Актуализация опорных знаний Музыкальная викторина: Моцарт «Голос ангелов»-звучание пианино. Клавесин – Франсуа Куперен «Тростники». Рояль – Николай Римский – Корсаков «Полёт шмеля». | -Какой раздел мы начали изучать? -Как вы понимаете его название? -А сейчас посмотрите на доску. Перед вами портреты пианистов. -А кто такие пианисты? -А вот клависин, рояль и фортепиано к какой группе инструментов относятся? -А почему их так называют? -Так же, внутри каждого этого инструмента есть молоточек и, которые при нажатии на клавишу ударяются о специальные пластинки и тогда только можно извлечь звук. -На доске есть и карточки со словами. Ваша задача по каждой картине определить её настроение и подобрать характеристику. -А как звучит клависин? Пианино и рояль С виду спутать едва ль. Только знай: у них давно Есть название одно. Не забудь! Фортепиано Произносится оно! -У фортепиано есть два вида они различаются по звучанию. Первое это пианино, второе рояль. -А как звучит пианино? -Рояль? -А сейчас мы проверим как хорошо вы можете определить по звучанию каждый из этих инструментов. Словесная оценка. | -«День полный событий». Высказывают предположения. -Это те люди, которые играют на таких инструментах, как пианино, рояль, клависин. -Клавишно-ударные. -Так на всех инструментах есть клавиши. А чтобы из инструмента извлекать звуки нужно нажимать по клавишам. По очереди ученики выходят к доске и подбирают слова, чтобы описать настроение, которое передаёт определённая картина. -У него высокие, короткие звуки. Слушают звучание каждого из инструментов. Прослушивание коротких композиций со звучанием каждого из инструментов. -Нежно, светло. -Более низкие звуки, чем у пианино. Фронтальная проверка. | Пр.: повторить понятия: клависин, рояль, пианино. П.: формировать умение сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов. Р.: развивать тембровый слух. |
Изучение нового материала Формулирование темы урока. Прослушивание произведения Прокофьева «Утро». Знакомство с новым понятием «регистр». Прослушивание произведения Прокофьева «Вечер». Прослушивание произведений Прокофьева и Мусоргского «Прогулка». | -А теперь посмотрите на доску. -Что изображено на картинах? -По картинам сочиняли очень много музыкальных произведений. -А может ли музыка нарисовать картины природы? -Это будет самый главный вопрос на наш урок. -Предположите, какова будет наша тема? -А с какими композиторами вы познакомились на прошлом уроке? -Сегодня поподробнее изучим творчество Прокофьева. 1.Подготовка к восприятию произведения. Цель. -Сергей Сергеевич (1891–1953 гг.) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист государства, победитель шести различных конкурсов. Один из самых значимых музыкантов ХХ века. 2.Прослушивание произведения. -Сейчас сели как слушатели. -Вы сейчас Прослушайте и ответьте, смогла ли музыка нарисовать картину природы? Можете даже закрыть глаза. 3. Анализ произведения -Какую картину вы представили, когда слушали произведение? -Какой характер у музыки? -Вот вы сказали, что музыка мелодичная. А скажите что такое мелодия? -А музыку мы можем пропеть? -А можно ли сказать, что эта музыка имеет такую характеристику, как песенность? -А что такое песенность? Это все равно что мелодия. Это та музыка, которая исполняется без слов, но ту, которую можно пропеть. -Обратимся к «Ромашке средств музыкальной выразительности». -Посмотрите на лепесток, на котором написано слово «регистр». -Регистр – это часть звуков, объединённых каким-либо признаком, главным образом тембровым. В каждом голосе условно различают три регистра: высокий, средний и низкий. -Какой регистр по вашему мнению был в произведении «Утро» Прокофьева? 4.Повторное прослушивание -А сейчас я снова включу композицию, а вы сделаете цветное моделирование. То есть возьмете чистый лист бумаги, цветные карандаши и попробуете подобрать цвета, которые подходят по характеру музыки. Можете изобразить что-либо. Словесная оценка. 1.Подготовка к прослушиванию. Цель. -А сейчас прослушайте другое произведение С. С. Прокофьева «Вечер». И скажите смог ли композитор передать настроение вечерней поры. 2. Прослушивание произведения «Вечер». 3.Анализ произведения -Какую картину вы представили? Какое настроение передало произведение? -В каком регистре написана музыка? -Высокий регистр – Это высокие звуки, средний – умеренное звучание, низкий – низкие звуки. 4. Повторное прослушивание. -А сейчас ещё раз прослушайте произведения Прокофьева «Утро» и «Вечер». И сравните регистры у этих двух произведений. Словесная оценка. 1)Цель прослушивания. -Музыка может рисовать не только природу, но она может нарисовать движение. -Есть два композитора, которые смогли с помощью музыки изобразить движения. -Сейчас вы прослушайте два произведения с одинаковым названием «Прогулка» и попытаетесь сравнить их между собой: чем отличаются. 2)Прослушивание произведений Прокофьева и Мусоргского «Прогулка». -«Прогулка» Прокофьева. Слушаем. 3)Анализ музыки. -Какое настроение у музыки? -В каком регистре написана музыка? 