МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
Государственное казенное учреждение РС (Я)
«НЕРЮНГРИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ТУСКУЛ»
678960, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ул. Комсомольская, д.8/3,
код (41147) т./факс 4-20-15
Утверждаю
Директор ГКУ РС (Я) НСРЦН
____________ Е.В.Струпиховская
Методическая разработка
по подпрограмме «Дорогою добра»
часа общения на тему: «Толерантность в общении».
Составитель: воспитатель ГКУ РС (Я) НСРЦН
Ключковская Л.И.
2014 г.
Цели:
- формирование ценностного отношения воспитанников к нравственной категории «толерантность».
Задачи:
- формирование понятия « толерантность»;
- развитие чувства сочувствия, сопереживания у воспитанников;
- моделирование собственного поведения воспитанников в соответствии с их представлениями о проявлении толерантности.
Оборудование:
Ход мероприятия:
Постановка цели и задач.
- Дорогие ребята, сегодня мы поразмышляем с вами о важнейших нравственных ценностях: добре, любви, терпимости друг другу, о сложности нравственного выбора. Постараемся определить стиль поведения при взаимодействии с другими людьми. Тема нашего занятия: толерантность в общении.
- Эпиграфом нашего занятия будут высказывания выдающихся философов:
«Я никогда не скажу ни о ком ничего плохого… наоборот, я расскажу всё хорошее, что знаю о каждом». ( Б. Франклин)
«Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей». (Д. Дидро)
«Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками всё». (Ж. Поль)
Игра «Имена».
- Вспомните, как вас называли в детстве, как сейчас зовут, и как будут звать в будущем, когда станете взрослыми.
- А как вас ещё называют друзья, родители?
- всем нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли по имени. Но для этого надо стараться и самим никого не обижать, исключить из общения клички, прозвища, особенно те, которые касаются физических недостатков и те, которые нам неприятны. Все мы разные и внешне, и по характеру, одинаковых людей нет, да и очень скучно было бы, если бы все были одинаковыми.
Учимся ценить индивидуальность.
- Известный арабский поэт Омар Хайям сказал:
«Мы источник веселья
и скорби родник,
мы вместилище скверны
и чистый родник,
человек, как в зеркале мир,
многолик,
он ничтожен и он же велик».
- О чём эти строки?
- У всех богатый внутренний мир, но каждый индивидуален, мы отличаемся не только внешностью, но и характером, способностями.
Упражнение « Угадай о ком идет речь».
- Я предлагаю вам написать на листочке 2-3 положительных и 1 отрицательное качество. Но именно то, что качество, которое отличает вас от других.
Затем воспитатель собирает листочки, зачитывает указанное качество, а все должны отгадать человека, о котором идёт речь.
- Каждый человек – индивидуальность, другого такого же нет. Именно этим мы и интересны друг другу. Мы можем многому научиться друг у друга, вместе решить проблему, не разрешимую для одного. А когда мы берём друг у друга хорошее, тогда и сами становимся лучше. Антуан де Сент Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Различия дополняют и обогащают наше общество. Для того чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
- Какие качества должны быть у каждого человека, чтобы люди жили в мире и согласии? (ответы детей)
4. Понятие терпимости к людям.
- Такие качества как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.
- Отдельно хочется подчеркнуть важность такого качества как терпимость.
Терпимость – это способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Терпимость – это способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Обсуждение возможных жизненных ситуаций.
- Надо ли проявлять терпимость в этом случае?
1) В песочнице играют дети. Пришли подростки, пьют пиво, нецензурно выражаются, отняли у малыша игрушку, сломали, набросали банок в песочницу.
2) Ты приехал отдыхать в лагерь. Но ребята в отряде тебя обзывают, бьют, оскорбляют.
3) В ваш класс пришла новая девочка, которая раньше жила и училась в другой республике. Она говорит по-русски с акцентом, некоторые слова произносит неправильно, что-то не понимает.
4) Дети играют во дворе. Пришёл мальчик старше их. Стал обижать ребят: дразнить, отнимать игрушки.
Ситуации 1,2,4 – нет. Почему нет? (Они нарушили права других людей)
- Часто терпимость ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением злу, но для гармонии в общении, для гармонии в мире нужна терпимость, предполагающая активную жизненную позицию, защиту прав любого человека.
-Итак, для сотрудничества и мирного сосуществования в обществе каждый должен следовать правилам:
* уважай другого, уважая себя;
* люби себя, и тебя будут любить;
* будь добр, и к тебе будут добры;
* относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
5. Понятие толерантности.
- Мир, как и природа, многообразен, и именно этим он и прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях, обычаях. А все мы – люди этой планеты и связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. И нужно быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, независимо от национальности, взглядов, характеров.
- Это великое искусство, и называется оно – толерантность.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Толерантность – это терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
- Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других.
Мы должны уметь сосуществовать друг с другом и быть толерантны к другому, иному, не такому, как ты сам. Толерантность может помочь каждому, и всем вместе чувствовать себя уверенно в этом мире. При этом лучше понимая другого, мы лучше понимаем себя.
Бернард Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного – научиться жить на Земле, как люди».
6. Стихотворение «Молитва о встрече»
Я пришёл в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришёл в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
7. Пути к толерантности
- А как искать пути для взаимопонимания? Принять другого таким, каков он есть, уважать права других людей, их человеческие достоинства. Быть милосердным, терпимым к другому.
Давайте схематично изобразим, что же такое толерантность, какие качества, умения составляют это понятие.
Задание: В группах напишите качество (умение), которое будет лучиком у нашего солнышка.
(на доске – рисунок (или аппликация) солнца)
Составление солнца толерантности: воспитанники называют качество, воспитатель записывает его около лучика.
- Мы не можем в одночасье сделать своё общение толерантным, но стремиться к этому надо. И каждый шаг в этом направлении – это шаг к конструктивному общению, шаг к миру и пониманию, шаг к созданию общества, где каждый будет чувствовать себя уверенно, спокойно.
- А в нашем центре, что нужно изменить в общении, чтобы наш мир (мир коллектива в центре) стал толерантным? (ответы детей)
8. Итог занятия.
- И так, толерантность предполагает взаимоуважение, терпимость к иным взглядам, культурам, понимание, милосердие, сотрудничество. Тогда в мире будет красота и гармония, и каждый будет чувствовать себя счастливым в этом обществе.