СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Топливно-энергетический комплекс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование понятий ТЭК, ТЭБ; показать роль топливно-энергетического комплекса в хозяйстве страны; выявить отраслевой состав; сформировать представление о связи горючих полезных ископаемых с ТЭК;  навыков работы с материалом, картой.

Просмотр содержимого документа
«Топливно-энергетический комплекс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ

Предмет

География (9 класс)

Раздел

География отраслей и межотраслевых комплексов

Тема изучения

Топливно-энергетический комплекс

Тема урока

Состав и значение топливно-энергетического комплекса

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель урока

Формирование понятий ТЭК, ТЭБ; показать роль топливно-энергетического комплекса в хозяйстве страны; выявить отраслевой состав; сформировать представление о связи горючих полезных ископаемых с ТЭК; навыков работы с материалом, картой.

Основное содержание темы

Значение, состав, связь с другими комплексами, география районов. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Термины и понятия

Топливно-энергетический комплекс, топливная промышленность, электроэнергетика, топливно-энергетический баланс.

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде.

Познавательные УУД:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- искать и выделять необходимую информацию;

- строить логическую цепь рассуждений;

- выдвигать гипотезу и обосновывать ее;

- сравнивать и преобразовывать информацию в устную и письменную речь;

- объяснять явления;

- строить речевое высказывание в устной форме.

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;

- понимать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках и схемах (аспект смыслового чтения).

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные УУД:

- уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений;

- уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи;

- строить понятные для собеседника речевые высказывания, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью;

- представлять информацию в письменной и устной форме.

- знать и уметь объяснять значение понятий «топливно-энергетический комплекс», «топливно-энергетический баланс»;

- знать значение, место и состав топливно-энергетического комплекса;

- показывать роль топливно-энергетического комплекса в хозяйстве страны;

- выявлять отраслевой состав;

- выявлять с какими проблемами сопряжены добыча и производство топливно-энергетических ресурсов;

- уметь использовать картографические источники и тематическую информацию.

Организация образовательной среды

Ресурсы

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Технологии

Межпредметные и метапредметные связи

Формы работы

Информационный материал:

Учебник: Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова. География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-

Редактор: Дронов В.П. М.: Изд-во: Вентана-Граф, 2016 г. + приложение к учебнику.

Атлас: Е.А. Таможняя: География. 9 класс. География России. Хозяйство. Регионы. Атлас. ФГОС. Географический атлас. 9 класс. - М.: Вентана-Граф,

2016 г.

Демонстрация изобразительных пособий: физическая карта России с указанием полезных ископаемых, основных электростанций, атласы.

  • проблемного обучения;

  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

  • ИКТ.


История:

Обществознание:


Биология:

Фронтальная (Ф)

Индивидуальная (И)


Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут)

1.Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (3 мин):

настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих.

Готовятся к уроку.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя.

Сообщают отсутствующих (Ф).

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


Планировать свою деятельность.

Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений.

Проявлять устойчивый познавательный интерес.


2.Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (5 минут):

предлагает посмотреть на слайд, в котором изображена схема ТЭК.

Предлагает сформулировать тему урока.

Смотрят и анализируют схему, изображенную на слайде и в учебнике.

Формулируют тему урока (Ф). Записывают число и тему урока в рабочей тетради (И).

Устанавливать причинно-следственные связи.

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

слушать в соответствии с целевой установкой.


Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений.

Проявлять устойчивый познавательный интерес.


3. 3. Дает целевую установку (1-2 мин.): предлагает ответить на вопрос:

- Какова цель нашего урока?

Редактирует и озвучивает цель урока.

Формулируют цель урока (Ф).

Устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование умений целеполагания.

Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.

Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью.

Воспитывать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений.

II. Основная часть: изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (25 минут)

1. Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний):

объясняет новую тему с демонстрацией электронной презентации и учебника. Организует работу по получению новой информации.

Предлагает записать схему в тетрадь (приложение 1).

Предлагает ответить на вопрос:

- Что входит в состав ТЭК?

Расшифровать аббревиатуру основных электростанций.

Предлагает записать определение ТЭК в тетрадь.

Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала.

Изучают материалы Приложения 1 (И).

Отвечают на вопрос учителя (И).


Искать и выделять необходимую информацию;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить логическую цепь рассуждений;

выдвигать гипотезу и обосновывать ее;

сравнивать;

преобразовывать информацию в устную речь;

объяснять явления;

строить речевое высказывание в устной форме.


Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием;

осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

использовать речь для регуляции своей деятельности;

осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами;

уметь организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Осуществлять учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками;

строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь;

слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог;

представлять информацию в устной форме.


Понимать границы собственного знания и «незнания».

Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

2. Организует работу с учебником и картой и электронной презентацией:

используя учебник, предлагает ответить на вопросы:

- Каково место и значение ТЭК для нашей страны?

- С какими межотраслевыми комплексами связан ТЭК?

Предлагает посмотреть на физическую карту России и показать составные топливно-энергетического комплекса.

Предлагает посмотреть на слайд, на котором дано определение топливно-энергетического баланса и схема «Топливно-энергетический баланс», и сделать записи в тетрадях.

Предлагает ознакомиться с текстом учебника, чтобы понять, как рассчитать ТЭБ.

Просит ответить на вопрос:

- Как вы думаете, структура ТЭБ может меняться?

Осмысливают сущность нового материала. Отвечают на вопросы, используя учебник, электронную презентацию, карту (И).

Осуществлять идентификацию явлений с выделением необходимых признаков.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках и схемах (аспект смыслового чтения).

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Представлять информацию в письменной и устной форме.

Понимать значимость ТЭК для хозяйства нашей страны.

3. Проводит закрепление нового материала (первичную проверку понимания):

Предлагает ознакомиться с пунктом учебника «Подведем итоги» и ответить на вопросы:

- Что такое ТЭК и каково его значение?

- Определить по рис.17 и схемой в тетрадях, каковы основные функции каждого звена топливно-энергетического комплекса и их взаимосвязи.

- Какие виды топлива сконцентрированы в европейской и азиатской частях России?

- С какими проблемами сопряжены добыча и производство топливно-энергетических ресурсов?

Проверяет правильность ответов учащихся. Помогает в формулировке.

Знакомятся с текстом учебника. Отвечают на предложенные вопросы (И). Корректируют ответы одноклассников (Ф).

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием;

осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения знаний.

осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами.


Представлять информацию в устной форме.

Формировать адекватную позитивную самооценку.


III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут)

1. Подводит итоги урока: отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

2. Осуществляет рефлексию:

сообщает, что изучили тему «Как возникла Земля». Просит закончить предложения:

сегодня на уроке:

- я узнал…

- я научился…

- мне было легко…

- мне было сложно…

3. Задает домашнее задание: §4, записи в тетради.

Отвечают на вопрос и на листочке с тестом дописывают предложения.

Записывают домашнее задание в дневник (И).

Осознанно и произвольно строить речевого высказывания в устной и письменной форме.

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами.

Представлять информацию в письменной и устной форме.

Формировать адекватную позитивную самооценку.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ТЭК

(топливно-энергетический комплекс)





Топливная промышленность Электроэнергетика




Торфяная Газовая Угольная Электростанции Нетрадиционные источники

Нефтяная

Сланцевая