Предмет | География (9 класс) |
Раздел | География отраслей и межотраслевых комплексов |
Тема изучения | Топливно-энергетический комплекс |
Тема урока | Состав и значение топливно-энергетического комплекса |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Цель урока | Формирование понятий ТЭК, ТЭБ; показать роль топливно-энергетического комплекса в хозяйстве страны; выявить отраслевой состав; сформировать представление о связи горючих полезных ископаемых с ТЭК; навыков работы с материалом, картой. |
Основное содержание темы | Значение, состав, связь с другими комплексами, география районов. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды. |
Термины и понятия | Топливно-энергетический комплекс, топливная промышленность, электроэнергетика, топливно-энергетический баланс. |
Образовательные результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения; - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; - осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; - сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде. | Познавательные УУД: - осознанно и произвольно строить речевые высказывания; - устанавливать причинно-следственные связи; - искать и выделять необходимую информацию; - строить логическую цепь рассуждений; - выдвигать гипотезу и обосновывать ее; - сравнивать и преобразовывать информацию в устную и письменную речь; - объяснять явления; - строить речевое высказывание в устной форме. - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; - понимать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках и схемах (аспект смыслового чтения). Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность; - определять её цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике; - оценивать достигнутые результаты. Коммуникативные УУД: - уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений; - уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи; - строить понятные для собеседника речевые высказывания, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью; - представлять информацию в письменной и устной форме. | - знать и уметь объяснять значение понятий «топливно-энергетический комплекс», «топливно-энергетический баланс»; - знать значение, место и состав топливно-энергетического комплекса; - показывать роль топливно-энергетического комплекса в хозяйстве страны; - выявлять отраслевой состав; - выявлять с какими проблемами сопряжены добыча и производство топливно-энергетических ресурсов; - уметь использовать картографические источники и тематическую информацию. |
Организация образовательной среды |
Ресурсы | Демонстрации, лабораторные и практические работы | Технологии | Межпредметные и метапредметные связи | Формы работы |
Информационный материал: Учебник: Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова. География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- Редактор: Дронов В.П. М.: Изд-во: Вентана-Граф, 2016 г. + приложение к учебнику. Атлас: Е.А. Таможняя: География. 9 класс. География России. Хозяйство. Регионы. Атлас. ФГОС. Географический атлас. 9 класс. - М.: Вентана-Граф, 2016 г. | Демонстрация изобразительных пособий: физическая карта России с указанием полезных ископаемых, основных электростанций, атласы. | | История: Обществознание: Биология: | Фронтальная (Ф) Индивидуальная (И) |
Организация деятельности по достижению образовательных результатов |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут) |
1.Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (3 мин): настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих. | Готовятся к уроку. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя. Сообщают отсутствующих (Ф). | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | Планировать свою деятельность. | Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений. | Проявлять устойчивый познавательный интерес. |
2.Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (5 минут): предлагает посмотреть на слайд, в котором изображена схема ТЭК. Предлагает сформулировать тему урока. | Смотрят и анализируют схему, изображенную на слайде и в учебнике. Формулируют тему урока (Ф). Записывают число и тему урока в рабочей тетради (И). | Устанавливать причинно-следственные связи. | Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, слушать в соответствии с целевой установкой. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений. | Проявлять устойчивый познавательный интерес. |
3. 3. Дает целевую установку (1-2 мин.): предлагает ответить на вопрос: - Какова цель нашего урока? Редактирует и озвучивает цель урока. | Формулируют цель урока (Ф). | Устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование умений целеполагания. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности. | Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью. | Воспитывать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений. |
II. Основная часть: изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (25 минут) |
1. Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний): объясняет новую тему с демонстрацией электронной презентации и учебника. Организует работу по получению новой информации. Предлагает записать схему в тетрадь (приложение 1). Предлагает ответить на вопрос: - Что входит в состав ТЭК? Расшифровать аббревиатуру основных электростанций. Предлагает записать определение ТЭК в тетрадь. | Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала. Изучают материалы Приложения 1 (И). Отвечают на вопрос учителя (И). | Искать и выделять необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений; выдвигать гипотезу и обосновывать ее; сравнивать; преобразовывать информацию в устную речь; объяснять явления; строить речевое высказывание в устной форме. | Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; использовать речь для регуляции своей деятельности; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами; уметь организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Осуществлять учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками; строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь; слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог; представлять информацию в устной форме. | Понимать границы собственного знания и «незнания». Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. |
2. Организует работу с учебником и картой и электронной презентацией: используя учебник, предлагает ответить на вопросы: - Каково место и значение ТЭК для нашей страны? - С какими межотраслевыми комплексами связан ТЭК? Предлагает посмотреть на физическую карту России и показать составные топливно-энергетического комплекса. Предлагает посмотреть на слайд, на котором дано определение топливно-энергетического баланса и схема «Топливно-энергетический баланс», и сделать записи в тетрадях. Предлагает ознакомиться с текстом учебника, чтобы понять, как рассчитать ТЭБ. Просит ответить на вопрос: - Как вы думаете, структура ТЭБ может меняться? | Осмысливают сущность нового материала. Отвечают на вопросы, используя учебник, электронную презентацию, карту (И). | Осуществлять идентификацию явлений с выделением необходимых признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках и схемах (аспект смыслового чтения). | Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников. | Представлять информацию в письменной и устной форме. | Понимать значимость ТЭК для хозяйства нашей страны. |
3. Проводит закрепление нового материала (первичную проверку понимания): Предлагает ознакомиться с пунктом учебника «Подведем итоги» и ответить на вопросы: - Что такое ТЭК и каково его значение? - Определить по рис.17 и схемой в тетрадях, каковы основные функции каждого звена топливно-энергетического комплекса и их взаимосвязи. - Какие виды топлива сконцентрированы в европейской и азиатской частях России? - С какими проблемами сопряжены добыча и производство топливно-энергетических ресурсов? Проверяет правильность ответов учащихся. Помогает в формулировке. | Знакомятся с текстом учебника. Отвечают на предложенные вопросы (И). Корректируют ответы одноклассников (Ф). | Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения знаний. осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами. | Представлять информацию в устной форме. | Формировать адекватную позитивную самооценку. |
III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут) |
1. Подводит итоги урока: отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. 2. Осуществляет рефлексию: сообщает, что изучили тему «Как возникла Земля». Просит закончить предложения: сегодня на уроке: - я узнал… - я научился… - мне было легко… - мне было сложно… 3. Задает домашнее задание: §4, записи в тетради. | Отвечают на вопрос и на листочке с тестом дописывают предложения. Записывают домашнее задание в дневник (И). | Осознанно и произвольно строить речевого высказывания в устной и письменной форме. | Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами. | Представлять информацию в письменной и устной форме. | Формировать адекватную позитивную самооценку. |