Держит связь с родителями. Индивидуальный подход предполагает тесное сотрудничество с семьей ребенка. Тьютор привлекает родителей к созданию образовательной программы, обсуждает с ними вопросы, консультирует.

  6. Помогает ребенку определиться с профессией. Для ученика старших классов важно понять, кем он собирается стать после учебы. Тьютор может проконсультировать подопечного и оказать ему поддержку.

  7. Привлекает других специалистов. Во время работы тьютор может определить, что ребенку требуется помощь, например, психолога. В таком случае он обращается к родителям и рекомендует специалиста. 

  8. Анализирует результаты. Работа тьютора должна положительно сказываться на успеваемости подопечного. Поэтому специалист проводит регулярный анализ.

«Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы».

Тьютор

и подопечный

Тьютор:

  • формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;

  • следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

  • координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.


Тьютор

и учитель (учителя) класса

Тьютор:

обсуждает с учителем:

  • цели и задачи своей работы;

  • возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;

  • каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

Тьютор и

другие дети

Тьютор:

  • следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

  • объясняет детям, как общаться с их одноклассником;

  • если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

Тьютор и

родители

Тьютор:

  • рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

  • отвечает на вопросы родителей.

Основные направления работы с родителями:

- Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

- Оказание родителям эмоциональной поддержки;

- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;

- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.

По оценкам специалистов по внедрению инклюзии в российские школы, на сегодняшний день наиболее реалистичной является картина, когда учитель инклюзивного класса не является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование. В таком случае тьютор берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстраивает учебный процесс для подопечного, помогая учителю приспособиться к нуждам ученика с особенностями развития, не снижая при этом качества образования всего класса.

Например, тьютор может заранее договориться с учителем о том, когда наиболее уместно вызвать ученика с особенностями развития к доске. Во время урока дети по очереди выходят решать примеры, и тьютор «встречается глазами» с учителем в тот момент, когда подопечный тьютора готов идти к доске. Учитель при этом задает более легкое задание. Таким образом, ребенок получает опыт успешного ответа перед классом.

От тьютора может потребоваться помощь в адаптации учебной программы к возможностям ученика с особенностями развития. В этом случае тьютор следит за тем, что излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен подопечному. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя, и ответы учеников, но выполняет столько заданий, сколько ему по силам. Процесс активности ученика находится под контролем тьютора.

Например, тьютор может говорить ученику, сколько слов записать с доски, направлять его при переходе от одного задания к другому, подсказывать, в какой момент лучше поднять руку и на какой вопрос учителя отвечать. Таким образом, тьютор как бы берет под контроль обучение своего подопечного, постепенно расширяя его знания и адаптируя ребенка к обучению в классе.

Тьютор и учитель становятся одной командой. Здесь необходимо помнить, что учитель должен играть ведущую роль в сознании ученика.