4)Повторное прослушивание. -А сейчас встали. И мы с вами попробуем передать настроение музыки с помощью движений. Словесная оценка. 1)Подготовка к прослушиванию. Цель. -А сейчас прослушайте «Прогулка» Мусоргского. 2)Прослушивание произведения Мусоргского «Прогулка». 3) Анализ музыки. -Каков характер музыки? -Какой регистр? 4)Повторное прослушивание. -А теперь постараемся передать в движениях настроение этой музыки. -Эти произведения имеют одинаковые названия. А по своему содержанию они отличаются? Чем? -Первая мелодия была в четком ритме, все мы бодро вышагивали. Для такой музыки существует такая характеристика как маршевость. -Вторая мелодия была лёгкой, изящной. Для неё характерно слово танцевальноть. Словесная оценка. | -Природа. Высказывают предположения. -Тема: «Природа и музыка». -Петр Ильич Чайковский и Сергей Сергеевич Прокофьев. -Мелодичный, спокойный, радостный, умиротворяющий. -Мелодия – это то, что мы поем. Высказывают предположения. Записывают определение. -Средний, высокий. Фронтальная проверка. Высказывают свое мнение. -Сонное, спокойное, задумчиво, мечтательное, нежное. -Средний регистр. Сравнивают композиции: «Утро» и «Вечер». -В первом произведение звуки бодрый и солнечные, здесь средний регистр. Во втором произведении средние и низкие регистры. Фронтальная проверка. -Ритмичное, бодрое, торжественное, радостное. -В высоком регистре. Музыкально-ритмическое интонирование «Прогулка» Прокофьева. -Нежный, лёгкий, ласковый, мелодичный, плавный. -Средний регистр. Музыкально-ритмическое интонирование «Прогулка» Мусоргского. -Да, они отличаются характером. | Пр.: на основе композиций «Утро и «Вечер» объяснить учащимся, что музыка может рисовать картины. Р.: развивать мышление школьников в процессе анализа музыкальных образов. П.: развивать навыки музыкального восприятия произведений. Р.: развивать тембровый слух. Р.: развивать творческие способности и творческую активность учащихся. Пр.: начать обучение цветовому моделирование. Р.: развивать мышление школьников в процессе анализа музыкальных образов. П.: развивать навыки музыкального восприятия произведений. Л.: формировать навыки наблюдения за процессом и результатом музыкального развития в произведениях различных жанров. К.: создать условия для творческой активности и сотрудничества учащихся. |
Закрепление изученного материала Разучивание песни «Наступила осень» Осиповой. Исполнение песни Г. Струве «Моя Россия». | -Ребята, а какие песни о природе вы знаете? Какие вы учили в классе? -Ребята, а какое время года вы любите больше всего? -А мне нравится осень. Сколько красок окружает нас в осенний день. Там и жёлтый, красный, зелёный. Все эти краски так сочетаются. Мне они дарят улыбку. Хоть и идут частые дожди и из-за этого грустно становится, но с этим мы будем бороться песней. -А песня называется «Наступила осень» Осиповой. -Сегодня мы выучим 2 куплет песни. -Взяли текст 2 куплета песни и читаем вместе со мной второй куплет. 1. Наступила после лета осень, осень. Мы её о разных красках спросим, спросим. Закружился в небе листопад, Снова листики с дерев летят. Расставаться с летом очень жаль, Улетают птицы вдаль. Припев: Осень, осень, раз, два, три, Ты нам краски подари. Краски радуги-дуги яркие, цветные. Осень, осень, раз, два, три, Ты нам краски подари, Чтоб смогли раскрасить мы Листья и в лесу грибы. Чтоб смогли раскрасить мы Листья и в лесу грибы. 2. С неба льётся чаще-чаще дождик, дождик. Мы раскроем поскорее зонтик, зонтик. Плачут-плачут тучки — кап-кап-кап, Лица грустные у мам и пап. Лица грустные у детворы От осенней слякотной поры. Припев. -А теперь встали и мы исполним песню «Наступила осень». Словесная оценка. -Замечательную песню о природе нашей Родины написали Григорий Александрович Струве и Соловьёв Николай Яковлевич. Исполним песню «Моя Россия». -Все встали ровно, подравнялись. Представьте, что вы на настоящем концерте, вас все слушают, вы единый хор, никто друг друга не перекрикивает. -Настроимся на первый звук. У моей России длинные косички; У моей России светлые реснички. У моей России голубые очи, На меня Россия ты похожа очень. Припев. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией. В небе радуга цветная. Нет земли красивей. Для меня Россия – белые берёзы, Для меня Россия – утренние росы, Для меня, Россия, ты всего дороже, До чего на маму ты мою похожа. Припев. -Как бы вы описали эту песню? Словесная оценка. | -«Наступила осень», «Моя Россия». Высказывают свое мнение. Исполнение песни Осиповой «Наступила осень». Исполнение песни Г. Струве «Моя Россия». -Патриотичная, торжественная, мелодичная. | Р.: создать условия для творческой активности и сотрудничества учащихся. П.: развивать вокально-хоровые навыки. Л.: формировать умения общения и взаимодействия в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов в процессе пения. Р.: развивать мышление школьников в процессе анализа музыкальных образов. Л.: формировать умения общения и взаимодействия в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов в процессе пения. |