СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТМОДРУК Лекция "Методика организации и проведения воспитательных мероприятий. КТД"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция по дисциплине ТМОДРУК на тему "Методика организации и проведения воспитательных мероприятий" с заданием к рейтингу для курсов специальности "Преподавание в начальных классах"

Просмотр содержимого документа
«ТМОДРУК Лекция "Методика организации и проведения воспитательных мероприятий. КТД"»

Тема ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

Категория «формы воспитания» («формы воспитатель­ной работы») является одной из самых трудно определяе­мых в педагогической науке — во-первых, в силу много­значности самого понятия (например, в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма»), а во-вторых, из-за множества классификаций форм воспитательной работы.

Говоря о форме воспитания, чаще всего имеют в виду выражение ее содержания через определенную организа­цию отношений педагогов и учащихся. В качестве форм воспитания будем рассматривать конкретные акты деятельно­сти, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитатель­ного процесса, направленное на решение определенных педагогических задач.

Форма воспитания как педагогический феномен выпол­няет ряд функций.

Первая функцияорганизаторская, поскольку любая форма воспитательной работы предпола­гает решение организаторской задачи. В роли организатора могут выступать как педагог, так и учащиеся. Организация любого дела отражает определенную логику действий, вза­имодействия участников. Многие педагоги используют обобщенные методики (алгоритмы) организации различ­ных форм воспитательной работы, (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т.д.). Эти ме­тодики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.

Вторая функциярегулирующая, поскольку использо­вание той или иной формы позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и только между детьми. Различные формы воспитательной работы по-разному влияют на процесс сплочения группы школь­ников. Благодаря формам воспитания, в которых заранее закладывается необходимость взаимодействия, формиру­ются нормы социальных отношений.

Третья функцияинформативная. Ее реализация пред­полагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые классифицируются по различным основаниям:

1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: индивидуальные (для одного воспитанника), групповые (для нескольких воспитанников), коллективные (для всего класса), массовые (общешкольные, городские).

2) в зависимости от преимущественно используемого средства: игровые (имитации, соревнования и др.), формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе вре­менных групп и др.), формы общения (прямое, опосредо­ванное и др.);

3) в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные (информации, собрания, митинги и т.п.); наглядные (выставки, стенды и др.); практические (благо­творительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т.п.).

4) в зависимости от времени проведения: кратковремен­ные (от нескольких минут до нескольких часов), продол­жительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

5) в зависимости от времени подготовки: экспромтные (проводимые без участия детей в предварительной подго­товке); предусматривающие предварительную работу и дли­тельную подготовку учащихся;

6) в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

7) в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; де­ятельность организуется на основе сотрудничества; иници­атива и ее реализация принадлежит детям;

8) в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.

Все формы воспитательной работы можно объединить общим термином — мероприятия, понимая под ними конкретные воспитательные действия, выступающие как отрезки воспитательного процесса, характеризующиеся целевым, содержательным и организационным единством и оказывающие непосредственное воспитательное воздействие на коллектив и личность.

Тема: Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий

Данная методика включает этапы планирования, модели­рования и реализации. В ходе планирования определяется цель мероприятия, которая должна отражать развивающую, корректирующую и формирующую функции (иногда в ка­честве одной из задач может выступать обучающая). На этом же этапе формулируется тема (название) воспитатель­ного мероприятия. Название мероприятия должно не толь­ко точно отражать его содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме. Для этого можно использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения, известные цитаты, проблемные вопросы и др.

При моделировании мероприятия осуществляется вы­бор содержания, методов и средств, необходимых для его подготовки и проведения. Результаты моделирования отра­жаются в конспекте воспитательного мероприятия, кото­рый имеет четкую структуру, включающую ряд обязательных пунктов: 1) название мероприятия; 2) его общая цель и воспитательные задачи; 3) оборудование, включающее перечень методов и средств, необходимых для его проведе­ния (пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, лите­ратура и т.п.); 4) ход мероприятия, отражающий последо­вательность его этапов и краткое содержание каждого этапа. Описание хода мероприятия может представлять со­бой либо его подробное последовательное изложение от первого лица, либо тезисный план с основным содержани­ем, отраженным на карточках.

При моделировании хода мероприятия следует учитывать его продолжительность и структуру. Общеклассное воспита­тельное мероприятие может продолжаться от 15—20 минут (для шестилеток) до 1—2 часов (для старшеклассников). Наи­более оптимальное время мероприятия — от 45 до 60 минут.

