Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2 имени Героя Советского Союза Н. П. Белоусова
Красноармейского района г. Волгограда
Проектная работа
Точёная ваза
Проектант
обучающийся 8 «б» класса
Минаев Сергей
Руководитель
учитель технологии
Игнатьев К. В.
Волгоград 2015
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………….3
1.Организационно – подготовительный этап
1.1.Обоснование выбора темы……………………………………….3
1.2.Исследование, выявление традиций…………………………….4
1.3.Разработка и анализ идей………………………………………...5
1.4. Выбор материалов……………………………………………….6
1.5.Выбор инструментов, оборудования……………………………6
2.Технологический этап
2.1.План работы над изделием………………………………………7
2.2.Технологическая карта выполнения работы……………………8
2.3.Организация рабочего места и техника безопасности…………9
3.Заключительный этап
3.1.Экономические расчёты…………………………………………10
3.2.Экологический анализ проекта………………………………….11
3.2.Подведение итогов, самооценка…………………………………12
Источники………………………………………………………….. 12
Приложения…………………………………………………………
Заключение
Введение
Просматривая банк данных, я обратил внимание на тему «Токарные работы». Раньше я уже работал на токарном станке, точил изделия с фасонными поверхностями – скалки и подсвечник, поэтому токарные работы мне были знакомы. На этот раз я решил выбрать изделие более сложное – вазочку для сухих цветов.
Первые точеные изделия появились около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. Именно там, в те далёкие времена были изобретены первые токарные станки с лучковым приводом. Интересно, что подобная модель станка применялась в кустарном производстве ещё в начале XX века, а в некоторых азиатских странах применяется и до сих пор.
В России токарный промысел особенно распространен был в Нижегородской губернии и на Русском Севере. В середине XIX века этим промыслом занимались целые деревни. Точили в основном посуду, но, например, в Полховом Майдане главным объектом производства были точеные коробки, украшенные росписью, выполненной красителями на водной основе с обводкой контура рисунка пером. Помимо Полхов-Майдановской росписи, токарные работы украшала знаменитая Хохлома, геометрическая резьба, а в Подмосковье, с конца XIX века - кудринская резьба
1.Организационно – подготовительный этап
1.1.ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ
Очень часто изделия, которые мы делаем на уроках технологии, мы дарим родителям. На этот раз я решил сделать подарок маме.
Мне понравилась сама идея изделия. Но формы представленных работ в банке проектов мне не понравились. Изделия выглядели слишком грубыми, точёные вазочки с геометрической резьбой – очень простыми и невыразительными, с рельефной резьбой – наоборот, слишком сложными. Там же мне попались фотографии вазочек на ножке. Я долго выбирал форму, но ни одна, из найденных мною, мне не понравилась. И я решил поискать идею для моего изделия в интернете. Там я увидел вазочку состоящую из трех частей: конус, геоида и основания.
Я решил взять эту идею за основу, заменив геоид шаром. Сделав эскиз, я окончательно решил выполнить эту работу.
Перед тем как приступить к изготовлению изделия, мне нужно было определить круг требований, которым оно должно было удовлетворять:
отвечать своему основному назначению;
быть эстетичным, т. е выглядеть привлекательно;
быть удобным в эксплуатации и безопасным.
Размеры определил исходя из:
размеров заготовок из мелколистного вяза, которые мне удалось достать
удобства в эксплуатации;
возможностями станков СТД-120М и ТВ – 6, на котором заготовки обрабатывались.
1.2 ИССЛЕДОВАНИЕ, ВЫЯВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ
1.2.1.
С момента появления первых упоминаний о сосудах и вазах прошла уже не одна тысяча лет. Попытки создать нечто похожее на современные вазы начались с неуклюже слепленных из глины сосудов. Они имели практическое назначение вместилищ для хранения разнообразных жидкостей и продуктов, и до сих пор продолжаются – во всех возможных видах, назначениях и материалах.
Этот, ранее хозяйственный предмет, а теперь часто используемый, как предмет интерьера считается, наверное, одним из самых популярных элементов декора, как в современно мире, так и в далеком прошлом.
В античное время существовало множество разновидностей сосудов, в зависимости от их формы и применения. У всех них были свои названия. Маленькие вазочки (амфориски) из многослойного сардоникса с резной поверхностью считались в те времена наиболее дорогими. В них хранили благовония, например, нард, который получали из растения семейства валерьяновых, в русском языке именуемого мускусным корнем. Нард использовался как парфюмерное и лечебное средство. Таким образом, маленькие вазочки служили для хранения косметических и медицинских препаратов.
