СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тьюторство как способ сопровождения образовательных и индивидуальных траекторий учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тьюторство как способ сопровождения образовательных и индивидуальных траекторий учащихся

Просмотр содержимого документа
«Тьюторство как способ сопровождения образовательных и индивидуальных траекторий учащихся»

 процесса обучения,   содержания образования,   построения школьной  системы. Технологический аспект Социально-организационный аспект

  • процесса обучения,
  • содержания образования,
  • построения школьной

системы.

Технологический аспект

Социально-организационный аспект

Индивидуальные образовательные планы обучающихся; Элективные курсы; Дистанционное обучение; Проектная деятельность; Исследовательская деятельность; Тьюторское сопровождение.
  • Индивидуальные образовательные планы обучающихся;
  • Элективные курсы;
  • Дистанционное обучение;
  • Проектная деятельность;
  • Исследовательская деятельность;
  • Тьюторское сопровождение.
«Тьютор»- в переводе с английского означает «наставник, репетитор, опекун». Тьютор в современной практике-это учитель-консультант и координатор. Его цель- создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока. При этом тьютор помогает эффективно использовать учебные материалы, Интернет, практический опыт других учащихся. Таким образом, система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику.

«Тьютор»- в переводе с английского означает «наставник, репетитор, опекун».

  • Тьютор в современной практике-это учитель-консультант и координатор.
  • Его цель- создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока. При этом тьютор помогает эффективно использовать учебные материалы, Интернет, практический опыт других учащихся.
  • Таким образом, система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику.
консультант, наставник, советник, организатор информационного обмена, основанного на ресурсах образовательной среды.
  • консультант,
  • наставник,
  • советник,
  • организатор информационного обмена, основанного на ресурсах образовательной среды.
Оказание помощи обучающимся в построении индивидуального образовательного пути ; Оказание помощи школьникам в понимании возможностей использования собственных ресурсов , ресурсов школы и других образовательных учреждений для достижения его образовательных целей; Оказание помощи в использовании результатов обучения
  • Оказание помощи обучающимся в построении индивидуального образовательного пути ;
  • Оказание помощи школьникам в понимании возможностей использования собственных ресурсов , ресурсов школы и других образовательных учреждений для достижения его образовательных целей;
  • Оказание помощи в использовании результатов обучения
Диагностическая Должен знать способности обучающихся Проектировочная Должен уметь разрабатывать перспективный план развития личности Реализационная Должен помочь школьнику пройти по индивидуальному образовательному маршруту Аналитическая Должен помочь учащемуся скорректировать его учебный индивидуальный план

Диагностическая

Должен знать способности обучающихся

Проектировочная

Должен уметь разрабатывать перспективный план развития личности

Реализационная

Должен помочь школьнику пройти по индивидуальному образовательному маршруту

Аналитическая

Должен помочь учащемуся скорректировать его учебный индивидуальный план

обеспечивать высокий рейтинг ученического коллектива в обучении; обеспечивать благоприятный морально-психологический климат, условия для обучения и отдыха детей; оказывать помощь учащимся в освоении технологий (а не суммы знаний), обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса; уметь осуществлять индивидуальную педагогическую поддержку учащихся; укреплять детей в способности к адекватной самооценке; организовывать эффективную работу в системе ученик-родители-школа (учителя-предметники, тьютор, классный руководитель и т.д.) помогать школьнику в создании образа самого себя, концепции личности, а также в осознании собственной уникальности; повышать общий уровень культуры школьников; помогать учащемуся в осознании своих образовательных и профессиональных интересов, составлении ресурсной карты для их реализации, выработке индивидуальной образовательной траектории .
  • обеспечивать высокий рейтинг ученического коллектива в обучении;
  • обеспечивать благоприятный морально-психологический климат, условия для обучения и отдыха детей;
  • оказывать помощь учащимся в освоении технологий (а не суммы знаний), обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса;
  • уметь осуществлять индивидуальную педагогическую поддержку учащихся;
  • укреплять детей в способности к адекватной самооценке;
  • организовывать эффективную работу в системе ученик-родители-школа (учителя-предметники, тьютор, классный руководитель и т.д.)
  • помогать школьнику в создании образа самого себя, концепции личности, а также в осознании собственной уникальности;
  • повышать общий уровень культуры школьников;
  • помогать учащемуся в осознании своих образовательных и профессиональных интересов, составлении ресурсной карты для их реализации, выработке индивидуальной образовательной траектории .

