СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Токсичное воздействие этанола на организм человека: причины и последствия».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Выявить причины токсичности спирта и его последствия на организм человека.

Задачи:

Образовательные: Изучить механизм действия этилового спирта на организм человека.

Развивающие: Расширить знания обучающихся о этапах превращения этанола в организме человека с химической и биологической точек зрения.

Воспитательные: Научно обосновать вредное воздействие алкоголя на организм человека.Продолжить формирование мировоззрения обучающихся о необходимости ведения здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
««Токсичное воздействие этанола на организм человека: причины и последствия».»

Тема «Токсичное воздействие этанола на организм человека: причины и последствия».

Девиз урока: «Яд, который действует не сразу,

не является менее опасным».

Восточная мудрость.

Цель: Выявить причины токсичности спирта и его последствия на организм человека.

Задачи:

Образовательные: Изучить механизм действия этилового спирта на организм человека.

Развивающие: Расширить знания обучающихся о этапах превращения этанола в организме человека с химической и биологической точек зрения.

Воспитательные: Научно обосновать вредное воздействие алкоголя на организм человека.Продолжить формирование мировоззрения обучающихся о необходимости ведения здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Набор реактивов и оборудования на столах, инструктивные карты к выполнению лабораторных опытов, схемы, таблицы, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Оформление кабинета: плакаты с высказываниями великих людей о вреде алкоголя.

К. Ушинский: Пьяному на светлой улице темно.

В. Маяковский: Не пейте спиртных напитков. Пьющим – яд, окружающим – пытка.

Пифагор: Пьянство есть упражнение в безумии.

Н. Семашко: Можно сказать, что, сколько мужья выпили водки, столько их жёны и дети пролили слёз.

А.Чехов: Водка белая, но краснит нос и чернит репутацию.

В. Данилевский: Алкоголь – вполне надёжное средство, когда требуется поубавить ума.

Пословицы об алкоголе:

Поздоровавшись с водкой, попрощайся с умом.

Когда появляется вино, удаляется мудрость.

Вино ремеслу не товарищ.

Пьяного дело – трезвого ответ.

Вино начинается церемонией, а кончается дракой.

Хмель шумит – ум молчит.

На доске девиз урока: “Яд, который действует не сразу, не является менее опасным” (Восточная мудрость)

Ход урока.

I. Организационный этап.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим урок на тему: “Токсическое воздействие этанола на живые организмы: причины и последствия”. Сегодня мы должны с вами выявить причины токсичности спирта и его последствия на организм человека. Данная тема актуальна не только для взрослых людей , но и для подростков. Как вы считаете, почему?

(Ответ учащихся: В нашей стране среди молодёжи всё больше и больше распространяется пивной алкоголизм, которое ведёт к деградации личности).

II. Актуализация знаний.

На прошлых уроках мы с вами изучили строение, физические и химические свойства спиртов. Вспомним, что это за вещества – спирты?

Фронтальная беседа:

Вопрос 1. Что определяют функциональные группы спиртов?

Ответ: Функциональные группы определяют принадлежность вещества к определенному классу соединений, а также его свойства.

Вопрос 2. Что такое спирт?

^ Ответ: Производные углеродов, в которых один или несколько атомов водорода заменены на гидроксо – группу.

Вопрос 3.

По каким признакам классифицируют спирты?

^ Ответ: По количеству ОН – групп и по строению радикала.

Вопрос 4. Классификация спиртов по количеству ОН – групп?

Ответ: Спирты делятся на одноатомные, двухатомные, трехатомные и многоатомные.

Вопрос 5. Классификация спиртов по строению радикала?

^ Ответ: Спирты делятся на предельные, непредельные, ароматические спирты и фенолы.

Вопрос 6: Почему среди спиртов отсутствуют газы?

Ответ: Потому что молекулы спиртов связаны между собой водородной связью.

Вопрос 7. К каким спиртам относится этиловый спирт?

^ Ответ: Этиловый спирт относится к предельным одноатомным спиртам.

Молодцы!!!

