- Здравствуйте, ребята! Перед тем, как начать урок, я вас попрошу посмотреть на экран. Что вы увидели? (Иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка») - Почему зайчик плачет? (Потому что он столкнулся с проблемой) - Что он делает, когда у него случилась проблема? (Обращается ко всем за помощью и плачет) - А если у нас на уроке возникнет трудность, проблема, мы будем плакать? (Нет, мы ее решим) - Я желаю вам решить все трудности, которые возникнут у вас на уроке | | формировать положительное отношение к предмету; |
- Сегодня мы станем настоящими исследователями. А это такие? - Все исследователи отмечают наблюдения в журнале, а мы будем записывать в тетради. Откройте тетради, запишите число и классная работа. - Начнем исследование с небольшой разминки. Минутка чистописания - Я буду называть слова, а вы показывать КУЛАЧОК – если первый звук в слове твёрдый, и МЯГКУЮ КИСТЬ РУКИ – если в слове первый звук мягкий. Давайте потренируемся. - Если в слове первый звук твердый? (показывают кулачок) - Если мягкий? (показывают кисть) Север, самокат, сирень, сапоги, сейф, соска, сигнал, самолет, сюжет. - Какая буква была первой в этих словах? (Буква «с») - Какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Букву с) - Пропишите у себя в тетрадях 1 строчку буквы «С» чередуя заглавную со строчной. - Найдите самую красивую букву и подчеркните ее @ - Ой, что это такое? Я хотела вам показать картинку, но прилетел вирус и закодировал ее. Попробуйте догадаться сами, что было изображено на картинке. - Где вы раньше видели этот символ? (На клавиатуре) - Как он называется? (Собака) - Кто же был изображен на картинке? (Собака) - Давайте исследуем это слово. Поставьте в нем ударение. (Ударение падает на 2 слог) - Произнесите еще раз это слово. (Собака) - Прочитайте его орфографически. ([с о б а к а]) - В чем разница? (В первом слоге слышим «а», а пишем «о») - Подчеркните опасное место. - Давайте подберем проверочное слово. (Проверочное слово не подбирается) - Какая же орфограмма нам встретилась? (Безударная гласная не проверяемая ударением) - Значит это какое слово? (Словарное, его правописание нужно напомнить) - Чтобы запомнить, как писать слово «собака», давайте запишем его в словарики, выделив опасные места. | Уметь различать твердые и мягкие согласные звуки Уметь писать слова с безударной проверяемой и непроверяемой гласной | слушать и понимать речь других; Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку |
- Исследователи часто работают, объединившись по несколько человек. Давайте и мы поработаем в группах. У вас на столах лежат буквы. Составьте из них пары. Б В Ж Г Д З П Ф Ш К Т С - Назовите получившиеся пары. ([б-п], [в-ф], [г-к], [д-т], [ж-ш], [з-с]) - Что за пары у нас получились? (Пары по звонкости – глухости). - Предположите, какова будет тема урока. (Будем говорить о парных согласных звуках.) - Посмотрите на доску. - Но что это за шум? - Я здесь стою! - Нет, я! - Это моё место! - Нет, моё! Этот спор устроили буквы, обозначающие парные согласные звуки. Ребята, почему у них возник спор? (Каждая из них хочет стоять в конце этого слова). Часто хитрые подружки Подменить хотят друг дружку. С толку сбить хотят ребят, Но у нас не детский сад. Предстоит сегодня нам Всё расставить по местам. - Как вы считаете, какая из этих букв должна занять место в конце этого слова? (Ответы детей). - Какая проблема у нас возникла? (Какой буквой обозначить парный согласный звук в конце слова). - Какую цель мы поставим перед собой, помня, что мы сегодня исследователи? (Исследовать, как правильно писать парный согласный звук в конце слова) | Называть пары согласных по глухости-звонкости | Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре, группе. Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока; |
