СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Традиции бурятского народа»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа (проект)  на тему: «Традиции бурятского народа. Заиграевский район»,  выполнила участница и дипломант 1 степени   XI Республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее», ученица 9 класса ГБОУ "Новобрянская СКОШИ" Сурнина А.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
««Традиции бурятского народа»»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02

ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru








ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

Тема «Традиции бурятского народа»

Секция «Гуманитарная»

Автор: Сурнина Анастасия Зейналовна 9 класс

Руководитель: Дашиева Дина Викторовна учитель истории





















Оглавление



  1. Летопись Заиграевского района

  2. Традиции и быт

  3. Легенды и предания села Ацагат

  4. Ёхор - древний круговой танец

  5. Заключение 

  6. Приложение

  7. Список литературы 



Цель: Изучить традиции и быт бурятского народа.

Задачи:

  • исследовать бурятскую деревню в Заиграевском районе;

  • изучить особенности бурятского быта и культуры в селе Ацагат;

  • изучить летопись, жилища бурят, быт.

Методы исследования: исторический; фотографирование; изучение и обобщение; наблюдение; анализ текста; библиографический анализ литературы и материалов сети Internet; теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.














Учись у прошлого, живи сегодня,

надейся на завтра.

Самое важное в жизни - это

не переставать задавать вопросы.

(Альберт Эйнштейн)


В 2020 году я посетила Бурятский Драматический театр имени Хоца Намсараевана спектакле «Улейские девушки». Меня очень заинтересовала культура и традиции бурятского народа. И я начала изучать исторический материал моей малой родины и выяснила, что единственным бурятским селом с богатой культурой и традициями на территории Заиграевского района является село «Нарын -Ацагат».

Актуальность:  Малая Родина - это местность, где ты родился. Будь то город, село или хутор. Это твои соседи, друзья, любимая школа. Красота твоего края ни с чем не сравнится. Ведь Родина – это  самое лучшее место, которое может быть на Земле. Где бы ты ни был, не жил, тебя все равно будет манить край, где ты родился, вырос, где жили твои родители, где ты провёл свое детство, встретил свою первую любовь. Моя Родина - это моя Бурятия. У каждого народа есть своя история, традиция, культура. Бурятия – очаровательное место на земле, богатое неописуемо красивой природой, с удивительно чистым воздухом и великим Байкалом. Кристально чистые воды озера – гордость жителей республики. Также как и солнечные лучи, дарящие свет и тепло Бурятии, не зря ее называют солнечной. Богатое многообразие национальных культур – яркий колорит и отличительная черта нашей священной земли. Только у нас самое толерантное население, в мире и дружбе живут представители разных народов и культур.

Я решила изучить уникальность села Ацагат, культуру и традиции бурятского народа. Для этого мне пришлось просмотреть много сайтов о нашем районе.






Летопись Заиграевского района

В юго-восточной части Республики Бурятия расположен Заиграевский район, который занимает лесистые склоны отрогов Цаган-Дабана с прилегающими к нему степями. Общая площадь - 6605 кв.км. В районе проживают 48700 человек. По площади Заиграевский район занимает 10-е место, по численности населения - 2-е место среди районов Республики Бурятия. Заиграевская земля имеет богатую историю, включающую в себя традиции и культуру народов, издавна населяющих этот край. На протяжении веков здесь кочевали бурят-монгольские племена, занимавшиеся скотоводством. Освоение земель русскими началось в XVII веке с переселения в эти края казаков и старообрядцев.

Так образовались деревни Старая и Новая Брянь, Ташелан, Унэгэтэй. В селе Новая Брянь находится моя родная школа.


Традиции и быт

М ногое изменилось за несколько веков существования края, но буряты по сей день свято чтят наследие предков.

