«Точность – вежливость королей»: из опыта организации метапредметного курса по проектной деятельности для учащихся 5-6 классов
Кузьмина Анастасия Викторовна, учитель истории и обществознания, заместитель директора ЧУ СОШ «Олимп-Плюс», victory-plus@list.ru
Аннотация: Организация учебно-исследовательской деятельности школьников является наиболее актуальным и эффективным ресурсом формирования когнитивных, креативных и управленческих качеств личности. Через проектную и исследовательскую деятельность легче всего обеспечить и проследить индивидуальную траекторию развития личности ребенка, степень овладения метапредметными действиями и достижения личностных результатов деятельности. В статье описан опыт организации метапредметного курса по проектной деятельности учащихся 5-6 классов. В этом возрасте очень важно обеспечить развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности.
Abstract: the organization of educational-research activity of schoolchildren is the most relevant and effective resource for the formation of cognitive, creative and managerial qualities. It is easier to provide and track an individual trajectory of personality development of the child, the degree of mastery of interdisciplinary activities and achieve personal performance through the projects and research activities. The article describes the experience of organizing interdisciplinary course of project activity for pupils of 5-6 classes. At this age it is very important to ensure the development of the ability to take a research position to independently set and achieve goals in training activities.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, учебное исследование, проект, функции и формы исследовательской деятельности, основные принципы дидактики.
Keywords: system-activity approach, educational research, project, function and form of research activity, the main principles of didactics.
Каждому из нас известно выражение «Точность – вежливость королей». Но, оказывается, не все одинаково понимают смысл этого высказывания. Если спросить об этом детей, то они отвечают: точным быть хорошо – это признак воспитанности; если ты король, то должен быть вежливым. Вроде бы все правильно, но смысл слов изменится, если знать, кому эти слова принадлежат и какое продолжение имеет эта фраза…
В некоторых источниках эти слова приписывают французскому королю Людовику XIV, считая, что именно эта фраза стала причиной «бурного развития этикета в Европе».1 Другие источники более вероятным автором высказывания считают Людовика XVIII. Этот король долго ждал своего трона, в годы французской революции был изгнанником и вернулся во Францию только после свержения Наполеона Бонапарта. Искренне считал, что возвращение Франции короля – истинное благо для французов. Он вступил на престол ровно через 1000 лет после франкского императора Людовика I Благочестивого, с которого вели нумерацию его королевские тёзки. Как Вы думаете, каким должно быть продолжение фразы от лица монарха-консерватора, желающего показать свое особую роль и место в судьбе народа?
Дети, как правило, продолжают фразу «Точность – вежливость королей, но…» следующим образом:
- … не все короли вежливы;
- … не все короли бывают точными.
На самом деле полностью это высказывание звучит так: «Точность – вежливость королей, но обязанность их подданных». Приобрело ли выражение другой смысл? Безусловно! Получается, что король может быть вежливым, но это не его обязанность…Королю недоступны стандартные проявления вежливости: он не встает, здороваясь с дамой, не уступает дорогу, не кланяется и т.п. Остается только пунктуальность – единственный способ для короля выразить вежливость… Как же тогда переформулировать выражение, чтобы оно стало актуальным в условиях современности? Наиболее известен вариант: «Точность — вежливость королей и долг всех добрых людей». Точность – это еще и принцип работы ответственных и успешных менеджеров. В чем можно и должно быть точным?
- во времени. Если человек не в состоянии управлять собственным временем, то он не сможет управлять ничем и никем другим.
- надо быть верным своему слову и точно выполнять то, что обещал. Знаете откуда появилось слово «разгильдяй»?
- надо быть точным в формулировке вопросов, ответах на вопросы. Правильно заданный вопрос – это уже половина ответа.
- четко следовать правилам, регламенту.
Слово «точность» близко по смыслу слову «конкретность»,– а это одно из необходимых условий формулировки темы исследования или проектной деятельности (наряду с актуальностью, интересностью и реализуемостью). И данный список можно продолжать…
Только что я привела фрагмент занятия с учащимися 5-6 классов «Основы проектной деятельности», посвященного оформлению проектных и исследовательских работ учащихся.