Малые тьюторские группы Межвозрастная группа тьюторского сопровождения Класс тьюторского сопровождения Клубная форма тьюторства Тьюториалы
  • Малые тьюторские группы
  • Межвозрастная группа тьюторского сопровождения
  • Класс тьюторского сопровождения
  • Клубная форма тьюторства
  • Тьюториалы
Тьютор и 3-5 его подопечных. Работа тьюторской группы строится как совместное обсуждение реализации индивидуальных образовательных проектов , при этом, каждый проект обсуждается отдельно и именно тот этап его реализации, на котором сейчас находится учащийся. Тьютор сопровождает самостоятельное определение учащимся цели образовательного проекта, выбор средств и источников, определение плана действий, норм действий и хода реализации, определение продукта образовательного проекта и форм его использования.

Тьютор и 3-5 его подопечных.

  • Работа тьюторской группы строится как совместное обсуждение реализации индивидуальных образовательных проектов , при этом, каждый проект обсуждается отдельно и именно тот этап его реализации, на котором сейчас находится учащийся.
  • Тьютор сопровождает самостоятельное определение учащимся цели образовательного проекта, выбор средств и источников, определение плана действий, норм действий и хода реализации, определение продукта образовательного проекта и форм его использования.

«Все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное - усваивать, тому, что усвоил - обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя». Я.А. Коменский

Характеристика:

Межвозрастная группа тьюторского сопровождения включает в себя несколько малых тьюторских групп, состоящих из учащихся 6-8 классов школы, объединенных в группы вокруг своего тьютора. Для членов этой группы характерна ярко выраженная индивидуальность темпа деятельности и уровня освоения своей предметности (от многократной смены предметности и повторяемых сборов портфолио до эффективной проектной и исследовательской деятельности). Ученикам классов предоставляется полная свобода прихода в группу и выхода из программы. Тьюторское сопровождение учеников строится, в основном вокруг сбора портфолио и презентаций своей работы.

Проблемы, возникающие в результате работы: 

  • большая подвижность состава групп (естественная неустойчивость познавательных интересов школьников, влияние ритма жизни класса, ориентация на «свою компанию» и на знакомого учителя, события, происходящие внутри отдельной тьюторской группы;
  • сборы групп (необходимость специальной временной ниши в образовательном пространстве школы);
  • координация образовательных маршрутов школьников в связи с явно выраженной индивидуализацией темпа и содержания работы каждого члена группы.

Преимущества модели:

  • межвозрастная группа тьюторского сопровождения выступает как коммуникатор тьюторской программы в школе. За счет многочисленности контактов, в которые вовлечены члены такой группы, все эффекты, проявляющиеся на группе, получают широкий резонанс в школьных детских коллективах.

Схема реализации:

В межвозрастную группу входят учащиеся, для которых характерен высокий уровень самостоятельности организации своей образовательной деятельности. Внутри тьюторского сообщества учащиеся из этой группы успешно выполняют, за счет наибольшего опыта работы в программе и наибольших личных продвижений, экспертные функции в рамках публичных действий. Внутри образовательного учреждения учащиеся этой группы выступают как те линии коммуникации и сопряжения, которые позволяют удерживать целостность образовательного пространства на уровне детских взаимодействий.

Характеристика:

Класс тьюторского сопровождения создает ситуацию постоянного и разнопланового вовлечения подростка в программу тьюторского сопровождения, которое строится как освоение значимой предметности с акцентом на сборе портфолио и реализации проектов. Тьюторское сопровождение ученика осуществляется на двух уровнях: индивидуальное сопровождение персональным тьютором и сопровождение класса в целом тьютором класса. С классом тьюторского сопровождения работают пять тьюторов, каждый из которых «ведет» несколько учащихся, и «тьютор класса», сопровождающий класс в целом.