Бурятские обычаи и традиции стоят того, чтобы о них знать. Традиции диктовались образом жизни и видом деятельности. Буряты тогда жили в юртах, так как  часто кочевали в новые места. Мужчины занимались охотой, земледелием, животноводством, кузнечным ремеслом, а женщины – созданием уюта, ведением домашнего хозяйства, выделкой кожи, изготовлением войлока. Буряты возле своего жилища устанавливали специальные столбы, для привязывания лошадей. Коновязные столбы- «сэргэ». Сэргэ является неотъемлемой частью народного быта, до сегодняшнего дня считается у бурят одним из самых уважаемых и почитаемых предметов - символов. На сэргэ не разрешалось делать зарубки, тем более срубать их. Объяснялось это тем, что коновязи видели местопребывание духа рода, семьи, ей оказывали такое почитание, как духам очага, местности. Считалось, что от близости расположения этого духа к членам семьи зависело их благополучие.

Когда буряты оставили свои войлочные жилища - юрты, они начали жить в деревянных домах и заниматься земледелием. В домах было обустроено как в юрте. На северо-западной стороне «хоймор» почетное место обитания божеств, находится алтарь - божница. Каждое утро хозяева дома поклоняются и делают подношение, просят счастье, здоровье и благополучие для всех живых существ. Такая традиция сохранилась до нынешних времен. В центре дома находится печка, буряты почитали «дух огня». Угощали дух огня белой пищей. Ни в коем случае не допускали осквернения очага и оскорбление хозяйки огня. Это могло привести к распаду семьи, гибели ее членов, угасанию рода. Нельзя бросать в огонь мусор, грязь, особенно волосы и плевать в огонь. Запрещалось касаться огня ножом или острым предметом, считалось, что у духа огня 1000 глаз. Нельзя лить воду на огонь. Из глубины веков пришло это поверье о вражде духов - хозяев огня и воды.

Дом делился на мужскую и женскую половину. Западная сторона считалась почетной, здесь принимали гостей мужчин. На мужскую половину нельзя было заходить невесткам, именно с невесткой связана левая сторона - как символ чужеродности. По традиционным представлениям левое - означало потусторонний мир. Подать кому-то чашку чая с левой руки считалось оскорблением, воспринималось как пожелание смерти этому человеку.

Справа от очага женская половина. На этой стороне женщина занималась своими делами.

Значимым объектом в бурятском доме является дверь и порог. Дверь располагалась на южной, западной и восточной стороне, ни в коем случае на северной стороне. Не принято разговаривать через порог, передавать вещи. Не менее важно пересечение порога в обратную сторону. Споткнуться при выходе о порог до сих пор считается плохой приметой; это означает, что благодать может уйти из дома. Чтобы этого не произошло, споткнувшийся должен вернуться, взять щепку или полено и кинуть их в огонь. Это умилостивит хозяйку очага и сбережет семейную благодать. Порог оберегает от злых духов, препятствует проникновению их извне. Хотя хори- буряты заселились в деревянные дома, но все здесь обустраивали по принципу и подобию своей войлочной юрты.

Легенды и предания села Ацагат

Родовые легенды, мифы, предания и песни знал каждый. Это нужно, чтобы человек ощущал себя не одиночкой, а представителем древнего рода, связанным со всем племенем, с народом, с человечеством в целом. Предания являются одним из древних жанров устного поэтического творчества. Каждый народ имеет свою историю, которая, прежде всего, находит отражение в преданиях. Творцом и носителем является сам народ. Предания в основном носят местный характер.

Ацагат – маленькое, но исторически уникальное место.
Древнемонгольское слово «Асагад» переводится, как «каменистая местность». Об образовании села ходит много легенд. Вот одна из них. «Это было давно, в 1500-х годах. Когда племя Гучид из 11-ти хоринских родов жили на берегах озера Байкал. В одно прекрасное утро верблюдица родила верблюжонка необычной красной масти, и это было очень плохой приметой для племени. Вскоре произошел страшный случай: горный орел унес малыша себе на корм. Эти две серьезные причины заставили народ племени оставить обжитые места и искать другие, более удачливые».

