СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТОООНК Современные программы и учебно-методические комплексы для НШ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция "Современные программы и учебно-методические комплекты (комплексы) начальной школы" по дисциплине "Теоретические основы организации обучения в начальных классах" для группы 1ппн, 2ОПн специальности "Преподавание в начальных классах".

Просмотр содержимого документа
«ТОООНК Современные программы и учебно-методические комплексы для НШ»

Тема: Современные программы и учебно-методические комплекты (комплексы) начальной школы.

В начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение находить общий язык со сверстниками, происходит дальнейшее развитие определенных способностей (технических или гуманитарных) и многое другое. В связи с этим важно обратить внимание на программу обучения или учебно-методический комплекс (УМК), по которому будет учиться ребенок.

В настоящее время существует несколько систем учебников или учебно-методических комплексов (программ):

  • Учебно-методический комплекс «Школа России»

  • Учебно-методический комплекс «Перспектива»

  • Учебно-методический комплекс «Школа 2100…»

  • Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа»

  • Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) (УМК «Классическая начальная школа»)

  • Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века»

  • Учебно-методический комплекс «Планета знаний»

  • Учебно-методический комплект «Гармония»

  • Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа»

  • Развивающая система Л.В. Занкова

  • Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова


Особенностью перечисленных программ является то, что они включают в себя учебно-методические комплекты по нескольким или всем предметам начального общего образования (например, русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир и т.д). Каждая программа или система имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, с которыми можно подробно ознакомиться в пояснительных записках. У каждой программы или системы есть свой научный руководитель, а также коллектив авторов, работающий над созданием УМК. Учебно-методический комплект (УМК) обычно включает в себя: учебники, рабочие тетради, наглядные и дидактические пособия, самостоятельные и контрольные работы, тесты, мультимедийные приложения, методические рекомендации, поурочные планы и рабочие программы. Учебники проходят Государственную экспертизу и входят в "Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях". Учебно-методические комплексы «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2100» включают в себя завершенные предметные линии учебников по всем предметам начального общего образования: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), основы духовно-нравственной культуры народов России (4-5 кл.).

Кроме того, существуют завершенные предметные линии учебников, которые не входят в УМК перечисленных ранее программ и систем, но также прошли Государственную экспертизу и включены в "Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях".

Принято считать, что кроме развивающих программ обучения (система Л.В.Занкова и система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова), все остальные УМК относятся к традиционным программам обучения. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчились, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей.

Существенной особенностью всех программ является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Главный принцип модернизации учебников - усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Таким образом, все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных ФГОС НОО, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Таким образом, нет "плохих" и "хороших" программ. Все они одобрены Министерством образования и составлены так, чтобы дети к концу начальной школы получили уровень знаний, предусмотренный государственным стандартом, то есть обязательный минимум. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. Практически во всех программах сегодня реализованы идеи развивающего обучения. Задания повышенной сложности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

Практически у всех авторских обучающих программ есть как достоинства, так и недостатки. Если учитель прошел обучение, сертифицирован, взаимодействует с методистами и имеет доступ к пособиям, вероятность получения качественного результата выше. Программы составлены так, что за четыре года обучения ребенок получит все базовые знания. Однако материал изложен и распределен по годам в разной последовательности. Кроме того, некоторые программы перегружены материалами, которые дети (а, порой, и родители) понимают и осваивают с большим трудом. А итоговые контрольные работы за четверть и за год все пишут одинаковые. И здесь многое зависит от учителя. Хорошо, если в школе соблюдается программная преемственность между начальным и средним звеном, совместно работают педагоги-предметники. Иначе, проучившись четыре класса начальной школы по нестандартным учебникам, ребенок перейдет в пятый класс на стандартные образовательные "рельсы" и потеряет интерес к учебе.

Согласно статье 32 Закона РФ "Об образовании" "К компетенции образовательного учреждения относятся: ...определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях...".

Согласно статье 55 Закона РФ "Об образовании" "При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников". Таким образом, сегодня учителя начальных классов могут выбирать не только образовательную программу (систему), но, в первую очередь, учебники, создающие благоприятную и комфортную среду для обучения, прививающие детям любовь к познанию с первых дней их пребывания в школе. При этом учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с утвержденной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года. В одной школе разные классы могут обучаться по разным программам. При этом один из классов чаще всего учится по УМК "Школа России". На сегодняшний день это самая распространенная образовательная система. Кроме того, возможен вариант образовательной программы, состоящей из завершенных предметных линий учебников, не входящих в определенные системы и программы. Главное условие выбора - учебники должны входить в "Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях".






Задание: Подготовить доклады, сообщения (выступления) и оформить их в виде презентаций, информационных таблиц и плакатов.

В презентации отразить: концептуальные положения, принципы, общую характеристику и основные особенности, состав УМК, авторов учебников.

  • "Школа России" 

  • "Перспектива" 

  • "Школа 2100"

  • "Начальная школа XXI века"

  • "Гармония" 

  • "Перспективная начальная школа"

  • "РИТМ"

  • "Начальная инновационная школа"

  • система Л.В.Занкова

  • система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

  • "Планета знаний" 

 

Составить сравнительную таблицу «Обзор УМК для начальной школы» по каждому проекту:

Название программы (УМК)

Основная цель (цели)

Задачи

Основные идеи и принципы

Особенности и общая характеристика программ

Состав УМК

Авторы учебников

Допо

лнения










Сайт про все программы: http://schoolguide.ru

http://ne-proza.ru/nachalnaya-shkola/os-garmoniya/russkiy-yazyk/ бесплатные учебники

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!