Организация учебно-исследовательской деятельности школьников сегодня является наиболее актуальным и эффективным ресурсом формирования когнитивных, креативных и управленческих качеств личности, а именно:
- работоспособность и энергичность;
- способность обозначать свое понимание или непонимание по любым возникающим вопросам;
- умение делать выводы и обобщения, аргументировать свои знания и полученные результаты;
- стремление быть самобытным, неординарным, ассертивным, изобретательным;
- умение ставить цели и доводить начатое до конца;
- владение методами рефлексивного мышления (остановкой, припоминанием определенных этапов деятельности с целью их анализа, поиска противоречий, структурирования и систематизации, сопоставления полученных результатов с поставленными целями)2.
Системно-деятельностный подход является главным смысловым ядром Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлен на:
- формирование у обучающегося готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.3
Содержательный раздел Образовательной программы основного общего образования теперь должен включать в себя программы, ориентированные на освоение не только предметных, но и личностных, а также метапредметных результатов, в том числе Программу развития универсальных учебных действий, направленную на формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Функции и формы такой деятельности с обучающимися разных возрастных групп различны:
Дошкольное образование и нач. школа | Основная школа | Старшая школа |
Функции4 |
Сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности. | Развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования. | Развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения. |
Формы организации исследовательской и проектной деятельности с обучающимися |
выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; освоение навыков практической (экспериментальной) работы с первоисточниками и свидетельствами (самостоятельно собранным материалом – пробами, образцами, фрагментами текста, опросными данными и др.); развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников |
«Логические пятиминутки» как малая форма организации целенаправленного развития учебно-логических умений учащихся младших классов.5 | Развитие навыков оформления и публичной презентации проведенной работы. Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, процесс и др.) в рамках избранной проблемы, их адекватное формулирование; |
Ведение кружков в рамках внеурочной деятельности учителя «Основы проектной деятельности», «Развитие познавательных способностей». Защита групповых и индивидуальных проектов (по желанию) на общешкольной конференции | Элективный курс по проектной деятельности для учащихся 5-6 классов по выбранным предметным областям; Защита индивидуального проекта на школьной конференции как форма переводного экзамена. | Защита индивидуального проекта на школьной конференции с выставлением итоговой оценки по проектной и исследовательской деятельности в аттестат |
Мы считаем, что через проектную и исследовательскую деятельность легче всего обеспечить и проследить индивидуальную траекторию развития личности ребенка, степень овладения метапредметными действиями и достижения личностных результатов деятельности.
В нашей школе проектная и исследовательская деятельность с учащимися ведется более 10 лет, причем с 1 класса. Идея организации элективного метапредметного курса по проектной деятельности стала эволюционным продолжением деятельности клуба «КИТ: курс интеллектуального творчества». Если предметом изучения первого курса были фундаментальные понятия «Дом», «Время», «Число» и т.д., то предметом изучения второго – универсальные учебные действия, необходимые для успешного создания проекта.
В начале учебного года учащиеся 5-6 классов выбирают предметную область из трех представленных:
- История. Страноведение. Обществознание.
- Красота. Спорт. Здоровье.
- Математика и Естествознание.
Тематика курса для всех областей одинаковая, различие лишь в кейсах с тренировочными заданиями и наглядно-иллюстративном сопровождении темы в контексте выбранной предметной области. Тематическое планирование курса рассчитано на 30 часов ( по 2 часа на тему, кроме 1,16,17):
Что такое проект?
Формулировка темы проекта
Актуальность и практическая значимость работы.
Объект и предмет исследования.
Цель. От цели к целесообразности…
Гипотеза.
Задачи работы.
Методы проекта.
Открытые и закрытые вопросы анкеты.
Внимание, эксперимент
Продукт проекта
Паспорт проекта
Виды источников информации.
Алгоритм работы с информацией.
Библиографическое описание.
Точность – вежливость королей. Требования к оформлению работы.
Защитная речь.
Правила разработки презентации проекта.
При отборе содержания курса, методов и форм обучения, мы старались придерживаться основных дидактических принципов педагогики:
Принцип наглядности. Выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений. На занятиях мы часто показываем и обсуждаем в контексте темы фрагменты из передач «Хочу все знать», «Ералаш», а также из мультфильмов и фильмов (например, «Классная школа»); проводим тестирование, анализируем проектные и исследовательские работы других учащихся школы.