По роду буряты, живущие в Ацагате «Гучид». Предание о заселении Ацагата имеет большое познавательное значение, оно построено на подлинных исторических фактах. По своей форме повествования представляет жанр устного рассказа. В предании объясняется причина переселения, описывается природное богатство.

«Долго шел караван кочевников в поисках лучшей земли, придирчиво выбирали старейшины место для постоянного проживания. Племена селились недалеко от тайги, рядом со степями. Нетронутые природные богатства благоприятствовали быстрому заселению. В предании Ацагата причиной заселения стали три знамения, знаки свыше. В предании, записанной у жительницы Ацагата, говорится о том, как глава рода Гушад Ногто со своим родом в зимнее время отправился в дальний путь к озеру Хорхойто, что находится в Еравне. Путь через Байкал был очень трудным. Они стелили войлок, чтобы переправить скот.

В одно прекрасное утро у главы рода Гушад расстегнулась подпруга седла у подножия Сагаанхада. Ногто слез с коня, оглянувшись вокруг, он увидел прекрасную картину. Посмотрев на восток, он увидел восход солнца, с западной стороны через гору Тамхиту шли их многочисленные стада. И это было три знамения. Глава рода Ногто решил остаться в этой местности. У подножия Сагаанхады на камне есть следы ребенка и коровы, и это означает, что местность благоприятна для рождения детей и разведения скота.С той поры, следуя древнему благопожеланию, обосновались в этой местности племя Гушад из 11-ти хоринских родов, любовно назвав свое кочевье - Асагад.»

Предания охватывают реальные события. Предание – есть народный рассказ, повествующий об истории общественной жизни и отдельных людей, об истории освоения окружающей человека живой и неживой природы. Я хочу рассказать о предании названия горы «Тамхита», где расположен Ацагатский дацан и о великих людях живших в Ацагате.

«В стародавние времена скончался хан у бурят и встал вопрос об избрании нового монарха. Предсказательница предрекла, что ханом будет тот, кто соберёт камни с горы. Один молодой человек начал собирать камни и оставил кисет с табаком. Люди не нашли на горе ни одного камешка, а обнаружили лишь кисет с табаком. С той поры дали название гора Тамхита».

Есть и второй вариант названии этой горы. «По этой местности проходил Великий путь монгольских завоевателей. Существует легенда о том, как монгольский предводитель, остановившись на отдых на горе, оставил свой кисет. С тех пор гора называется Тамхита, что в переводе означает «табак»». Сюжет второго варианта предания основывается на исторических фактах. Несмотря на фантастический характер преданий, ценность различных вариантов заключается в том, что они отражают попытку народа объяснить и осмыслить живую историю. Основываясь на преданиях местные жители установили монумент «Курительная трубка», как дань и уважение «духу- хозяину» данной местности.

Ацагатская земля богата выдающимися людьми. Многим из них посвящены легенды и предания. Предание оБγхэБадмасэрэне. Победителей состязаний борцов на сурхарбанах, людей большой физической силы буряты называли бγхэ. До наших дней дошли имя силачаБγхэБадмасэрэна. Он ещё при жизни стал живой легендой. В округе не было людей, которые могли бы состязаться с ним. Потомки Бадмасэрэна, действительно, отличаются высоким ростом, силой, до сих пор проживают в селе.

«Однажды в Эгитуйском дацане был устроен большой найр (праздник), на который были приглашены все силачи хоринских родов. С Ацагата приехал Лама, взял с собой местного ацагатского силача Бадмасэрэна. Всех уложил Бадмасэрэн, но на финальном поединке силы начали ему изменять. Тогда в молитве он призвал на помощь хозяев своей местности. Рассказывают, первой появилась женщина в синем тэрлике (верхняя одежда) и при её появлении моментально соперник был повержен».


