СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Толковые словари

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Толковые словари»



Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Толковые словари»





















Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ Комаричской сош № 1

Волохова Светлана Алексеевна












Пояснительная записка

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Толковые словари»


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят обучающиеся  в ходе мероприятия:

Актуализируют знания о слове как единице речи, познакомятся с различными словарями.


Внеклассное мероприятие для обучающихся 5, 6 классов.


Цель урока:

расширить знания обучающихся о словарях; показать их многообразие.

Задачи: 

1.Образовательные: познакомиться кратко с биографией В.И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова;  формировать умения применять полученные знания на практике.  

2.Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность обучающихся.

3.Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, чувство сопереживания за коллектив и личной ответственности за общее дело.

Планируемые результаты

Формирование УУД:

Личностные действия: готовность к личностному самоопределению и саморазвитию, сформированность мотивации обучающихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, рассказ, беседа.

Образовательные ресурсы: 

 http://nsportal.ru; http://gramota.ru; http://kopilkaurokov.ru


Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка словарей.





Сценарий мероприятия


«Словарь – это вселенная в алфавитном порядке».

Ф. Вольтер.

Учитель: Русский язык - один из богатейших языков в мире. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература. Без знания русского языка нигде не обойтись. Русский язык учит нас писать толково и грамотно. А помогает нам в этом словарь.

Словарный состав любого живого языка находиться в непрерывном изменении и дополнении. Появляются новые слова, отражающие развитие современной науки, культуры, искусства, устаревшими помечаются неиспользуемые слова. 

Словари являются элементом национальной культуры, ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни. 

Всё богатство и разнообразие лексического запаса языка собрано в словарях. Трудно представить себе, что было бы в нашей жизни без словарей и справочников. Где и как мы находили бы значение нового нам слова, правильного написания, произношения, объяснение какого-то события? Словарями и справочниками пользуются многие: переводчики, ученики и студенты, специалисты, работающие в различных сферах деятельности.

О роли словарей в жизни человека и общества писал поэт Самуил Яковлевич Маршак:

Ученик:  Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Учитель:  Что же такое словарь? Сам словарь дает такое толкование этого слова.

Ученик: Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой.

Учитель: Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем и печатные словари эпохи Средневековья. В средние века на Руси создавались списки непонятных слов (глоссы), которые встречались в древних памятниках. Этим словам, как правило, греческим и церковно-славянским, составители небольших словариков давали толкование.

Древнейший сохранившийся до нашего времени азбуковник (анонимный рукописный справочник энциклопедического и филологического характера) был приложен к Кормчей книге 1282 г. и содержал 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова, включая некоторое число библейских имен собственных.

В XVI – XVIII вв. появились азбуковники большего объема, с алфавитным расположением слов. Среди широко распространившихся азбуковников (сохранилось более 200 списков) были учебные, нравоучительные и энциклопедические.

Первый печатный словарь в России был издан в Вильно в 1596 году.

Словари принято делить на энциклопедические и лингвистические (т. е. филологические, или языковые).



Среди энциклопедий интересными являются энциклопедические словари юного спортсмена, астронома, техника, географа, натуралиста, химика, художника и другие. Среди языковых словарей нужно выделить орфографические, толковые, словообразовательные, этимологические, антонимические, иностранных слов, крылатых слов и выражений.

С какими трудностями мы встречаемся чаще всего? Конечно же, правописание. Правописание или орфография – один из самых трудных разделов языка. Умение правильно писать слова является свидетельством грамотности и общей культуры человека. За орфографической помощью можно обратиться к словарям. С некоторыми из них мы познакомимся сегодня.

Толковый словарь — это «царь» всех словарей, словарь словарей. Толковый словарь содержит в себе слова и объясняет их лексическое и фразеологическое значение. Толковый словарь описывает рассматриваемое, дает его семантику (смысл) и несколько примеров использования в речи.

Ученик: Владимир Иванович Даль автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Родился (10) 22 ноября 1801 в Малороссии в семье врача. Отец Даля был выходцем из Дании, получил образование в Германии, где учил богословие и древние и новые языки. Мать, немка, владела пятью языками. Даль получил домашнее образование, писал стихи.

Словарь Даля — первый и до сих пор единственный словарь русского языка, охватывающий как литературный язык, так и различные диалекты. Из 200 000 слов, включенных в словарь, более половины составляет литературная лексика, а более 80 000 слов, в основном диалектных, были записаны Далем в различных районах России. Словарь Даля имел огромное значение для своего времени и продолжает использоваться до наших дней.


Ученик: Дми́трий Никола́евич Ушако́в автор «Толкового словаря русского языка» и «Орфографического словаря русского языка». Д. Н. Ушаков был известен своими работами по языкознанию, орфографии, орфоэпии, лексикографии и истории русского языка. В 1917—1918 годы Ушаков стал активным участников составления проекта орфографической реформы. Работа над 4-томным «Толковым словарем русского языка» велась

Д.Н. Ушаковым с 1934 по 1940 год. Словарь Ушакова до сих пор остается лучшим толковым словарем русского языка. Словарь содержит более 90 000 словарных статей и рассчитан на широкий круг читателей.

Ученик: Сергей Иванович Ожегов автор «Толкового словаря русского языка». Сергей Иванович Ожегов родился 23 сентября 1900 года. Он заканчивает факультет языкознания и материальной культуры университета, в 1926 г. поступает в аспирантуру. В 1936 г. ученый переезжает в Москву. С 1937 по 1941 годы преподает в Московском институте философии, литературы и искусства.В 1949 году Ожегов издает “Словарь русского языка”, который при жизни автора выходит в свет шесть раз. Ожеговский словарь не только прост и общедоступен, но и имеет исключительно высокий уровень подготовки. Восхищает то, что грандиозную работу ученый проделал в одиночку.