Принцип сознательности и активности. Признаком сознательного усвоения материала является степень самостоятельности, чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания. Учащимся должен быть интересен сам процесс познания. Поскольку курс направлен на то, чтобы помочь учащимся успешно защитить свой проект (исследовательскую работу), то сразу на занятии, в процессе дискуссий и мозговых штурмов, мы помогаем каждому в решении актуальных проблем, возникающих в процессе создания проектной работы. Более того, задача педагога постоянно мотивировать ребенка на каждом этапе создания проекта. Возможность сравнить свою работу с работой других учащихся, организует обучающегося как в сроках выполнения этапов проекта, так и в творческой направленности деятельности.
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся. Сделать доступным то, что кажется сложно-научным, сухим и скучным для детей определенного возраста, непростая работа, она требует тщательного отбора содержания материала, использования наиболее эффективной системы его изучения, более рациональных (в данном случае интерактивных) методов работы и т.д.
Принцип научности. Главной целью принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все подчинено законам, и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Предлагаемый учебный материал должен отвечать современным достижениям науки. Поэтому необходимо постоянно знакомить учащихся с новейшими достижениями научной мысли в контексте каждой темы курса.
Принцип индивидуального подхода. Осуществляя индивидуальный подход необходимо учитывать восприимчивость обучаемых к учебе, т.е. обучаемость. К признакам обучаемости относится: запас знаний и навыков, умение осмысливать учебный материал, самостоятельно применять его при решении разнообразных задач, уметь обобщать, выделять существенные признаки нового материала и т.д. По сути, каждое занятие курса – это экспромт, но экспромт, хорошо подготовленный. Ведь педагогу приходится ориентироваться на месте, отвечать на «каверзные вопросы», пытаться переводить с русского на русский, объединять учащихся в мини-группы для решения проблемных(спорных) моментов, выходить на научных руководителей в случае выявления проблем у ребенка при выполнении индивидуального проекта.
Принцип систематичности и последовательности. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между изучаемыми учебными предметами, этапами проекта, темами курса (новый материал должен базироваться на усвоенном раннее), а также взаимосвязь и единство требований куратора курса и научных руководителей учащихся (в идеале они тоже должны посещать занятия и креативить вместе со всеми).
Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками. Указанный принцип заключается в том, что прочность это не только глубокое запоминание, но и умение пользоваться тем, чем располагает память. На каждом занятии дети получают памятки-алгоритмы, по которым выполняют задания учителя в рамках темы своего проекта (составляют вопросы, пишут отзывы, формулируют гипотезу, цель и задачи проекта и т.д.).
Принцип связи теории с практикой. Практика является основой познания. Теоретические изыскания осуществляются не ради самой науки, а для совершенствования практической деятельности. По сути, на наших занятиях ребенок должен в полной мере ощутить себя исследователем и изобретателем. Поэтому практической деятельности на занятиях значительно больше теории. Так например, объясняя детям, что любое исследование начинается с определения проблемы, мы сначала объясняем что такое проблема на теоретическом уровне (проблема – нестыковка, противоречие между желаемой и реальной ситуацией; вопрос, имеющий неоднозначное решение, требующий подтверждения на практике; сложная ситуация, побуждающая к действию). Далее детям предлагается посмотреть мультфильм «Следствие ведут колобки» и определить главную проблему сюжета. После обсуждения вариантов учащихся, педагог говорит, что на самом деле проблему можно придумать из ничего (Он на меня не так посмотрел…) и предлагает поиграть в игру «Придумай проблему» (дети пишут на листочках любые существительные, которые пришли в голову; кидают их в шляпу; учитель листочки перемешивает; затем дети, по очереди, вытаскивают их из шляпы, показывают пантомимой написанное слово; отгадывают слова; придумывают проблемы, связанные с ними).
Таким образом, введение такого курса в учебный план школы является эффективным средством целенаправленного формирования метапредметных знаний, умений и навыков не только у учащихся, но и педагогов – научных руководителей индивидуальных проектов учащихся в основной школе.
1 http://lifegid.com/posts/tochnost-vezhlivost-koroley
2Кулешова Г.М. Изменение личностных качеств школьников в дистанционном эвристическом обучении.// Эвристическое обучение. Интернет и коммуникации/под ред. А.В. Хуторского. – М.: Эйдос, 2012, с.156
3 Приложение к Приказу от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО», раздел 1, п.5
4 Леонтович А.В. Исследовательская и проектная деятельность школьников. М.: Вако, 2014 г.
5 Развитие универсальный учебных действий/ Под ред. С.Г. Воровщикова, Н.П. Авериной.-М.: УЦ «Перспектива», 2013.