Просмотр содержимого документа
«ТКУ по математике "Круг и окружность"»
Технологическая карта
Дидактическое обоснование: УМК «Школа России», учебник «Математика» 3 класс 1 часть, автор М. И Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова.
Тема урока: «Окружность. Круг»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «круг» и «окружность», «радиус», «центр».
Задачи урока:
Дидактические:
- сформировать первоначальные представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);
- познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом; - содействовать развитию умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки.
Развивающие:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
- установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Воспитательные:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование устойчивой положительной самооценки;
- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса;
- установки на здоровый образ жизни.
Методы и приемы обучения: беседа, упражнения, демонстрация.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Дидактические средства обучения: учебник «Математика» 4 класс 1 часть, набор геометрических фигур, циркуль, цветные карандаши..
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | - Здравствуйте, меня зовут Юлия Денисовна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Настрой на работу в стихотворной форме Встали прямо, подтянулись И друг другу улыбнулись. Мы проверим все ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки? Все готовы- что ж тогда, начинать урок пора! | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и классная работа | |
2.Актуализация знаний | Индивидуальная работа по карточкам разного уровня Сумма двух чисел 28, первое слагаемое 7. На сколько сумма больше этого слагаемого? Во сколько раз это слагаемое меньше суммы? Когда из бидона налили 5 кувшинов молока по 2 л в каждый, в нем осталось 9 л молока. Сколько литров молока было в бидоне? Устный счет «Математическая разминка» На доске примеры: 52+4 53+2 65-9 78-2 26+20 47+9 7*8 67-9 | Решают задания на карточках. Находят выражения со значением 56 и лишнее среди записанных примеров | |
3.Выяление места и причины затруднения | Какая тема нашего урока, мы узнаем, если верно выполним Следующее задание. Н а доске фигуры: Распределяем фигуры в 2 столбика. А теперь 1 в. думает, какая фигура лишняя в первой группе, а 2 в. думает, какая фигура лишняя во второй группе? Кто догадался, о каких фигурах мы будем говорить, все ли мы знаем? Как одним словом можно назвать границу круга вы сейчас догадаетесь (показываю, что круг входит в окружность, линия, окружает круг-окружность) О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы поставим для себя на этот урок? | Как называются все фигуры одним словосочетанием? (геометрические фигуры) На какие 2 группы можно разделить все фигуры ( имеющие площадь и замкнутые ломаные и замкнутая кривая) 1в.-круг 2в. Граница круга Круг и … Тема нашего урока - «Окружность. Круг» Узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения | (У каждого ученика на парте круг из бумаги) -Возьмите круг, который лежит перед вами, карандашом обведите его границу. Что вы нарисовали? -Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали, прогладьте линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу, два сгиба пересеклись. Отметьте карандашом точку, в которой пересеклись линии. -Как вы думаете, как называется эта точка. Обозначьте его точкой О -Красным карандашом проведите линию от центра до точки окружности. Этот отрезок называется радиусом. Физминутка В жизни мы часто встречаемся с кругом и окружностью. Сейчас мы поиграем, посмотрим какие вы внимательные: я вам буду называть предметы , если они имеют форму круга-то вы садитесь, если форму окружности то вы хлопаете Бублик(хлопок), тарелка (приседание), Баранка, колесо, скатерть круглая, циферблат от часов, кольцо, обруч, крышка, блюдо, зеркало Молодцы: и отдохнули, и поиграли, все быстро анализируют | Окружность Это центр окружности Дети подписывают отрезок. Дети подписывают линию | |
5. Закрепление изученного материала | -Как называется граница круга? -Правильно, ребята, эта граница называется окружность. А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ. Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой - грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль. - Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем и почему. Начертите окружность, используя циркуль Прочитайте задание. Как вы будете чертить окружность? -Что такое круг? Работа по учебнику № 2 стр. 94 На сколько равных частей разделили 1,2,3,4 окружности? Какая доля больше 1/8 или 1/ 4,1/3 или 1/6? | Дети высказывают предположения Границей прямоугольника являются его стороны Эта граница может называться окружностью Дети объясняют, как нужно работать с циркулем и почему с ним необходимо работать аккуратно. Для того чтобы правильно начертить окружность нужно: Нужно поставить ножку циркуля с иголочкой на бумагу, ножкой с грифелем обвести окружность. Нужно следить, чтобы иголка не выходила из точки и ножки циркуля не двигались На 4,8,3,6 частей 1/ меньше ¼, а 1/3 больше 1/6 | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону разноуровневая | Задание №1 стр.94 Выполните задание 2 уровень сложный №3, с. 95 На доске даны ответы к заданиям | | |
11. Рефлексия деятельности (итог урока) Д/З | 1.Организация рефлексии Если вы знаете ответ, поставьте себе плюс Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой… Граница круга… Окружность можно начертить при помощи… Радиус это Покажите сигнальные карточки с соответствующим цветом. 1в. На листочке начертить окружность, закрасить круг, покажите и подпишите все новые понятия 2 в. Создать маленький проект из кругов и окружностей Спасибо за урок | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности -круг -окружность -циркуля, палки, верёвочки, рук Дети фиксируют свои ощущения при помощи показа кругов Записывают домашнее задание. | |