СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Толерантны ли мы?»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

Просмотр содержимого документа
««Толерантны ли мы?»»

Открытое мероприятие на тему: «Толерантны ли мы?»


Цели и задачи:

  • Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

  • Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

  • Познакомить воспитанников с Декларацией принципов толерантности.

  • Воспитанники должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.


I. Вступительная беседа


Воспитатель: Каким должен быть каждый из вас после окончания школы, чтобы адаптироваться к условиям, в которые попадете. Адаптация к новым условиям возможна при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из них является толерантность.

В жизни вам придется общаться с представителями различных национальностей, культур, миров, поэтому надо научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя катего­ричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас современная жизнь.


Предлагаю вашему вниманию следующие вопросы:

  • Как вы в детстве переживали свои обиды?

  • Из-за чего вы обижались?

  • Кто проявлял к вам сострадание в трудную минуту?

  • Что такое терпимость?

  • Что такое толерантность?

  • В чем их различия и схожесть?

  • Как вы понимаете выражение «толерантность в общении»?

  • Где границы веротерпимости?

  • «Понимание и принятие себя» - как вы понимаете данное выражение?


1-й воспитанник: В «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО есть такие строки: «Толерантность означает уважение, принятие и пони­мание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­лений человеческой индивидуальности»; «Толерантности способствуют знания, от­крытость, свобода мысли, совести и убеждений»; «Толерантность – не терпимое отношение к несправедливости, не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного челове­ка не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность, - вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности ком­муникации с другими, отличными от нас».

2-й воспитанник: Толерантность - это готовность к осознанным лич­ностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения.

3-й воспитанник: Ни одно общество не может пока гордиться тем, что оно толерантно. Сегодня приходится признать, что прогресс не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном общении.

4-й воспитанник: Если в законах и конституции страны закреплены принципы и свободы убеждений и их выражения, а также подтверждена приверженность этим ценностям как образу жизни, все равно это не означает, что все мы должны стать толерантными. И если в такой стране не зафиксирова­ны случаи насилия на почве нетерпимости в таком же масштабе, как в странах, где массовое уничтожение, зверские убийства и многочисленные потоки беженцев стали фактом повседневной жизни, все же и там нередко поощряют или терпят проявления нетерпимости и другие формы дискриминации, не привлекающие особого внимания средств массовой информации, но остающиеся весьма реальными для страдающих от них людей.

5-й воспитанник: Сильное воздействие на сознание оказы­вают формы конфронтации на этнической почве через средства массовой информации, когда физическому насилию подверга­ется большое количество людей. Хотя насилие по этническому признаку старо, как мир, совершенно очевидно, что это не единственная причина для насилия, имею­щая место в наши дни.

Другие, не менее старые и не менее болезненные причины насилия и жестокого обращения, основанные на половых, религиозных, сексуаль­ных и возрастных различиях, а также наличии физических недостатков и недееспо­собности, все еще присутствуют в нашей среде. Это выражается в насильственных действиях на ста­дионах во время футбольных матчей или других спортивных соревнований.

Воспитатель: Вывод таков: толерантность превратилась в проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся свободными, при­знающих толерантность как составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распростра­нять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности. Итак, что такое толерантность?

Толерантность - не пассивное, не естественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.


Конечно, мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении всего занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встретитесь на жизненном пути.



II. Игра «Дополни»: «Быть толерантным - это значит...» (свои ответы воспитанники записы­вают на доске).


Воспитатель: Мы видим, что есть два пути развития личности - то­лерантный и интолерантный. Интолерантный характеризуется низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, жела­нием власти, материального достатка любой ценой, непринятием других взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, комфортно чувст­вующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.


III. Работа по группам. Необходимо продумать и изобразить эмбле­му толерантности своей школы (работают 3-4 группы).


IV. Защита своей эмблемы.

V. Составление рекомендаций по формированию толерантности (воспитатель предлагает несколько советов, остальное воспитанники составляют сами).


  • Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Особого внимания требует умение управлять своими эмоциями.

  • Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психоло­гический взгляд стороннего наблюдателя.

  • Все больше внимания обращайте на пре­одоление своих возрастных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутрен­ней работы.

  • Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.

  • Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.

  • Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окру­жающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть.

  • Больше общайтесь с разными людьми.

  • Будьте реалистами, не ждите легкости в процессе позитивного самоизме­нения, а главное - не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь.

  • Поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только нега­тивному поступку.

  • Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и извиняться.

  • Никто не может нам навязать толерантные отношения, и если вы пси­хологически не готовы их принять, это ваше право.

  • Развивайте наблюдательность, учитесь понимать эмоцио­нальное состояние другого, верно истолковывать его поведение.


VI. Творческая работа «Дерево толерантности»


Нужно иметь фломастеры, клеевые карандаши, бумагу, вырезанную в форме листьев березы, ватман, на котором изображено дерево без листьев.


Воспитатель: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наша школа и наш интернат стали пространством толерантности». Затем листочки воспитанники приклеивают на дерево.

Заключительное слово воспитателя:


Обобщая вышесказанное, хотелось бы сказать, пусть каждый из наших воспитанников, пусть наш интернат, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей нашей необъятной страны!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!