На Крите во второй половине XVI века до н.э. оливковое масло и зерно хранили в больших амфорах с сужающимся острым дном: ставить их не было необходимости, так как они хранились в специальных кладовых с глубокими ямами, в которые и устанавливались. Все они были из глины; глиняными были и все прочие сосуды, использовавшиеся в хозяйстве: коробочки с крышками – пиксиды; широкие чаши-кратеры с ручками для смешивания вина и воды; большие амфоры-пифосы без ручек, кувшины и конусовидные чашки. Тарелок не было: пекли большие круглые хлебцы, на которые и клали еду.
Греки делали вазы и на заказ, для «иностранцев», например, в IV веке н.э. для скифов, которые известны своим «звериным» стилем в ювелирном искусстве. А вот золотые вазы и прочие сосуды из скифских захоронений имеют совершенно иную, реалистическую тематику и явно не применялись по назначению. Это и есть изделия греческих мастеров, которым платили за работу достаточно для того, чтобы они приезжали и прямо на месте наблюдали за жизнью скифов, а затем воплощали сцены из нее в металле. Готовые вещи скифами не использовались, так как правители копили их для загробной жизни: все драгоценные вещи хоронились вместе с хозяином.
1.3. РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ИДЕЙ
Как правило, техническая задача имеет несколько решений. Для изготовления изделия можно было подобрать древесину с мелкой текстурой: липу, осину, берёзу. Такой материал хорошо бы раскрывал форму изделия. Но мне хотелось применить в работе древесину с более богатой текстурой, которая позволяла бы не только рассматривать форму, но и любоваться естественными цветовыми переходами древесины. Для этой цели мне хорошо подходила древесина дуба, мелколистного вяза, белой акации, лиственницы, меньше – сосны и ели. Для своей работы я выбрал богатую древесину мелколистного вяза, очень твёрдую и тяжёлую в обработке, но с превосходными тоновыми переходами.
1.4. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ
Я выбрал древесину мелколистного вяза. Древесина мелколистного вяза крупнотекстурная с большим спектром цветовых переходов. Её плотность составляет около 520 кг/м³ при влажности 12-15 %, таким образом, занимая место между среднетяжёлыми и тяжёлыми сортами, довольно твёрдая. Эластичная и вязкая, древесина имеет среднюю прочность на сгиб, трудно раскалывается. Устойчива к воздействию внешней среды и под водой. Но при этом довольно хорошо обрабатывается как ручными инструментами, так и с помощью станков, её можно обрабатывать на токарном станке или вырезать из неё. Обработанные рубанком поверхности гладкие, это дерево можно хорошо сгибать, но довольно трудно расколоть.
Хорошо прокрывается морилкой, и полируются, но перед полировкой требует порозаполнения и грунтовки. Покрытие лаком не создаёт проблем, хорошо полируется. Склеивание может создавать трудности из-за того, что при применении некоторых клеев проявляется местное почернение. Долго пролежавшая в воде древесина дуба приобретает глубокий чёрный цвет, называется морёной и высоко ценится.
1.5. ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ, ОБОРУДОВАНИЯ
№ п/п | Наименование оборудования и инструментов | Вид выполняемых работ |
1 | Линейка, угольник, циркуль, карандаш, шило | Разметочные инструменты |
2 | Линейки, штангенциркуль | Измерительные инструменты |
3 | Ножовки по дереву и по металлу | Для раскроя материалов и отрезания деталей |
4 | Токарный станок по дереву СТД-120М и токарно-винторезный станок ТВ-6 | Точение деталей |
5 | Токарные резцы | Точение цилиндрических поверхностей |
6 | Стамески | Подгонка деталей, обработка сложных поверхностей |
7 | Шлифовальная бумага | Отделка шлифованием |
8 | Ножи-косячки | Выполнение геометрической резьбы |
9 | Лак НЦ-218 | Отделка изделия |
2. Технологический этап
2.1. ПЛАН РАБОТЫ НАД ИЗДЕЛИЕМ

2.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Деталь | № п/п | Наименование операции | Эскиз | Оборудование, инструменты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | Выбор заготовок |  | Линейка, циркуль |
Конус | 1 | Проточить цилиндр ø 75 |  | СТД-120М, широкий реер |
2 | Проточить конус |  | Реер, долото |
3 | Проточить внутренний конус, отшлифовать. |  | ТВ-6, свёрла ø6, 10, 15, 19, 22, долото, реер, шлифшкурка |
Шар | 1 | Проточить цилиндр ø 90 |  | СТД-120М, широкий реер |
2 | Проточить заготовку до формы шара. |  | Долото, реер |
3 | Отшлифовать шар |  | Шлифшкурка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Шар | 4 | Засверлить шар |  | ТВ-6, свёрла ø6, 10, 15, 19, 22. |
5 | Проточить шар внутри, отшлифовать. |  | Долото, кольцо, шлифшкурка |
Основание | 1 | Проточить заготовку на ø 80 |  | ТВ-6, резец проходной упорный |
2 | Проточить фасонную поверхность и отшлифовать |  | ТВ-6, долото, узкий реер, шлифшкурка |
Сборка | 1 | Собрать вазу |  | Клей «Столяр Момент» |
Отделка | 1 | Отделка |  | Распылитель, лак «Цапон» |
2.3.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
При работе на токарном станке ТВ-6 соблюдаются общие правила безопасности труда при работе на токарно-винторезных станках. Все измерения, переналадка станка, смена инструмента производится только на выключенном станке при полной остановке всех вращающихся деталей.