Воспитательное мероприятие включает следующие основные этапы.

1. Организационный момент (1—3 минуты). Педагоги­ческая цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к мероприятию, создать положительный эмоциональный настрой. Эффек­тивному переключению детей на внеучебную деятельность способствуют сюрпризность, т.е. использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи и др., изменение условий организации детей, переход в дру­гое помещение или просто необычное расположение детей в классе и т.п.

2. Вводная часть ('/5 времени всего мероприятия). Педаго­гическая цель: активизировать детей, расположить их к вос­питательному воздействию, «перебросить мостик» от личного опыта ребенка к теме мероприятия. Учитель определяет, на­сколько совпадает с реальностью его педагогический прогноз относительно возможностей детей, их личных качеств, уров­ня осведомленности по теме, эмоционального настроя, уров­ня активности, интереса и т.д. На основании этого он может вносить необходимые коррективы по ходу мероприятия.

Вводная часть может представлять собой непродолжи­тельную беседу (познавательные, эстетические, этические мероприятия) или разминку, включающую викторины, кон курсы, ребусы, кроссворды, задания на смекалку, ловкость и т.п.). Вопросы и задания должны быть не только интересны детям, но и давать педагогу информацию о готовно­сти учащихся к восприятию подготовленного материала. В ходе вводной части учитель знакомит детей с планом ме­роприятия, разбивает их на команды, объясняет правила проведения мероприятия, дает четкие критерии оценки участия в нем детей.

3. Основная часть должна быть самой продолжитель­ной, составляя '/2 или V3 от всего времени, отводимого на мероприятие. Педагогическая цель: реализация его основ­ной цели и главных воспитательных задач.

Воспитательный эффект в реализации цели и задач зна­чительно повышается, если дети в ходе мероприятия мак­симально активны. Эффективность основной части возрас­тает, если педагог использует большое количество методов формирования поведения, включает различные виды дея­тельности, создает доброжелательную, эмоциональную атмосферу, продумывая условия для удобства работы и общения детей в ходе мероприятия, распределяя обязанно­сти, формируя «чувство локтя», организуя работу команд на основе сотрудничества, а не соперничества.

4. Заключительная часть ('/5 времени от всего меро­приятия). Педагогическая цель: настроить детей на практи­ческое применение приобретенного опыта во внешкольной жизни и установить, насколько удалось реализовать цель мероприятия. Для этого используются задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, игровая ситуация и т.п.



































Тема: Методика организации и проведения коллективного творческого дела

Мероприятие, проводимое на основе методики коллективного творческого дела (КТД), которая является компо­нентом технологии коллективного творческого воспитания (КТВ) И.П. Иванова, реализуется как важное событие, осу­ществляемое членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Организация и про­ведение КТД предусматривает шесть последовательных стадий.

1. Предварительная работа. Педагоги и другие взрос­лые устанавливают место предстоящего КТД в системе воспитательной работы, планируемой на новый период данным коллективом; определяют конкретные воспитательные задачи; подбирают варианты выполнения КТД, которые могут быть предложены на выбор детям; продумы­вают способы реализации своих замыслов с активным привлечением детей; намечают действия, которые могут настроить детей на работу; определяют возможности акти­визации деятельности каждого участника. Педагог обду­мывает идею предстоящего дела, творческие дела для каж­дого микроколлектива, поручения для шефов, родителей, других педагогов. В конце этого этапа проводятся нацели­вающие беседы с детьми, чтобы заинтересовать их пред­стоящим делом.

2. Коллективное планирование. На общем сборе-старте руководитель ставит перед классом вопросы: «Какое дело провести?», «На радость и пользу кому?», «С кем вместе его провести?», «Где провести?» Эти вопросы обсуждают­ся в микроколлективах, а руководитель незаметно подбра­сывает им идеи. На этой стадии дети сами ищут ответы на поставленные вопросы. Взрослые — равноправные участ­ники диалога с детьми. Успех сбора-старта во многом обеспечивает ведущий. Он представляет на обсуждение ва­рианты выполнения КТД, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». В итоге выби­рается лучший вариант. Для его реализации избирается ру­ководящий орган — Совет дела, куда входят представители каждой микрогруппы, которые будут координировать под­готовку КТД.