Предания Ацагата играют для жителей большую роль. Легенды и предания отражают исторический процесс развития общественных условий жизни ацагатцев. Их историческая, познавательная и художественная ценность неоспоримы. Предания продолжают жить, они заслуживают того, чтобы их не оставляли в забвении.

Ёхор – древний круговой бурятский танец


Ни один праздник бурятского народа не обходится без самого любимого распространенного по всей этнической Бурятии древнейшего по своему происхождению кругового танца «Ёхор». В родовом танце забывали все обиды и разногласия, радуя предков этим танцем единения. Число участников в ёхоре может быть сколько угодно обоего пола.

В первые годы становления советской власти ёхорные песни, игры и танцы распространились по всей Бурятии.

Танец - ёхор «Колесуха» - один из ярких примеров творческой активности народа. Колесуха - примитивный плуг с железным сошником, появившийся в России в конце XIX века. Появление в хозяйствах бурят этого плуга вместо деревянной сохи было большим событием и радостью народа, что нашло отражение в ёхоре.



Заключение

Я горжусь тем, что живу в республике Бурятия, где ценят и чтут традиции и культуру своего народа. Каждый человек, кем бы он ни был, где бы он не находился, должен знать историю своего народа, своей земли. Должен знать все обычаи, законы, традиции. Своим увлечением я смогла заинтересовать своих одноклассников и многих учащихся нашей школы. Мы стали принимать участие в разных конкурсах и мероприятиях: I Республиканский конкурс творчества «Искорки Сагаалгана. Сагаалганай ошонууд», I и II Республиканский литературно-музыкальный фестиваль «Под светом звезд Бурятии родной едины мы и сердцем, и душой»

Каждый год в нашей школе отмечается праздник - Сагаалган. Это празднование нового года по лунному календарю. В этот день нас в школе угощают буузами - традиционным бурятским блюдом. На празднике нас учат правильно говорить благопожелания, дарить хадаки, играть в национальные игры (шагай наадан). Завершается праздник круговым танцем-Ёхор

И напоследок хочу сказать, что нам есть чем гордиться: своим прошлым и своим настоящим. А каким будет будущее – зависит только от нас.



















Приложение


Встреча с Цыденжаповой Л.И. Туристический комплекс «Степной кочевник»,

с учителем истории Дашиевой Д.В.

Туристический комплекс «Степной кочевник», Ёхор

в юрте


Приветственный танец



Список литературы

Интернет ресурсы:

  1. http://selorodnoe.ru/history/show/id3629984/

  2. Бурятские обычаи и традиции - в древности и сейчас (o-buddizme.ru)

  3. Самые популярные традиции бурятов (qwizz.ru)

  4. Культура, обычаи и традиции бурятского народа (fb.ru)

Использованная литература:

  1. Белая книга о бурятах/ В. Алагуева – Улан-Удэ: Изд-во «БуряадСоёл», 2015.-64 с.: ил.

  2. Бронзовая книга о бурятах/ В. Алагуева – Улан-Удэ: НоваПринт, 2017.-64 с.: ил.-(Серия «Детям о родной земле; кН.3»)

  3. Серебряная книга о бурятах/ В. Алагуева – Улан-Удэ: НоваПринт, 2017.-64 с.: ил.-(Серия «Детям о родной земле; кН.2»)

  4. Золотая книга о бурятах/ В. Алагуева – Улан-Удэ: НоваПринт, 2017.-64 с.: ил.-(Серия «Детям о родной земле; кН.1»)

Информаторы:

  1. Намсараева Е.В.- заведующая КДЦ с.Ацагат

  2. Цыденжапова Л.И.- жительница села Ацагат, автор «Летописи села Ацагат»

  3. Дашиева Д.В.- учитель истории ГБОУ «НБ СКОШИ»

  4. Саляхова Е.В.-учитель физической культуры ГБОУ «НБ СКОШИ»

  5. Жалсараева Р.В.- педагог-логопед ГБОУ «НБ СКОШИ»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!