  • Персональный тьютор осуществляет индивидуальное сопровождение учащегося: работает над проблемами уточнения и осознания познавательного интереса, формирования индивидуальной план-карты познавательного маршрута, рефлексирует вместе с учеником способы, виды и эффективность его познавательной деятельности, обсуждает выявленную проблематику, курирует этап подготовки и реализации продуктных шагов (презентации, проекты и т.п.).
  •   Тьютор класса удерживает общую образовательную ситуацию в классе как ситуацию открытого образования, в котором индивидуальная работа ученика с тьютором рассматривается как ресурс такого образования
  • Тьюторские группы, сформированные внутри класса и включающие в себя тьютора и «его» подопечных, не связываются обязательной общей предметностью. Взаимодействие внутри группы строится вокруг единства деятельности, а не предметности: разработка план-карты, сбор портфолио, совместный проект и т.д.
  • Межгрупповое взаимодействие осуществляется как в рамках класса, так и в рамках образовательного учреждения — Фестиваль план-карт познавательного интереса, Десант тьюторских проектов и др.
Выделение особой посреднической позиции «тьютор класса»; Построение тьюторского сопровождения как контекста жизни класса; Проработкой событийного ряда тьюторства на уровнях индивидуальной истории, истории группы и истории класса. Согласованность и последовательность этих событий создает ситуации вовлечения ученика в групповые проектные и исследовательские деятельности, вне зависимости от уровня его достижений в индивидуальной работе с тьютором; Устойчивый характер тьюторского сопровождения .
  • Выделение особой посреднической позиции «тьютор класса»;
  • Построение тьюторского сопровождения как контекста жизни класса;
  • Проработкой событийного ряда тьюторства на уровнях индивидуальной истории, истории группы и истории класса.
  • Согласованность и последовательность этих событий создает ситуации вовлечения ученика в групповые проектные и исследовательские деятельности, вне зависимости от уровня его достижений в индивидуальной работе с тьютором;
  • Устойчивый характер тьюторского сопровождения .

«От индивидуального интереса к индивидуальному продукту

через личный маршрут в общей экспедиции»

Характеристика:

  • 1) Клуб, постоянно действующий, со стабильным составом и участием его членов в нескольких экспедициях;
  • 2) Клуб одной экспедиции.

Организация работы клуба:

Учащиеся, записавшиеся в Клуб, первоначально попадают в тьюторские группы, сформированные случайным образом. После изучения познавательного интереса и образовательного запроса в рамках предполагаемой экспедиции, происходит переформирование тьюторских групп на основе близости образовательных запросов. Формирование индивидуальных маршрутов экспедиции и их согласование осуществляется на групповых встречах членов экспедиционной группы. Тьютор группы помимо сопровождения групповой деятельности предварительно проводит серию индивидуальных встреч с подопечными.  

Клуб создается под конкретную экспедицию и как возможный вариант его жизни рассматривался полный роспуск первого состава и набор нового после проведения презентации.  

Преимущества модели:

  • Мобильность модели тьюторского сопровождения 
  • Разный опыт работы в тьюторской программе у разных учащихся, как следствие развитие и укрепление субъект-субъектных отношений между учащимися;
  • Кратковременность этапа подготовки к экспедиции;
  • Сохранение отношений между членами экспедиции после ее завершения и формального распада группы.
Групповые занятия типа тренингов, на которых закрепляются и корректируются знания учащихся, полученные в ходе самостоятельной работы; Очное занятие , проводимое тьютором на основе активных методов обучения и направленное как на усвоение определенного материала, так и на контроль знаний, умений и навыков обучаемых; Проводятся приблизительно раз в месяц. Используются для корректировки процесса самостоятельных занятий, освоения эффективных методов работы и обмена опытом. На тьюториалах широко применяются активные методы обучения: групповые дискуссии, деловые игры, тренинги,
  • Групповые занятия типа тренингов, на которых закрепляются и корректируются знания учащихся, полученные в ходе самостоятельной работы;
  • Очное занятие , проводимое тьютором на основе активных методов обучения и направленное как на усвоение определенного материала, так и на контроль знаний, умений и навыков обучаемых;
  • Проводятся приблизительно раз в месяц. Используются для корректировки процесса самостоятельных занятий, освоения эффективных методов работы и обмена опытом. На тьюториалах широко применяются активные методы обучения: групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, "мозговой штурм" и т.п.
Проектная технология; Технологии индивидуальных и групповых консультаций; Социально-психологические и когнитивно-поведенческие тренинги; Информационные технологии; Ролевые игры; Дебаты; Кейс- технологии - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов (ситуаций), для самостоятельного изучения и формирования новых качеств и умений(с консультациями у преподавателей-консультантов ).
  • Проектная технология;
  • Технологии индивидуальных и групповых консультаций;
  • Социально-психологические и когнитивно-поведенческие тренинги;
  • Информационные технологии;
  • Ролевые игры;
  • Дебаты;
  • Кейс- технологии - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов (ситуаций), для самостоятельного изучения и формирования новых качеств и умений(с консультациями у преподавателей-консультантов ).
Предметные Социально-психологические Профориентационные
  • Предметные
  • Социально-психологические
  • Профориентационные
Активизирующие психологические игры (30-40 минут) Лекционно-презентационный материал по теме тьюториала (15-20 минут) Практическая деятельность обучающихся с презентацией продукта (3-4 часа) Контроль, диагностика (20-30 минут) Рефлексия (10-15 минут)
  • Активизирующие психологические игры (30-40 минут)
  • Лекционно-презентационный материал по теме тьюториала (15-20 минут)
  • Практическая деятельность обучающихся с презентацией продукта (3-4 часа)
  • Контроль, диагностика (20-30 минут)
  • Рефлексия (10-15 минут)
Разработка проекта Деловая игра Тренинг Ролевая игра Дебаты Дискуссия, диспут Лабораторная работа Профессиональные пробы И другие
  • Разработка проекта
  • Деловая игра
  • Тренинг
  • Ролевая игра
  • Дебаты
  • Дискуссия, диспут
  • Лабораторная работа
  • Профессиональные пробы
  • И другие

Тесты Контрольные работы Диагностика Метод недосказанных предложений Самооценивание (например, распределение баллов в группе) Оценочные листы, в том числе и оценка уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся Накопительные баллы
  • Тесты
  • Контрольные работы
  • Диагностика
  • Метод недосказанных предложений
  • Самооценивание (например, распределение баллов в группе)
  • Оценочные листы, в том числе и оценка уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся
  • Накопительные баллы
1. Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе). Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться самостоятельность. 2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами. 3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школяров в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике. 4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, что у них была возможность обсуждать свои опыты. Это должны быть люди, увлеченные это идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.
  • 1. Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе). Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться самостоятельность.
  • 2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.
  • 3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школяров в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике.
  • 4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, что у них была возможность обсуждать свои опыты. Это должны быть люди, увлеченные это идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.
Учитель – этот тот, кто знает чему, как и зачем учить. Тьютор – это тот же ученик, но который знает чему, как и зачем учить ся .   Тьютор – не тот, кто умеет учить учиться - он умеет учиться и передавать свой опыт самообразования тому, кто тоже находится в процессе самообразования. Тьютор – не тот, кто передает знание, пусть даже добытое в результате самообразования, но тот, кто передает опыт Учения.
  • Учитель – этот тот, кто знает чему, как и зачем учить. Тьютор – это тот же ученик, но который знает чему, как и зачем учить ся .
  • Тьютор – не тот, кто умеет учить учиться - он умеет учиться и передавать свой опыт самообразования тому, кто тоже находится в процессе самообразования.
  • Тьютор – не тот, кто передает знание, пусть даже добытое в результате самообразования, но тот, кто передает опыт Учения.
 Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!