Издавна человеку известно большое число вредных веществ и немало случаев их использования. Все они различаются по силе и воздействию на организм человека.

Но среди них есть вещество, известное в медицине как сильнейший протоплазматический яд, который человек употребляет в ущерб себе и своему здоровью, - это этиловый спирт (смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, провоцируемых всеми инфекционными заболеваниями вместе взятыми).

Большая часть людей знает о ядовитых свойствах этанола, но этиологию этого растолковать не могут, поэтому, сегодня на уроке мы значительное внимание уделим химизму влияния этилового спирта на клетки, органы и организма человека в общем.

Ш. Изучение нового материала.

Работа со схемой внутреннего строения организма человека.

В организме человека постоянно содержится небольшое количество этилового спирта, которое образуется на промежуточных этапах обмена углеводов или в итоге бродильных процессов в пищеварительном тракте. Небольшие количества этилового спирта, попадающие в кровь в результате промежуточных этапах обмена углеводов или в итоге бродильных процессов в пищеварительном тракте, вмиг уничтожаются ферментными системами печени и других тканей.

При поступлении в организм большого количества алкоголя извне, реакции и процессы в организме человека проходят по другому. Учитель: Путь алкоголя в организме человека по схеме «Всасывание этилового спирта в кровь». (Слайд 2).

Спирт поступает в желудочно – кишечный тракт, обжигая слизистую оболочки полости рта, глотки, пищевода. В отличие от многих других веществ быстро и полностью всасывается в желудке. Свободно преодолевая биологические мембраны, примерно через час, этанол достигает максимум концентрации в крови. Больше всего поглощаемого алкоголя сосредотачивается в головном мозге и печени, минимум – в других органах (легкие, почки, мышцы и др.). Приблизительно 90-95% принимаемого этилового спирта окисляется и лишь несущественная часть удаляется с мочой (2-4%) и через легкие с выдыхаемым воздухом (3-7%). Скорость окисления колеблется в зависимости от индивидуальных особенностей организма, она генетически предопределена и составляет у разных людей от 4 до 14 г/час.

Свободно преодолевая биологические мембраны, через час он достигает наибольшей концентрации в крови. (Слайд 3).

(Слайд 4). Неэлектролиты – это вещества, которые обладают свойством пройти через биологические мембраны с минимальной затратой энергии, а также молекулы которых малы и способны растворяться в жирах, разрушать белки.

Все эти признаки обнаружили у молекул этанола, всё это помогает им легко проходить через биологические мембраны.

Мгновенно всосавшись в кровь, прекрасно растворяясь в межклеточной жидкости, алкоголь поступает во все клетки и распространяется по всему организма.

(Слайд 5). Дополнительные сведения Учёными установлено, что нарушая работу клеток, этиловый спирт вызывает их гибель: при употреблении 100 г пива погибает около 3000 клеток мозга, 100 г вина – 5000 клеток, 100 г водки – 7500, соприкасание эритроцитов с молекулами этанола приводит к свёртыванию кровяных клеток. Синдром похмелья - процесс, который связан с удалением из головного мозга мертвых, из-за недостатка кровоснабжения, нейронов. Организм отделяет погибшие клетки, с этим связаны утренние головные боли.

(Слайд 6) Учитель химии: Ребята, сейчас мы вместе с вами проведем лабораторный опыт и посмотрим, как же влияет этиловый спирт на молекулы белков. Мы знаем, что именно белки составляют структуру живой клетки, организма. У вас на столах лежат инструктивные карты, которые помогут вам выполнить химический опыт, а так же пробирки с белком куриного яйца, вода и этанол. Прилейте последовательно в пробирки с белком воду и этиловый спирт. Что вы наблюдаете?

Инструктивная карта лабораторного опыта

«Влияние этанола на молекулы белков».

Опорные знания:

Белки и липиды являются составными частями плазматической мембраны. Они последовательно расположены и соединены друг с другом химическими взаимодействиями.

По современным представлениям, молекулы липидов в мембране распределены в 2 ряда и образуют бислой.

