СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТОООНК Лекция "Обучение как движущая сила развития"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция "Обучение как движущая сила развития" для специальности "Преподавание в начальных классах" групп 1ппН, 2опН 

Просмотр содержимого документа
«ТОООНК Лекция "Обучение как движущая сила развития"»

Тема: Обучение как движущая сила развития. Понятие и структура учебной деятельности


Движущие силы процесса обучения основаны на его противоречиях. Движение, т.е. протекание учебного процесса, достигается за счёт постоянного разрешения возникающих противоречий.

Противоречия процесса обучения проявляются между возникающими в ходе обучения познавательными и практическими задачами, которые требуют от учащихся решения, и имеющимся у учеников уровнем знаний, умений и навыков, умственного развития и ценностных отношений. Каждый раз, сталкиваясь с жизненными трудностями и задачами, для решения которых требуется освоение новых знаний и опыта, ученик с помощью педагога вынужден преодолевать эти противоречия.

Противоречие становится движущей силой обучения, если: а) оно осознаётся учеником как требующее разрешения; б) разрешение противоречия является посильным для ученика данного уровня развития; в) данное противоречие является закономерным звеном в системе противоречий, требующих постепенного разрешения. Разрешение возникающих противоречий в процессе обучения влёт за собой развитие учащегося.

Обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: обучение или преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика). Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т. е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в педагогической деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т. д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (не пытается самостоятельно выполнить домашние задания, не усваивает и не пытается самостоятельно понять мысль учителя при объяснении нового материала, и т. д.), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.

Образовательный процесс – совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, обучения, воспитания и развития личности в соответствии с требованием ФГОС.

Образовательный процесс - специально созданное, развивающееся в границах определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности учащихся.

Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней.

Образование — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение.

Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития. Понятие «учебная деятельность» в узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.

Отмечаются следующие основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3) общие способы действия вырабатываются на основе нескольких вариантов решения учебных задач; 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом обучающемся (Д.Б. Эльконин). Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем.

Учение — также относится к учебной деятельности, но при его использовании в науке обращается внимание в основном на то, что в составе учебной деятельности приходится на долю ученика. Речь идет о предпринимаемых учеником учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений и навыков.

То есть учение - процесс познавательной деятельности учащегося, направленный на приобретение необходимых познавательных умений, знаний, навыков, саморазвитие личности.


Тема: Дидактика как наука об обучении.

Процесс обучения является предметом дидактики.

Дидактика - это отрасль педагогики, изучающая теоретические основы организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), направленная на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Впервые по данным ученым эти словом а начале 17 века ненецкий педагог В. Ратке обозначал искусство обучения и обозначил его главные задачи - чему и как учить.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику.

Методика обучения - раздел педагогики исследующий закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку и т.д.).

До сих пор это главными вопросами современной дидактики являются:

- процесс обучения носит двусторонний характер и является совместной деятельностью педагогов и учащихся;

- процесс обучения, а также процесс развития и воспитания учащихся осуществляется под руководством педагога;

- процесс обучения носит целенаправленный, планомерный и организованный характер;

- процесс обучения строится в соответствии с закономерностями возрастного развития учащихся;

- процесс обучения является целостной системой в совокупности с процессом воспитания.

Главными категориями дидактики выступают - обучение, учение, преподавание, знания, навыки, умения, средства, формы, методы, результаты обучения.

Обучение – целенаправленный процесс активного взаимодействия обучающего и обучаемого, в ходе которого происходит развитие личности обучающегося, формируется опыт деятельности и поведения, определенные знания, умения, навыки, мировоззрение обучающегося.

Сущность обучения - формирование у обучаемых универсальных способов учебных действий на основе усвоенных знаний, умений и навыков.

Знания - совокупность усвоенных представлений, сведений, понятий о разнообразных предметах и явлениях объективного мира.

Умения - достигнутая в процессе обучения способность творчески использовать знания в практической деятельности.

Навыки -доведенные до высокой степени совершенства и автоматизма двигательные, сенсорные и умственные действия.

Воспитание в специальном педагогическом смысле — есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.????

Воспитание - целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по формированию личности человека.

Воспитание в широком смысле - передача от поколения к поколению знаний, умений, навыков социального поведения, нравственных норм, т.е. накопленного человечеством опыта, духовного наследия.

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов; это процесс необратимых количественных и качественных психических, физических и нравственных изменений проходящий под воздействием биологических неуправляемых факторов.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие — развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Формирование личности — процесс становления человека как социального существа под влиянием внешних и внутренних, управляемых социальных и педагогических факторов.

Уже из самих определений ведущих понятий педагогики видно, что они глубоко взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть доминирующую, главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать его от других категорий.

Преподавание — это деятельность учителя по организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.



(Подобрать различные определения обучения, учения, образования).


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!