3. Коллективная подготовка дела. Микрогруппы (бри­гады, звенья), сформированные в соответствии с видами работ, необходимых для проведения конкретного дела, об­суждают, как они будут выполнять свои участки работы. Совет дела уточняет план подготовки и проведения КТД, выявляя «западающие звенья», т.е. участки работы, кото­рые подготовлены недостаточно или не могут быть подго­товлены вообще. На этом этапе важную роль играет воз­буждение и поощрение инициативы каждого члена Совета дела. Здесь велика роль взрослого: не допуская открытого давления, он по-товарищески побуждает детей к целена­правленному, творческому и самостоятельному участию восуществлении коллективного замысла. Педагог незамет­но, «по секрету» контролирует ход подготовки, помогая от­стающим, перераспределяя при необходимости участки ра­боты и расстановку сил.

4. Проведение КТД. На этой стадии намечается конкрет­ный план, составленный с учетом наработок микрогрупп. Школьники демонстрируют опыт, накопленный в ходе пла­нирования и подготовки дела. Педагог (по возможности незаметно для всех участников КТД и тех, для которых оно организуется), направляет деятельность детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачи. Иногда он мо­жет выступить в роли «доброго волшебника», включив в сценарий КТД сюрпризные моменты и незапланированные акции. Надо стремиться провести любое КТД в форме праздника, в котором будут участвовать все

5. Коллективное подведение итогов КТД. Чаще всего итоги КТД подводятся на общем сборе-«огоньке», где фор­мулируется коллективный ответ на вопросы: «Что было хо­рошо и почему?», «Что не получилось и почему?», «Что мы сделаем в будущем?» Обычно дети по кругу или по группам высказывают свои мнения, обсуждают положительные и от­рицательные стороны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора могут быть задействованы и другие средства: опрос, анкетирование через стенгазету, творческие отчеты. Руководитель подводит итоги и сообщает о них родителям и шефам.

6. Последействие (использование опыта проделанной работы). На общем сборе обсуждают, что достигнуто, что еще можно и хотелось бы сделать, задумывают и обсужда­ют новое КТД. Чаще всего в анкете дети и взрослые выдвигают предложения, делятся впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

Ниже перечислены некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД:

• основная цель дела формулируется либо самими детьми, либо взрослыми, но в этом случае она должна быть привлекательной для учеников и понятной им;

• при подготовке и проведении КТД для решения част­ных задач или выполнения творческих заданий необходимо создание микрогрупп, каждая из которых имеет свой конкретный участок работы;

• обсуждение основных вопросов, связанных с выбором КТД и характером его проведения, проходит в форме «мозгового штурма», когда школьники в группах, обмени­ваясь мнениями, ищут наилучшие варианты, создают банк идей, т.е. предлагают набор возможных путей решения;

• отбор идей, при котором необходимо из множества возможных вариантов выбрать один или два, должен осуществляться по принципу «отвергаешь — предлагай», «возражай по существу», «критикуй точку зрения, а не человека»;

• если выбрать лучшую идею сложно, проводится защита идей; каждый член коллектива или микрогруппа за­щищает свой вариант, затем подводится итог этого поиска и в результате рождается окончательное решение;

• при подведении итогов КТД необходимо объективно и по достоинству оценить вклад каждого.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определен­ные условия:

1) нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД;

2) недопустимо искажать роль, которая определена педаго­гу как старшему товарищу;

3) подготовка и проведении любого КТД требуют, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел;

4) необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе и жизни;

5) в каждом КТД должна воплощаться идеи заботы о себе, других людях, родителях и близких, окружающем мире/

Задание к лекции:


1. Смоделировать планирование, организацию и проведение воспитательного мероприятия КТД по следующим темам:

  1. Выпуск стенгазеты «Новости класса»

  2. Организация зелёного уголка в классе

  3. Творческий конкурс «Это мы, таланты!»

  4. КТД «Моя будущая олимпиада»

  5. КТД «Никто не забыт, ничто не забыто».

Определить цель и задачи проведения, этапы КТД: стартовая беседа, коллективное планирование, подготовка, проведение, анализ, предполагаемый результат. Определить содержание, формы, методы и приемы организации каждого этапа, использовать ИКТ.

2. Проанализировать и законспектировать формы воспитательной работы, представленные в учебнике Крившенко Л. «Педагогика» с.144.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!