Молекулы белков не образуют сплошного слоя, они расположены в слое липидов, погружаясь в него на различную глубину.



Цель эксперимента:

выявить причину нарушения проницаемости клеточных мембран – исчезновение барьера для крупных молекул и выхода из клетки необходимых её веществ в результате влияния спирта на мембраны.

Ход эксперимента.

Добавьте в пробирки с яичным белком 5 мл воды и этиловый спирт. Сравните содержимое пробирок.

Вывод: Что вы наблюдаете?

Что происходит с молекулами белков под действием спирта?

Как называется этот процесс?



Результат эксперимента: вместе с ребятами анализируются причины и последствия необратимой денатурации белковых молекул для любого живого организма. Что вы наблюдаете? (Ответ: куриный белок свернулся).

Что происходит с молекулами белков под действием спирта? (Ответ: молекулы белка разрушаются).

Как называется этот процесс? (Ответ: Денатурация)

Правильно! Молодцы!

(Слайд 7). Денатурация белков (от лат. de- — приставка, означающая отделение, удаление и лат. nature — природа;) — термин биологической химии и означает потерю белками их натуральных свойств (растворимости, гидрофильности и др. ) из-за нарушения пространственной структуры их молекул. (записывают).

(Слайд 8). Смертельная доза алкоголя для человека – 7г на 1кг массы тела. (записывют). Если человек весит 70 кг, то это около 500г чистого спирта, для детей - 3г на 1 кг массы тела, для подростков – 4 –5г на 1 кг массы тела (примерно 0,5 л водки).

(Слайд 9, 10). Наблюдение процессов, происходящих с этиловым спиртом в печени.

1. Мы знаем, что этанол является активно действующим веществом в составе алкоголя. «Мишенью для алкоголя» медики называют печень (записывают), ведь именно здесь обезвреживаются, уничтожаются вредные, токсичные вещества, поступившие в кровь.

2. (Слайд 11) 90 % этанола обезвреживается в печени, так как именно здесь протекают химические процессы окисления этилового спирта (записывают). Ребята! Давайте вспомним, до каких продуктов окисляется этиловый спирт.

(Слайд 12) Этапы окисления этилового спирта.


(записывают).

3. Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только тогда, если суточное потребление этанола составляет 20 грамм; при увеличении дозы в организме образуются промежуточные продукты распада, способствующие повреждению и разрушению печени в организме человека. (записывают).

(Слайд 13). Метаболизм алкоголя в печени.

4. Все указанные процессы приводят к целому ряду побочных отрицательных эффектов:

Повышенному образованию жира и накоплению его в клетках печени;

(Слайд 14). Образованию перекисных соединений, которые способны разрушать клеточные мембраны, в итоге чего содержимое клеток «вытекает» через образовавшиеся поры, и другим весьма отрицательным явлениям, вся совокупность в итоге приводит к разрушению печени – циррозу.

5. Начинается распад этилового спирта в печени, в результате чего образуется уксусный альдегид или ацетальдегид.

Далее уксусный альдегид разносится током крови по всем организму, где и происходит его последующее химическое превращение до уксусной кислоты.

(Слайд 15). Ацетальдегид (уксусный альдегид) – химически очень активное и очень ядовитое соединение, в 30 раз токсичнее этилового спирта (записывают). В итоге разных биохимических реакций и процессов в тканях и органах, в том числе в головном мозге, вероятно образование тетрагидропапаверолина, по структуре и свойствам похожего на широко известные наркотики психотропного действия – морфин и канабинол.

В ходе различных наблюдений, врачи доказывают и утверждают о том, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает именно ацетальдегид!

Уксусная кислота увеличивает синтез жирных кислот. В результате приводит к жировому перерождению печени.

IV. Рефлексия. (Слайд 16). Вопрос: в чём же кроются причины токсичности алкоголя?

(Ответ: причиной вредности алкоголя является превращение этилового спирта в уксусный альдегид.) (записывают).

Правильно! Молодцы!

