ТОП-5 ошибок в сочинении ЕГЭ по русскому + примеры реальных сочинений ЕГЭ
1 ошибка – работать над сочинением в неправильной последовательности
Сценарий (план) сочинения выглядит таким образом:
1 абзац: вступление + проблема
2 абзац: комментарий (на абзацы не делить!)
3 абзац: авторская позиция (1 предложения достаточно)
4 абзац: собственная позиция
5 абзац: обоснование собственной позиции
6 абзац: заключение
Но так сочинение выглядит только для эксперта! Пишем мы его в другой последовательности, чтобы не нарушать логику и правильно вести мысль.
Сочинение – это пазл. Мы работаем над ним комплексно. Мы же не можем собирать пазл снизу верх, двигаясь по линиям? То же самое с сочинением.
Как следует работать над сочинением: начинаем с проблемы – далее обозначаем авторскую позицию – иллюстрируем позицию в комментарии – формулируем собственную позицию – обосновываем собственную позицию – пишем заключение.
Только потом это мы оформляем по сценарию.
2 ошибка - неправильное обозначение проблемы
2.1. Подмена понятий
Ученики и учителя часто подменяют понятия "тема" (о чем говорится в тексте), "идея" (главная мысль, в которой выражено авторское отношение) и "проблема" (один из основных вопросов, который требует ответа).
В сочинениях новых учеников я часто вижу проблему войны, материнства, добра и зла и так далее. Это не проблемы, это темы! Проблемой может быть влияние войны на личность человека.
2.2. Неумение формулировать проблему
"В тексте выдвигается проблема о значимости культуры для человека"
Звучит криво, согласитесь? Кстати, "выдвигается" шкаф, если он выдвижной :)
Намного лучше звучит: "А какую роль культура играет в жизни человека?" Поэтому я рекомендую формулировать проблему именно вопросом. И соблюдать нормы русского языка при её формулировании, но об этом позже.
2.3. Неоправданное расширение проблемы
Как связаны человек и природа? Может ли природа влиять на человека? Является ли природа важнейшим фактором нашего настроения? Именно проблемы влияния природы ставит автор.
Здесь ученик обозначил 4 проблемы. За такое можно потерять баллы по критерию логики и правильного определения проблемы.
Проблема – это вопрос, авторская позиция - ответ. На каждый вопрос должен быть ответ. 1 сочинение – 1 ответ. На 4 вопроса можно написать 4 сочинения. Не нужно расширять проблему, пишем четко одну формулировку.
3 ошибка - неправильное оформление комментария
3.1. Деление комментария на абзацы
Комментарий един. Мы не пишем 2 комментария, мы пишем 2 примера-иллюстрации. Комментарий – одна мысль, нелогично дробить её. Опишу случай: ученик делит комментарий на 2 абзаца, второй абзац начинает со слова "также", которое показывают продолжение мысли предыдущего абзаца, – эксперт на ЕГЭ засчитывает логическую ошибку. Потому что так делать неправильно.
3.2 Примеры-иллюстрации не соответствуют заявленной проблеме
"Свойкин подошел к конторке и подал выуженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки..."
Что иллюстрирует этот пример? Иллюстрирует ли что-то? Едва ли.
Осмысленный выбор цитаты из текста – залог успеха. Часто ученики приводят цитаты из разряда"лишь бы привести". Если для школьного учителя это ещё сойдет, то эксперт на экзамене не засчитает. И будет прав.
4 ошибка – не приводить обоснование собственной позиции
Нужно не только выразить свою позицию, но и обосновать её. Обращусь к словарю:
Обоснование – это приведение тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять к.-л. утверждение или концепцию.
Поэтому пустые размышления по теме не подойдут! Ваш жизненный опыт, с вероятностью 90%, тоже.
Чем можно обосновать свою позицию:
Общеизвестный факт
Цитаты великих людей
Биография великих людей
Фильмы
Сериалы
Но самое красивое – это аргумент из литературы!
5 ошибка – готовиться некомплексно
Готовиться только к сочинению – неправильный подход. Объясняю почему.
