СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции и обычаи мордовского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. 

Просмотр содержимого документа
«Традиции и обычаи мордовского народа»

 Творческая работа:  «Традиции и обычаи мордовского народа»   Выполнила : Руководитель: Сергеева Севастьянова Светлана Валентина Ученица 4 класса Григорьевна МБОУ СШ № 2

Творческая работа:

«Традиции и обычаи мордовского народа»

Выполнила : Руководитель:

Сергеева Севастьянова Светлана Валентина

Ученица 4 класса Григорьевна

МБОУ СШ № 2

Введение  “ Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре”, - отмечает академик Д.С.Лихачёв [6, 54 ].  В нашей школе обучаются дети разных национальностей, но все мы живем в мире дружбе и согласии. Для этого у нас есть прекрасные возможности. Школьный Музей семьи помогает нам возродить традиции народов Поволжья.  Поэтому так важно знать традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность.

Введение

“ Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре”, - отмечает академик Д.С.Лихачёв [6, 54 ].

В нашей школе обучаются дети разных национальностей, но все мы живем в мире дружбе и согласии. Для этого у нас есть прекрасные возможности. Школьный Музей семьи помогает нам возродить традиции народов Поволжья.

Поэтому так важно знать традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность.

М о р д в а  Народ, составляющий основу населения республики Мордовия, входящей в состав Российской Федерации. Компактно расселены в Башкортостане, Татарстане, Чувашии, на Дальнем Востоке, а также в следующих областях РФ: Самарской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской, Нижегородской и Саратовской. Мордва состоит из двух групп: эрзя и мокша. Эрзянский и мокшанский языки удалены друг от друга настолько, что имеют свою литературную форму, но тот и другой принадлежат к финно-угорской группе уральской языковой семьи. По своим антропологическим характеристикам мордва несет в себе переходные формы европеоидной расы, а у мокши обнаруживается небольшая монголоидная примесь.

М о р д в а

Народ, составляющий основу населения республики Мордовия, входящей в состав Российской Федерации. Компактно расселены в Башкортостане, Татарстане, Чувашии, на Дальнем Востоке, а также в следующих областях РФ: Самарской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской, Нижегородской и Саратовской. Мордва состоит из двух групп: эрзя и мокша. Эрзянский и мокшанский языки удалены друг от друга настолько, что имеют свою литературную форму, но тот и другой принадлежат к финно-угорской группе уральской языковой семьи. По своим антропологическим характеристикам мордва несет в себе переходные формы европеоидной расы, а у мокши обнаруживается небольшая монголоидная примесь.

Мордовский национальный костюм  Народный костюм – яркое и неповторимое явление национальной культуры. Он является одним из важнейших компонентов фольклорных коллективов. Оформившись в древности, на протяжении веков, костюм, особенно женский, обогащался и видоизменялся, в соответствии с эстетическими вкусами и практической целесообразностью.

Мордовский национальный костюм

Народный костюм – яркое и неповторимое явление национальной культуры. Он является одним из важнейших компонентов фольклорных коллективов. Оформившись в древности, на протяжении веков, костюм, особенно женский, обогащался и видоизменялся, в соответствии с эстетическими вкусами и практической целесообразностью.

Традиционный костюм, особенно женский, очень самобытен и красочен. Он состоит из холщовой рубахи белого цвета (панар) с богатой вышивкой и юбки  с полосатым орнаментом.  Женскую рубашку носили с поясом или специальным набедренным Фартуком-карманом (пулай, пулагай,  пулакш). Украшения – серьги, браслеты, бусы, перстни, кольца и т.д.

Традиционный костюм, особенно женский, очень

самобытен и красочен. Он состоит

из холщовой рубахи белого цвета

(панар) с богатой вышивкой и юбки

с полосатым орнаментом.

Женскую рубашку носили с поясом

или специальным набедренным

Фартуком-карманом (пулай, пулагай,

пулакш). Украшения – серьги,

браслеты, бусы, перстни, кольца

и т.д.

 Весьма разнообразны женские головные уборы; у замужних женщин они невысоки, красного цвета, имеют твердую основу и называются кокол паця. Кокол паця носила молодуха в первый год замужества. У незамужних девушек – налобная повязка (атласная лента).

Весьма разнообразны женские головные уборы; у замужних женщин они невысоки, красного цвета, имеют твердую основу и называются кокол паця. Кокол паця носила молодуха в первый год замужества. У незамужних девушек – налобная повязка (атласная лента).

 Традиционной обувью мордвы были лапти ( карьхть м., карть э. ) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома. Ноги обертывали портянками, их было две пары: нижние ( алдонь пракста м., пильгалга э. ), которыми обертывали ступни; и верхние ( ланга пракста м., верьга пракста э. ), ими обертывали икры. В холодное время года поверх портянок носили белые или черные онучи ( сумань пракстат м., э. ) из сукна.

Традиционной обувью мордвы были лапти ( карьхть м., карть э. ) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома. Ноги обертывали портянками, их было две пары: нижние ( алдонь пракста м., пильгалга э. ), которыми обертывали ступни; и верхние ( ланга пракста м., верьга пракста э. ), ими обертывали икры. В холодное время года поверх портянок носили белые или черные онучи ( сумань пракстат м., э. ) из сукна.

Мордовская национальная  изба  Традиционное жилище имеет планировку схожую со среднерусской двухкамерной  избой.  Почти в каждом хозяйстве  имелась баня с печью-  каменкой и предбанником в  виде загородки из плетня.

Мордовская национальная изба

Традиционное жилище имеет планировку схожую со среднерусской двухкамерной

избой.

Почти в каждом хозяйстве

имелась баня с печью-

каменкой и предбанником в

виде загородки из плетня.

 Интерьер мордовской избы мало чем отличался от интерьера русского крестьянского жилища. Для него были характерны деревянный пол, пристенные неподвижные лавки. В центре комнаты стоял деревянный обеденный стол, где можно было увидеть различную кухонную утварь.

Интерьер мордовской избы мало чем отличался от интерьера русского крестьянского жилища. Для него были характерны деревянный пол, пристенные неподвижные лавки. В центре комнаты стоял деревянный обеденный стол, где можно было увидеть различную кухонную утварь.

 В каждом доме имелось: кошель для продуктов, кузов для грибов, лукошко из бересты, прялка, льняные полотенца, крынка для молока, чугун. На стене висели сушеные грибы, заготовленные на зиму.

В каждом доме имелось: кошель для продуктов, кузов для грибов, лукошко из бересты, прялка, льняные полотенца, крынка для молока, чугун. На стене висели сушеные грибы, заготовленные на зиму.

 В мордовской семье каждая девушка имела свое личное имущество, которое включало праздничную одежду, головной убор, украшения. Исключительно женским имуществом являлся бабий короб — парь (сундук). Предметы из короба никогда не продавались, а переходили из поколения в поколение.

В мордовской семье каждая девушка имела свое личное имущество, которое включало праздничную одежду, головной убор, украшения. Исключительно женским имуществом являлся бабий короб — парь (сундук). Предметы из короба никогда не продавались, а переходили из поколения в поколение.

 В мордовских языках отсутствует слово семья в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово куд (мокша), кудо (эрзя) — дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище или весь двор, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Его членами обязательно являются родители и все их дети. Это нашло отражение и в устно-поэтическом творчестве мордвы, где семья и дом представляют синонимы. В традиционном быту, как правило, семья (дом) называлась именем предка или его прозвищем, которое передавалось из поколения в поколение. В ряде мест этот обычай сохраняется и поныне.  Чем богат Лукьян ? Чем славен Лукьян ? Семь сыновей он воспитал, Семь снох он сосватал, Семь зыбок он сшил.

В мордовских языках отсутствует слово семья в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово куд (мокша), кудо (эрзя) — дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище или весь двор, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Его членами обязательно являются родители и все их дети. Это нашло отражение и в устно-поэтическом творчестве мордвы, где семья и дом представляют синонимы. В традиционном быту, как правило, семья (дом) называлась именем предка или его прозвищем, которое передавалось из поколения в поколение. В ряде мест этот обычай сохраняется и поныне.

Чем богат Лукьян ?

Чем славен Лукьян ?

Семь сыновей он воспитал,

Семь снох он сосватал,

Семь зыбок он сшил.

Национальные мордовские  игры  Народные праздники мордвы были тесно связаны с ее жизненным укладом. Они привлекали людей не только своим магическо-утилитарным назначением, но и зрелищностью, интересом к определенному сюжету, желанием каждого человека повеселиться, показать свои способности в плясках, хороводах, песнях, играх. Многие традиционные праздники сейчас преобразуются в праздники проводов зимы, встречи лета, Нового года, праздники урожая и т. п.

Национальные мордовские игры

Народные праздники мордвы были тесно связаны с ее жизненным укладом. Они привлекали людей не только своим магическо-утилитарным назначением, но и зрелищностью, интересом к определенному сюжету, желанием каждого человека повеселиться, показать свои способности в плясках, хороводах, песнях, играх. Многие традиционные праздники сейчас преобразуются в праздники проводов зимы, встречи лета, Нового года, праздники урожая и т. п.

 Мордовские национальные игры носят обрядовый характер. Обрядность любого народа представляет собой тот слой культуры, который в современных условиях несёт основную этническую нагрузку. Её стержневой основой является устойчивость и традиционность форм.  Не последнюю роль играли в девичьем празднике и развлекательные моменты. Это было настоящим зрелищем с музыкой, песнями, танцами, играми, ряжением. Оно собирало множество зрителей, которые и сами принимали участие в веселье.

Мордовские национальные игры носят обрядовый характер. Обрядность любого народа представляет собой тот слой культуры, который в современных условиях несёт основную этническую нагрузку. Её стержневой основой является устойчивость и традиционность форм. Не последнюю роль играли в девичьем празднике и развлекательные моменты. Это было настоящим зрелищем с музыкой, песнями, танцами, играми, ряжением. Оно собирало множество зрителей, которые и сами принимали участие в веселье.