- Где сомненье, там проблема. Как же нам её решить? (Можно спросить у взрослых, посмотреть в орфографическом словаре, можно найти проверочное слово). - В начале урока мы сказали, что постараемся сами решать все проблемы. Как? (Нужно вспомнить алгоритм.) - Давайте его составим. Восстановите алгоритм, поработайте в парах. Алгоритм рассуждения: 1. Читаю слово… 2. Слышу звук… 3.Проверяю… 4.Пишу букву… - Как можно проверить, какую букву написать? (Можно изменить слово: один предмет превратить в несколько. Назвать слово ласково.) - Хорошо, давайте попробуем. (Зуб – зубы. В слове ЗУБЫ ясно слышится звук [б], значит и в слове ЗУБ парный согласный в конце слова обозначу буквой Б.) - Почему слово ЗУБЫ является проверочным? (Чётко слышим звук [б]) - Звук [б] в проверочном слове подчеркнём одной чертой. А гласный, перед которым этот звук слышится чётко, двумя чертами. - Удалось ли нам примирить согласные буквы Б и П? (Да, мы во всём разобрались) - Ребята, а нужно нам изучать, исследовать это правило? (Ответы детей) - К нам как к исследователям обратился мальчик Дима. У него произошла такая ситуация. Дима пришёл домой и похвастался, что у него замечательный ГРИБ. А мама подумала, что у него ГРИПП и дала ему горькое лекарство. Почему мама не поняла сына? (Потому что слова звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.) - Чтобы помочь Диме, нужно исследовать несколько примеров подобных случаев. Откройте учебник на стр. 40 упр.1. - Посмотрите первый столбик слов. Прочитайте слова. (маги - маг, маки - мак). - Произнесите парные согласные звуки в этих словах. ([г], [к]). - Чем похожи эти слова? (Произношением) - Чем различаются? (Значением и написанием) - Докажите. (В слове МАГ в конце слова пишется буква Г, а в слове мак – буква К. Мак – это цветок, маг – это волшебник, чародей) - Прочитайте второй столбик слов (плоды – плод, плоты – плот) - Чем похожи эти слова? (Произношением) - Чем различаются? (Значением и написанием) - Докажите. (В слове ПЛОД в конце слова пишется буква Д, а в слове ПЛОТ – буква Т. Плод – это например, яблоко, а плот – это средство передвижения по воде) - Что же делать, если в конце слова мы услышим парный согласный звук? (Проверять) - Как? (Обращаясь к алгоритму) - Нужно нам исследовать парные звонкие и глухие согласные? (Ответы детей) Физкультминутка. Влево наклонись, Вправо наклонись, Вниз опустись, Вверх поднимись. А теперь чуть-чуть попрыгай, Влево, вправо наклонись И тихонечко садись. | Знать алгоритм рассуждения при написании парных согласных в конце слова Уметь подбирать проверочное слово при написании слов с парной согласной в конце слова | слушать и понимать речь других; работать в паре, группе. Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проявлять мотивацию к изучению нового материала; Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; |
- Все исследователи проверяют полученные знания на практике. Давайте и мы проверим, как вы усвоили алгоритм. -В тетрадях записали упр. 3. В этом задании даны слова, наша задача списать, вставляя пропущенные буквы. Не забываем про наш алгоритм. Например, Слышу звук [п] Проверяю словом дубы Пишу букву б. Берега – бере… Слышу звук [к] Проверяю словом берега Пишу букву г. Этажи – эта… Слышу звук [ш] Проверяю словом этажи Пишу букву ш. Морозы – моро… Слышу звук [с] Проверяю словом морозы Пишу букву з. Отряды – отряд Слышу звук [т] Проверяю словом отряды Пишу букву д. Обрывы – обры… Слышу звук [ф] Проверяю словом обрывы Пишу букву в. - Все ли слова при написании были понятны? (не понятно слово ОБРЫВ) - Кто может объяснить значение этого слова? (Ответы детей) - Где можем уточнить значение? (В толковом словаре) - Прочитайте, пожалуйста. (Место, где что-нибудь оборвано; крутой откос по берегу реки, краю оврага) | Знать алгоритм рассуждения при написании парных согласных в конце слова | Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; обращаться к словарям, находить в них нужные сведения; |
- Посмотрите на доску. На доске картина И.Левитана “Весна”. Учитель читает отрывок из стихотворения Е.Баратынского: Весна! Весна! Как воздух чист. Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. - О чем говорится в стихотворении? (О весне) –Какая орфограмма нам встретилась в слове весна? (безударная гласная) - Как мы решим, какую букву писать? (Нужно подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной) - Какое слово мы подберем к слову весна? (Весны) - Запишите у себя на листочках. - Прочитайте отрывок из стихотворения выразительно. - Посмотрите на картину. Подходит она к стихотворению? (Подходит) - Что на ней изображено? (Ответы детей) - По этой картине составьте предложение, в котором будет слово, по нашей новой теме (Ответы детей) - Запишите его пожалуйста и выделите нашу орфограмму. | Уметь выразительно читать стихотворный текст. Уметь писать слова с безударной проверяемой и непроверяемой гласной | Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение извлекать информацию из иллюстрации. Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |