СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тьюторское сопровождение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тьюторское сопровождение»

Тьюторское сопровождение в период дистанционного обучения.

В современной системе образования произошла трансформация основной функции педагога-учителя. Педагог, который ранее сводил свою работу к передаче обобщенного социального опыта обучающемуся, сегодня должен выполнять функции и путеводителя по образовательным траекториям, и гаранта выполнения условий для индивидуального развития каждого обучающегося. В данном моменте педагогу-учителю на помощь приходит педагог-тьютор. [4]

Понятия «тьюторство», «тьютор», «тьюторское сопровождение» не являются далеко новыми для сферы образования. Должность тьютора в России утверждена и введена в российскую систему образования Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 года № 216 н и № 217 н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно). [3] В образовательной сфере тьютор является специалистом, который исследует интересы и создаёт благоприятную среду для развития ребенка, делая опор на потребности учащегося, а не на потребности учебной программы или образовательного стандарта. [1]

Тьюторство проникает в школьное обучение, частное, домашнее и дистанционное образование, то есть постоянно расширяется контингент обучающихся, нуждающихся в услугах тьютора: учащиеся всех видов образовательных учреждений. Дистанционное обучение - непредвиденное обстоятельство для детей с ограниченными возможностями здоровья. Первостепенной задачей является - сделать так, чтобы ребенок адаптировался к новой форме обучения. [2]

В чем же состоит работа педагога-тьютора при дистанционном обучение для детей с ОВЗ? Для начала нужно сделать опор на требования как работать с детьми дистанционно. В период работы дистанционно чередуются занятия от электронного дистанционного до классического дистанционного обучения. Количество уроков онлайн не более трех, по времени 15-20 минут. В день все уроки по плану. С родителями согласуется время и начало занятий. Педагог-учитель проводит занятие для всего класса по Skype или ZOOM. Также использует другие образовательные платформы. Здесь педагог-тьютор выходит на онлайн-урок с теми детьми, которые не могут сосредоточенно работать со всем классом и нуждаются в индивидуальной работе. Педагог-тьютор проводит уроки не с группой, а индивидуально с каждым, при этом у ребенка имеется перерыв между уроками 15-20 минут, пока идет занятие с другим тьюторантом.

Дети с умственной отсталостью не самостоятельны, зависимы от взрослого, особенности диктуют необходимость совместной работы с родителями при проведении уроков в дистанционном режиме. Для того, чтобы родители могли заранее подготовить материал и сопровождать ребенка во время урока важно прописать инструкции, в которых объясняется, что родителям подготовить к уроку и что необходимо делать на каждом этапе урока. [5]

Дистанционное занятие проводится по следующим критериям:

  1. Учебный материал адаптируется с учетом познавательных возможностей обучающихся;

  2. Используется различная наглядность: натуральная и изобразительная, иллюстрации и видео материалы;

  3. Чередование различных видов деятельности для привлечения внимание;

  4. Обязательный повтор для закрепления, который осуществляется путём многократного предъявления одних и тех же знаний и повторного обращения к ранее изученному материалу.

Подготовка к дистанционному уроку исходит из темы урока. Опираясь на тему, педагог-тьютор подбирает нужные видеоматериалы, тренировочные упражнения, письменные задания и упражнение, предметы, игрушки для освоения и закрепление материала.

Приведем пример разработки урока в дистанционном режиме с обучающимся 1 класса по 1 варианту (с легкой умственной отсталостью) с соблюдением условий коррекционной направленности и при сотрудничестве с родителями. Тема урока в дистанционном режиме должна совпадать с календарно-тематическим планированием учебного предмета.


Конспект индивидуального урока в дистанционном режиме по предмету «Мир природы и человека» 1 класса (1 вариант)


Тема урока: «Лето».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: расширять представления детей о лете; учить сравнивать времена года; учить детей правильно называть признаки лета.

Задачи урока:

Образовательные:

-обобщить знания о характерных признаках лета в живой и неживой природе;

-закрепить знание летних месяцев, ягод, грибов, деревьев;

-повторить правила поведения в лесу.

Коррекционно-развивающие:

-корригировать и развивать связную речь;

-корригировать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей;

-развивать воображение и память.

Воспитательные:

-воспитание любознательности и интереса к окружающему;

-воспитание бережного отношения к природе.

Ресурсы: компьютер, плакат «Времена года», предметные картинки, карточки к упражнению для тренировки глаз, карточки, видеоматериалы.




