Открытое мероприятие на тему: «Толерантны ли мы?»
Цели и задачи:
Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.
Познакомить воспитанников с Декларацией принципов толерантности.
Воспитанники должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.
I. Вступительная беседа
Воспитатель: Каким должен быть каждый из вас после окончания школы, чтобы адаптироваться к условиям, в которые попадете. Адаптация к новым условиям возможна при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из них является толерантность.
В жизни вам придется общаться с представителями различных национальностей, культур, миров, поэтому надо научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас современная жизнь.
Предлагаю вашему вниманию следующие вопросы:
Как вы в детстве переживали свои обиды?
Из-за чего вы обижались?
Кто проявлял к вам сострадание в трудную минуту?
Что такое терпимость?
Что такое толерантность?
В чем их различия и схожесть?
Как вы понимаете выражение «толерантность в общении»?
Где границы веротерпимости?
«Понимание и принятие себя» - как вы понимаете данное выражение?
1-й воспитанник: В «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО есть такие строки: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»; «Толерантности способствуют знания, открытость, свобода мысли, совести и убеждений»; «Толерантность – не терпимое отношение к несправедливости, не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность, - вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности коммуникации с другими, отличными от нас».
2-й воспитанник: Толерантность - это готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения.
3-й воспитанник: Ни одно общество не может пока гордиться тем, что оно толерантно. Сегодня приходится признать, что прогресс не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном общении.
4-й воспитанник: Если в законах и конституции страны закреплены принципы и свободы убеждений и их выражения, а также подтверждена приверженность этим ценностям как образу жизни, все равно это не означает, что все мы должны стать толерантными. И если в такой стране не зафиксированы случаи насилия на почве нетерпимости в таком же масштабе, как в странах, где массовое уничтожение, зверские убийства и многочисленные потоки беженцев стали фактом повседневной жизни, все же и там нередко поощряют или терпят проявления нетерпимости и другие формы дискриминации, не привлекающие особого внимания средств массовой информации, но остающиеся весьма реальными для страдающих от них людей.
5-й воспитанник: Сильное воздействие на сознание оказывают формы конфронтации на этнической почве через средства массовой информации, когда физическому насилию подвергается большое количество людей. Хотя насилие по этническому признаку старо, как мир, совершенно очевидно, что это не единственная причина для насилия, имеющая место в наши дни.
Другие, не менее старые и не менее болезненные причины насилия и жестокого обращения, основанные на половых, религиозных, сексуальных и возрастных различиях, а также наличии физических недостатков и недееспособности, все еще присутствуют в нашей среде. Это выражается в насильственных действиях на стадионах во время футбольных матчей или других спортивных соревнований.
Воспитатель: Вывод таков: толерантность превратилась в проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся свободными, признающих толерантность как составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности. Итак, что такое толерантность?
Толерантность - не пассивное, не естественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Конечно, мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении всего занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встретитесь на жизненном пути.
II. Игра «Дополни»: «Быть толерантным - это значит...» (свои ответы воспитанники записывают на доске).
Воспитатель: Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный. Интолерантный характеризуется низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием других взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь - это путь человека, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
III. Работа по группам. Необходимо продумать и изобразить эмблему толерантности своей школы (работают 3-4 группы).
IV. Защита своей эмблемы.
V. Составление рекомендаций по формированию толерантности (воспитатель предлагает несколько советов, остальное воспитанники составляют сами).
Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Особого внимания требует умение управлять своими эмоциями.
Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.
Все больше внимания обращайте на преодоление своих возрастных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы.
Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.
Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.
Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть.
Больше общайтесь с разными людьми.
Будьте реалистами, не ждите легкости в процессе позитивного самоизменения, а главное - не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь.
Поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку.
Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и извиняться.
Никто не может нам навязать толерантные отношения, и если вы психологически не готовы их принять, это ваше право.
Развивайте наблюдательность, учитесь понимать эмоциональное состояние другого, верно истолковывать его поведение.
VI. Творческая работа «Дерево толерантности»
Нужно иметь фломастеры, клеевые карандаши, бумагу, вырезанную в форме листьев березы, ватман, на котором изображено дерево без листьев.
Воспитатель: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наша школа и наш интернат стали пространством толерантности». Затем листочки воспитанники приклеивают на дерево.
Заключительное слово воспитателя:
Обобщая вышесказанное, хотелось бы сказать, пусть каждый из наших воспитанников, пусть наш интернат, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей нашей необъятной страны!