При выполнении резьбы, работа выполняется только исправным, хорошо заточенным инструментом. Заготовку удерживают рукой так, чтобы рука располагалась за ножом.
Лакирование выполняется в хорошо проветриваемом помещении или под тягой.
3.Заключительный этап.
3.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЁТЫ
Для всех экономических расчётов я применял сокращённые формулы, поскольку значительная часть расчётных данных в моей работе просто отсутствует.
Материальные затраты Мз являются составной частью себестоимости С изделия:
Мз = Змат+Зтэ,
где, Змат – затраты на сырьё;
Зтэ – стоимость топлива и электроэнергии.
Стоимость обрезков брёвен составила не более 10 руб.;
клея «Момент» – 10 руб.;
шлифшкурки – 20 руб.;
лака – 7 руб.;
Итого: 47 рублей
Стоимость электроэнергии можно рассчитать по формуле:
Зтэ (ТВ-6) = 1,1х3х2,72 = 6,02 (руб.),
где, 1.1кВтч – мощность двигателя токарно-винторезного станка;
3ч. – время работы на нём;
3,14 руб. – стоимость 1кВтч электроэнергии.
Таким образом, материальные затраты составили:
Мз = 45+6,02 = 51,02 (руб.).
Себестоимость изделия С входит в цену изделия и рассчитывается по формуле:
С = Мз+Ао+Рот,
где, Ао – амортизационные отчисления;
Рот – расходы на оплату труда.
Расходы на оплату труда рассчитываются исходя из затрат времени на выполнение работы и стоимости 1 часа рабочего времени.
Амортизационные отчисления переносятся на стоимость изделия постепенно, но первоначальная цена инструментов и станка столько раз менялась за последние годы, что, даже сравнивая её со стоимостью аналогичных изделий заграничного производства, эти отчисления подсчитать довольно трудно.
Стоимость своей работы я оцениваю в сумму 150 рублей. Конечно, если бы у меня была более высокая квалификация, цена была бы значительно ниже.
3.2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА
Сейчас большое значение уделяется не только экологической чистоте продукции, но и безопасности самих процессов производства.
Я не могу с полной уверенностью утверждать, что материалы, из которых я делал вазочку, являются экологически чистыми, и что дерево не росло где-нибудь возле стоков предприятия или в местности с повышенным уровнем радиации. Я также не уверен, что при производстве лака, морилки были полностью соблюдены все технологические требования. В своей работе я старался их соблюдать. Но дать гарантию в экологической чистоте моего изделия я не могу.
3.3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, САМООЦЕНКА
Выполняя этот проект, я научился работать на токарном станке и резать по дереву. Мне очень понравилось делать подобные изделия, и я решил осваивать резьбу по дереву. Сейчас я работаю над панно «Жар-птица» с плоскорельефной резьбой.
ИСТОЧНИКИ
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 (3 CD – ROM)
ООО «Кирилл Мефодий»: 127296 Москва Ломоносовский пр., д.18
Буриков В.Г., Власов В.Н.
Домовая резьба – М.; Нива России совместно с компанией «Евразийский регион», 1994
Матвеева Т.А.
Мозаика и резьба по дереву. Практ. пособие, 4-е изд., перераб. и доп. – М.; Высшая школа, 1989
Семенцов А.Ю.
Резьба по дереву. – Мн.; «Современное слово», 1998
Семенцов А.Ю.
Резьба по дереву в современном интерьере. А.Ю. Семенцов, - Мн.; «Современное слово», 2000

15