Воздействие алкоголя на биохимические и функциональные процессы в организме, на структуру клеток и тканей складывается по существу из эффектов двух веществ – этанола и ацетальдегида.

6. (Слайд 17). Во время изучения физических свойств спиртов мы рассматривали вопрос об изменении токсичности в гомологическом ряду одноатомных спиртов.

С увеличением молекулярной массы молекул увеличиваются наркотические свойства спиртов.

Если сравнить этанол и пентанол, то молекулярная масса увеличивается в 2 раза, а токсичность в 20 раз. Спирты, которые содержат три – пять атомов углерода, образуют так называемые сивушные масла, присутствие которых в спиртных напитках повышает их ядовитые свойства.

(Слайд 18). В этом случае исключением является метанол – сильный яд, поражающий нервную систему. При попадании в организм 1-2 чайных ложек метилового спирта поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, 30 -100мл влечёт за собой летальный (смертельный) исход. Угроза увеличивается из – за сходства по свойствам, внешнему виду, запаху с этиловым спиртом.

Попробуйте объяснить причину такого явления? Ваши гипотезы?

(Слайд 19). К факторам, увеличивающим токсичность метилового спирта можно отнести:

  • малый размер молекул (максимальная скорость распространения)

  • образование промежуточных продуктов его окисления – муравьиного альдегида и муравьиной кислоты, которые являются сильными токсичными веществами.

(Слайд 20). Молекулы этанола, не обезвреженные печенью, и вредные продукты его распада снова попадают в кровь и распространяются по всему организму, на долгое время оставаясь в нём. К примеру, в головном мозге алкоголь можно обнаружить в неизменном виде в течение 20 дней после его принятия.

(Слайд 21). Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи (заполняют).


Уровень организации живой материи

Проявление токсических свойств спирта

Молекулярный уровень


Денатурация белков.

Внутриклеточный уровень


Разрушение биологических мембран, органоидов клетки.

Клеточный уровень


Разрушение клеток, видоизменения, перерождения.

Уровень органов


Повреждение печени, головного мозга, сердца, желудка, кишечника…

Системы органов


Заболевания нервной, пищеварительной, сердечнососудистой и др.

Организм в целом


Отравление организма и возможно гибель


(Слайд 22). Алкоголь и продукты его распада различными способами выводятся из человеческого организма. (заполняют схему)

Этиловый спирт



10% в неизменном виде 90% в виде углекислого газа

через легкие, и воды через

почки, лёгкие,

кожу почки.

V. Заканчивается урок подведением итогов.

Мы проделали с вами лабораторный опыт, с помощью яркого зрительного образа представили себе биохимические процессы потери естественных свойств белков - денатурации белков в организме под влиянием сильнейшего токсичного вещества - этанола, осознали, что при попадании даже небольших доз алкоголя в организм каждая клетка, каждый орган контактирует с его молекулами, испытывая на себе его ядовитое, вредное воздействие.

На сегодняшнем уроке мы не преследовали целей по проведению антиалкогольной пропаганды, но надеемся, что вы поняли, каким страшнейшим ядом является этиловый спирт и как вредно употреблять алкогольные напитки в любом возрасте, а особенно в подростковом.

(Слайд 23). Перед каждым человеком стоит выбор – употреблять или не употреблять алкоголь, но мы надеемся, что вы сделаете правильный выбор.

Отрицательное воздействие алкоголя не ограничивается организмом человека, эта проблема носит также социальный характер, и на одном уроке все аспекты проблемы изучить и обощить невозможно. Для создания хорошего настроения лучше использовать простые, но очень эффективные средства. Учеными установлено: чтобы жить на свете долго, надо каждый день улыбаться минимум 17 минут. Желаем вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас никогда, и чтобы в жизни у вас было больше счастливых моментов.

(Слайд 24) VI. Домашнее задание вам будет необычное: придумать антирекламу алкоголю. Это может быть стихотворение, частушка, листовка или рассказ.

(Слайд 25). Всем спасибо за урок, до свидания!!!