Ход урока

I. Организационный момент.

Поздороваться с обучающимся и родителями, проверить готовность к уроку. Сконцентрировать внимание с помощью артикуляционной гимнастики.


II. Повторение ранее изученного. Закрепить знания, полученные на прошлом уроке, задав несколько вопросов.

Проговорить время года, которое за окно, назвать признаки.

III. Сообщение темы и целей урока. Педагог читает стихотворение.

И. Сурикова «Ярко солнце светит»

Ярко солнце светит. (Закрыть глаза)

В воздухе тепло.

И куда ни взглянешь —

Всё кругом светло! (Посмотреть по сторонам)

По лугу пестреют

Яркие цветы.

Золотом облиты

Темные листы.

Подходим к теме урока «Лето». Мы поговорим о летних месяцах, о их отличительных особенностях, вспомним приметы.


IV. Новый материал.

Для многих из нас лето – это самая любимая пора года. Солнечная и тёплая погода позволяет купаться в море или озере и загорать. И всё это совпадает с летними каникулами. С наступлением лета мы попадаем в сказочный мир приключений. Природа наливается разноцветными красками и одаривает спелым урожаем. Пышная зелень, цветущие сады, ласковое солнце, тёплые дожди – всё это лето! А кто может назвать отличительные особенности летней погоды? (заметно теплеет, иногда идут кратковременные тёплые дожди с громом и молнией, и через короткий промежуток времени появляется радуга). Как меняется летний день? (Солнце встаёт рано, день длинный). Как меняется жизнь людей? (некоторые дети отправляются в лагеря, другие отдыхают всей семьёй, ездят на море или в лес). Каких насекомых вы наблюдали в своем регионе? В какие игры вы предпочитаете играть летом? (футбол, волейбол, прятки, салки). Чем ещё любите заниматься? (кататься на велосипеде, строить шалаши). Какую одежду носите летом? (футболки, шорты, платья, сарафаны и обязательно головной убор). Какие интересные места вы посетили во время прошлых летних каникул.

Далее педагог предлагает рассмотреть три иллюстрации, на которых изображено лето. (Приложение 1) Проговорить с обучающимся, что изображено на картинках, показать то, что попросит педагог.


Летние месяцы

Далее задаётся педагог рассказывает, какие летние месяца существуют (июнь, июль, август).

Загадка.

Теплый, длинный-длинный день,

В полдень — крохотная тень,

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника,

Что за месяц, подскажи-ка? (июнь)










Жаркий, знойный, душный день,

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его — вершина лета,

Что, скажи, за месяц это? (июль)

















Листья клена пожелтели

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за мeсяц, подскажи? (Август)


V. Физминутка

Хомка, хомка, хомячок (раздуть щёки)

Полосатенький бочок. (погладить себя по бокам)

Хомка раненько встает, (движения на растяжку)

Щеки моет, шею трет, (потереть лицо и шею)

Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)

И выходит на зарядку (марширование на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)

Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)


VI. Закрепление.


Про какое время года мы сегодня говорили?

Какие месяца лета мы назвали?


Давай отгадаем загадки?

Ну-ка, давай отвечай:


Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(солнце)


Сперва блеск,

За блеском Треск,

За треском — Блеск.

(гроза)

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

(радуга)

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(кузнечик)



VII. Подвести итог. Обобщающие вопросы по теме

Оценка деятельности обучающегося


VIII. Домашнее задание. Нарисовать понравившийся летний месяц.






Итак, урок в дистанционном режиме с обучающимся с умственной отсталостью требует дополнительной подготовки наглядного материала как иллюстраций, так видео сюжетов развивающих фильмов, мультфильмов, подбора интерактивных заданий, раздаточного материала для работы на уроке, методических инструкций для родителей. При проведении уроков речь должна быть эмоционально интонирована, для привлечения внимания ребенка, инструкции – короткими и однозначными. Обучающемуся необходимо предоставлять паузы для ответов.


Список использованных источников

  1. Ковалева Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mioo.ru/.

  2. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении. //Методическое пособие. Авторы- составители Сердюкова Н.С., Посохина Е.В., Серых Л.В. ––Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. – 122 с.

  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития №216н от 5 мая 2008 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования».

  4. Рамазанов М. К. Сущность и условия профессионального становления педагога // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 679-68

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/2173be39620e82f3ffdc35693b932846/


Приложение 1.




Приложение 2.