Смотрим критерии сочинения:
К7: Соблюдение орфографических норм
К8: Соблюдение пунктуационных норм
К9: Соблюдение грамматических норм
К10: Соблюдение речевых норм
Столько критериев и баллов начисляются за грамотность! Грамотность – это не только про решение 1 части. В 1 части мы применяем правила, исходя из тех ситуаций, которые нам даны. Во 2 части нам нужно все эти правила помнить, комплексно понять и перенести на пустой лист бумаги.
Я это понял 2 года назад и перестал проводить курсы только по сочинению. Можно научить выпускника писать по структуре, а он потом в сочинении напишет "илюстрация", "будующий", "с шестьсот рублями". Теперь готовлю учеников только комплексно. Результат: если 2 года назад у меня было 13 стобальников, то в 2019 их стало 58.
На сладенькое делюсь реальными сочинениями с ЕГЭ 2019 года, оцененными экспертами на максимум. В них может быть не всё идеально, зато честно и на высший балл :)
План написания идеального сочинения
Немногие ученики замечают, что ответ на вопрос "Как писать сочинение ЕГЭ по русскому?" уже есть в формулировке экзаменационного задания:
"Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его..."
Поэтому заучивать план сочинения не нужно, ведь он у вас будет в КИМе!
Сценарий (план) сочинения выглядит таким образом:
1 абзац: вступление + проблема
2 абзац: комментарий (на абзацы не делить!)
3 абзац: авторская позиция (1 предложения достаточно)
4 абзац: собственная позиция
5 абзац: обоснование собственной позиции (примеры из литературы, сериалов, фильмов. Пример из жизни можно, если он очень хороший! Пустые размышления - нет)
6 абзац: заключение
Идеальное сочинение состоит из 5-6 абзацев. 5 и 6 абзац можно объединить, если вам так больше нравится.
Секрет написания сочинения в том, что мы его пишем не в последовательности этих пунктов! Все элементы взаимосвязаны, нужно собирать сочинение как пазл, работать над всеми аспектами сразу.
3 взаимозависимые элемента в сочинении:
Проблема (вопрос) - комментарий (почему мы решили, что автор так считает? почему определенная нами проблема правильная?) - авторская позиция (ответ)
Типичные ошибки в сочинении ЕГЭ
1. Самая серьезная ошибка – неправильное обозначение проблемы
Главная причина: подмена понятий "тема" (о чем говорится в тексте), "идея" (главная мысль, в которой выражено авторское отношение) и "проблема" (один из основных вопросов, который требует ответа).
Типичная ошибка выпускников – подменить "тему" и "проблему".
Проблемы доброты нет, проблемы отцов и детей нет, проблемы войны нет... Это темы!
Как правильно определить проблему?
Проблема - вопрос, который волнует автора. Проблем в тексте несколько! Нужно сформулировать ОДНУ из проблем в тексте.
После первого прочтения не нужно сразу браться за формулирование проблемы. Нужно подумать:
"А при чем здесь я? Почему мне дали этот текст? Чему я тут могу научиться? Что хочет донести до меня автор?
Только после таких размышлений ты сможешь найти правильную проблему в тексте.
Существует несколько способов формулирования проблемы
Самый удачный, по нашему мнению, - формулирование вопросом.
Сравним:
Именно проблему музыки в жизни человека ставит автор.
Какую роль музыка играет в жизни человека? Именно такую проблему ставит автор.
Второй тип звучит красивее и четче. Экспертам ЕГЭ приятно читать работы логичные, красиво звучащие.
Если проблема – это вопрос. Должен ли быть ответ?
Должен, это и есть авторская позиция. Она должна быть четкой, в одно предложение! Объясняем эту позицию мы в комментарии.
2. Самая популярная ошибка – неправильное оформление комментария
Главная причина: примеры-иллюстрации не соответсвуют заявленной проблеме.
В цитате должна быть смысловая нагрузка! В ней должна четко прослеживаться авторская позиция, не притягиваем за уши.
Комментарий состоит из:
В комментарии нет аргументов и нет вывода. Есть иллюстрация, есть пояснение и есть связь.
1) Двух примеров-иллюстраций - две цитаты из текста, которые помогают понять авторскую позицию.
2) 2 предложения (элементы предложения), которые помогают понять, для чего, по нашему мнению, автор использует именно эти 2 иллюстрации, которые мы выбрали. Это пояснение.
3) Связь между примерами-иллюстрациями - элемент комментария, который обозначает: противопоставлены ли примеры или дополняют друг друга.