Учитель: Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе - потом уже будет некогда, а говорить и писать с ошибками всегда стыдно. Осознанному пониманию системы русского языка поможет наш словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Пользуйтесь словарем и запоминайте! Станьте грамотными людьми

Перед вами «Школьный словообразовательный словарь русского языка» Тихонова А. П. , изданный в 1978 году.  


Учитель:     Существуют словари, в которых собраны и толкуются не от­дельные слова, а два и более слов, при объединении которых учитываются отношения между их звучанием и значением. Эти объединения могут состоять из слов, сходных или близких по значению, но разных по звучанию (синонимы), имеющих проти­воположные значения (антонимы), сходных по звучанию, но разных по значению (омонимы) и т. д. Первый словарь синонимов русского языка был составлен и шестым русским писателем XVIII века Д. И. Фонвизиным. Он вышел в 1783 году под названием «Опыт российского слов­ника», и в нем было всего 32 синонимические группы слов.

Известными являются «Словарь антонимов русского языка»

Н. П. Колесникова (1972 год) и «Школьный словарь антонимов русского

языка» Н. П. Львова (1980 год).

Ученик: Этимологи́ческий  слова́рь — это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели. Крупные толковые словари также могут содержать заметки об этимологии слов.

Ученик: Орфографи́ческий  слова́рь — словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в аспекте его правописания. Является показателем современной ему орфографии.

Ученик: Орфоэпи́ческий  слова́рь — словарь, отражающий орфоэпическую норму, то есть современное ему литературное произношение и ударение. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в орфоэпическом аспекте.

Ученик: Диалектный словарь (областной словарь) – толковый словарь, содержащий описание лексического состава данного диалекта. Среди диалектных словарей выделяются дифференциальные (описывающие только лексику, специфическую для данного диалекта, и особенные значения общераспространенных лексем) и полные (включающие в описание по возможности весь зарегистрированный словарный состав данного диалекта).

Диалектные словари могут  быть ограниченными в тематическом отношении (словарь местных географических терминов, терминологии какого-либо ремесла, промысла и прочие).

Диалектный словарь —  ценнейший источник для этимологии: диалектная лексика в силу большего консерватизма народных говоров  может сохранять древние слова, формы и значения, демонстрировать  семантические связи, утраченные общенародным языком. Крупнейшим собранием русской  диалектной лексики является «Словарь русских народных говоров».

Ученик: Словарь неологизмов. Неологи́зм — слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее). Свежесть и необычность такого слова, словосочетания или оборот речи ясно ощущается носителями данного языка.

Ученик: Фразеологический словарь — это словарь, содержащий устойчивые выражения и словосочетания. Сюда же относятся крылатые фразы, пословицы и поговорки.

Ученик: Словарь афоризмов

Афоризм — это яркое выражение, характеризующее что-либо. Это лаконичное, яркое изречение, заключающее в себе законченную мысль, отличающуюся меткостью и неожиданностью суждения. Часто идет параллельно с цитатами и имеет своего автора:

«АБСУРД - это истина притворившаяся ложью» (Яков Кротов).

«Не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня» (Бенджамин Франклин).

Ученик: Морфемные словари  русского языка фиксируют морфемный состав слов русского языка. В этих словарях собраны  наиболее употребительные словообразовательные морфемы русского языка (корни, приставки, суффиксы и пр.). Кроме этого, морфемные  словари русского языка содержат сведения о разделении слов современного русского языка на  значимые структурные части.

Ученик: Топонимический  словарь. Топони́мика  — наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.

Учитель: Сегодня, в условиях скоростного прогресса, в условиях быстрого накопления информации, резко увеличивается поток публикаций по всем отраслям знаний.

Всё это неизмеримо повышает значение различных видов справочной литературы, предназначенной для скорого и удобного получения надёжных сведений научного или прикладного, познавательного характера. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них спрессованы огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке, именно словари “призваны отражать успехи развития нации в области материальной и духовной деятельности, уровень развития общественного устройства, науки, культуры и искусства”.

В условиях интенсивного развития русского языка, который обогащается с быстротой поражающей, даже вполне владеющему языком невозможно удержать в голове все необходимые сведения о нем. Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам литературного языка. В трудных случаях следует обращаться за справками к различным словарям.

Существует справедливое изречение: “Не тот образованный человек, который знает всё (хотя это невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос”.

Вывод:

Словари русского языка всегда актуальны. Они помогают пополнить словарный запас. Помогают стать более грамотным человеком. Русский язык - великий, могучий язык. Что бы познать некоторые точности, правила, можно воспользоваться словариком.

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника очень актуален. Поэтому главной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников.

Каждый учитель должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. И здесь важным помощником для ученика является СЛОВАРЬ.



Список используемой литературы и иных источников:

  1. М. Т. Баранов, Т, А. Костяева, А. В. Прудникова «Русский язык». Справочные материалы. Под редакцией академика Российской Академии образования , доктора филологических наук, профессора Н. М. Шанского. М. «Просвещение» 1993 год.

  2. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией члена – корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой. М. «Русский язык»

1988 год.

  1. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. 4 тома. М. «Русский язык» 1989 год.

4. Д. Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка. М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)

5.А.П. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М. Просвещение.1991 год.  

6. https://nsportal.ru

7. https://gramota.ru

8. https://kopilkaurokov.ru

9.https://infourok.ru

10. https://bibliografu.ru

11. https://ru.wikipedia.org

12. https:// grammatika – rus.ru
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!