СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 курс, ТК №2 - сценарий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«3 курс, ТК №2 - сценарий»

Мастер класс

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я подготовила для вас мастер-класс по теме: «Приёмы развития памяти на уроках в начальной школе».

2 слайд: Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время ученики постоянно пользуются гаджетами и из-за этого у них присутствует недостаток внимания на уроках и отсутствует интерес, желание запоминать то, что им нужно. Но встречаются и такие дети, которым сложно даётся запоминание новой информации. Память, как мышцы – их нужно тренировать.

3 слайд: Чтобы избежать этого, нужно научить ученика запоминать информацию разными способами. Это – важная задача, которая заслуживает внимания. Без специальных упражнений здесь не обойтись. Память нужно развивать постоянно. Поэтому целью нашего мастер-класса будет: познакомиться с приемами развития памяти на уроках и рассмотреть рекомендации – что нужно делать детям, чтобы память развивалась легко.

Но для начала нам нужно понять, что такое память и какие виды памяти существуют.

4 слайд: Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек раньше переживал и делал. Существуют такие виды памяти, как:

  1. Двигательная (моторная). Она позволяет запоминать различные движения, помогает выработать навыки.

  2. Эмоциональная. Сильная память, которая запоминает эмоции, чувства, переживания.

  3. Словесно-логическая. Запоминает материал, устанавливает смысловые связи. Благодаря этому виду запоминания мы можем рассуждать и делать умозаключения.

  4. Образная. Позволяет запоминать образы, возникающие в сознании.

5 слайд: Механизм работы памяти можно описать так: Запоминание-сохранение-воспроизведение-забывание.

Особенности младших школьников и их запоминания:

  1. У ребят младшего школьного возраста более развита наглядно-образная память. Они хорошо запоминают конкретику – предметы, факты. В школьной программе в этом возрасте дается большое количество конкретного материала.

  2. Ребята не умеют разбивать материал на группы, правильно организовывать процесс запоминания, использовать логические схемы.

6 слайд: Ну а сейчас я хочу вам рассказать про эффективные приемы развития памяти на уроках. Одним из таких приемов является «Разноцветный ряд». От трех до пяти карточек или других предметов разного цвета нужно расположить в случайной последовательности, а затем перемешать. Ребенок должен правильно повторить цветной ряд. «Опиши картинку». Это простое упражнение заключается в рассматривании картинки (10 секунд) и последующем подробном ее описании. Это можно сделать на любом уроке.

7 слайд: «Геометрические фигуры». Вам потребуются карточки, на каждой из которых будут изображены 2 комбинации геометрических фигур и знаков, а также лист бумаги в клеточку и карандаш.
Вы даете ребенку карточку, предупреждая о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех фигур. На запоминание отводится 30 секунд, затем он возвращает карточку. Далее ребенок должен закрыть глаза и мысленно восстановить рисунок. Затем он должен нарисовать на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ребенка сравнивается с образцом, ошибки обсуждаются. Проверяется количество нарисованных по памяти элементов, их форма, размеры и расположение относительно друг друга.

8 слайд: «Что какого цвета?». Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием.
Как мы наряжали елочку
Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.

10 слайд: «Рисуем схему»
Для занятия подготовьте предложения, небольшие тексты, лист бумаги, карандаш.
Рисование схем — один из способов логического запоминания, которому обязательно нужно научить ребенка. Объясните, что схематический рисунок — это простейший набросок, который может быть понятен только автору. Сначала нужно показать ребенку, как делается схематический рисунок к одному предложению. Приведем примеры, используя которые можно научить ребенка схематически отражать содержание предложения (все схемы примерные, могут быть и другие).
У дороги растет большое дерево.

Мальчик катается на лыжах

Когда навык рисовать схемы будет отработан на одном-двух предложениях, можно переходить к небольшим текстам. Цель упражнения — прослушав текст, схематически зарисовать его основное содержание. Затем, воспользовавшись схемой, пересказать текст. Лучше, если пересказывать текст ребенок будет спустя некоторое время, через 30—40 минут. Тогда будет понятно, что схема помогает и сохранить информацию в памяти, и воспроизвести ее.

Теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам побыть в роли учеников и выполнить 3 упражнения на развитие памяти. Сейчас я буду объяснять вам, что делать.

11 слайд: 1 Прием «Разноцветная лесенка». Работать вы будете в парах. Один из вас должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги вашей парой. Далее нужно закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем перечисляете, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

12 слайд: 2 Прием «Инопланетяне». Сейчас я вам покажу рисунок 3 инопланетян. Это гости, которые к нам прилетели. Вам нужно внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. Время – 30 секунд. После я убираю рисунок и говорю, какого инопланетянина вам нужно точно зарисовать себе на листке. Вы закрываете глаза, представляете его внешний вид и рисуете портрет второго инопланетянина.



13 слайд: 3 прием «Путаница». Работать вы будете в парах. Я вам даю напечатанный текст. Вам его нужно запомнить. Далее текст остается у того, кто будет проверять задание. А тому, кто делает задание, будет раздаваться этот текст разными кусочками. Ваша задача – из кусочков правильно собрать связный по смыслу текст, который вы запомнили. Можем начинать!

1 текст: Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

2 текст: В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Итак, коллеги, сейчас мы попробовали несколько приемов по развитию памяти. Понравились ли они вам? Сложно было выполнять задания?

Как вы думаете, какие рекомендации мы можем выделить для детей, чтобы память легко развивалась? Есть ли у вас какие-то предположения? Отлично! Сейчас я хочу вам показать рекомендации, которые я бы вам хотела посоветовать.

14 слайд. Рекомендации:

  • Соблюдайте принцип наглядности. Весь новый материал лучше представить в виде картинки, образа, схемы;

  • Помогите школьнику разобраться, хорошо или плохо он выучил новое правило (или написал упражнение, прочитал стих).

  • Заострите внимание на том, как должен выглядеть результат. Допустим, если стихотворение выучено, то оно должно читаться легко, с выражением и без запинки;

  • Побуждайте интерес к учебе. Используйте игровые и соревновательные элементы;

  • Сначала понять – потом выучить. Новую информацию (особенно большие параграфы и тексты) всегда прежде всего нужно разобрать на смысловые кусочки, чтобы понять содержание. Обсудите с ребенком все трудные моменты. Так же, по кусочкам, затем заучивайте;

  • Для закрепления материала в памяти время от времени заставляйте школьника повторить уже выученные правила. Не используйте повторы слишком часто.

Коллеги, наш мастер-класс подходит к концу. Давайте вспомним цель нашего занятия. Выполнили ли мы ее? Замечательно! Сейчас я предлагаю провести рефлексию – каждый выскажется о проведенном мной мастер классе и скажет, что ему понравилось, а что нет.

Коллеги, всем спасибо за внимание и участие в мастер классе!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!