«Воронок»  А. Шахматов описывал танцевальную игру мордвы (1910 г.): «Девки собираются в круг и берутся за руки, сделают широкий круг, в центр выходит одна девка (ворон) и все начинают петь. В ходе песни они показывают движения и описание ворона. После хлопают в ладоши и ворон выбирает себе подругу, тем самым создавая новое «гнездо» внутри круга. Когда все пройдут, опять также берутся и опять начнут петь».

«Воронок»

А. Шахматов описывал танцевальную игру мордвы (1910 г.): «Девки собираются в круг и берутся за руки, сделают широкий круг, в центр выходит одна девка (ворон) и все начинают петь. В ходе песни они показывают движения и описание ворона. После хлопают в ладоши и ворон выбирает себе подругу, тем самым создавая новое «гнездо» внутри круга. Когда все пройдут, опять также берутся и опять начнут петь».

«Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора! Дети ведут хоровод, А на той горе дубок, внутри круга находится А на дубе воронок. ведущий-«воронок» Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах. Дети показывают движе- Черный ворон на дубу, ния и описание ворона Он играет во трубу. Труба точеная, позолоченная, Дети хлопают в Труба ладная, песня складная». ладоши

«Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора! Дети ведут хоровод,

А на той горе дубок, внутри круга находится

А на дубе воронок. ведущий-«воронок»

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах. Дети показывают движе-

Черный ворон на дубу, ния и описание ворона

Он играет во трубу.

Труба точеная, позолоченная, Дети хлопают в

Труба ладная, песня складная». ладоши

 К ранним языческим представлениям восходят обычаи и поверья, связанные с «хозяином» леса — вороном. Он являлся символом мудрости, предком-прародителем. В этой связи можно вспомнить и о распространенных поверьях о том, что «бездетная женщина, если она хочет иметь детей, должна сплясать с вороном».

К ранним языческим представлениям восходят обычаи и поверья, связанные с «хозяином» леса — вороном. Он являлся символом мудрости, предком-прародителем. В этой связи можно вспомнить и о распространенных поверьях о том, что «бездетная женщина, если она хочет иметь детей, должна сплясать с вороном».

     « Раю-раю».    Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят: Раю-раю, пропускаю, А последних оставляю. Сама мать пройдет и детей проведет.  В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.  Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

« Раю-раю».

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет и детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Заключение  В России средь березовых просторов  Полянка есть – Мордовия моя.  Она как песня матери, с которой  За горы уходил и за моря!  Я думаю, каждый человек должен прежде всего обратится сердцем и душой к своим национальным нравственным ценностям и это предаст силу преодолеть трудности, не враждовать, а жить в мире и дружбе с соседями, смотреть друг другу в глаза искренне и приветливо, а не со злостью и завистью.  1000 лет у мордвы и народов России один исторический путь, одна историческая судьба. Народы живут рядом, не теряя своих исконных корней, своей национальной самобытности, они не просто живут, он созидают настоящее и будущее своей великой Родины - России .

Заключение

В России средь березовых просторов

Полянка есть – Мордовия моя.

Она как песня матери, с которой

За горы уходил и за моря!

Я думаю, каждый человек должен прежде всего обратится сердцем и душой к своим национальным нравственным ценностям и это предаст силу преодолеть трудности, не враждовать, а жить в мире и дружбе с соседями, смотреть друг другу в глаза искренне и приветливо, а не со злостью и завистью.

1000 лет у мордвы и народов России один исторический путь, одна историческая судьба. Народы живут рядом, не теряя своих исконных корней, своей национальной самобытности, они не просто живут, он созидают настоящее и будущее своей великой Родины - России .

литература 1 . Абрамов В.К.. Мордовский народ (1897-1939).Саранск. Издательство мордовского университета.1996 2. Балашов В.А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность.— Саранск, 1992. 3. Бояркина Людмила Борисовна. Мордовская музыкальная энциклопедия, 2011. 4. Мордва. Историко-культурные очерки.— Саранск, 1995. 5. Мордовский народный костюм.— Саранск, 1990. 6. Мордовия: Энциклопедия: В 2 т. Саранск, 2003-2004. 7. Петерсон Г.П. Странички старины.— Саранск, 1993. 8. Рузаевка. История и современность. Люди и судьбы. Авторы-составители: Андрианов Ф.К., Баргова Т.С.,Бычков Н.Н. Мордовское книжное издательство. Саранск.2004г.

литература

1 . Абрамов В.К.. Мордовский народ (1897-1939).Саранск. Издательство мордовского университета.1996

2. Балашов В.А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность.— Саранск, 1992.

3. Бояркина Людмила Борисовна. Мордовская музыкальная энциклопедия, 2011.

4. Мордва. Историко-культурные очерки.— Саранск, 1995.

5. Мордовский народный костюм.— Саранск, 1990.

6. Мордовия: Энциклопедия: В 2 т. Саранск, 2003-2004.

7. Петерсон Г.П. Странички старины.— Саранск, 1993.

8. Рузаевка. История и современность. Люди и судьбы. Авторы-составители: Андрианов Ф.К., Баргова Т.С.,Бычков Н.Н. Мордовское книжное издательство. Саранск.2004г.

 Новорожденных детей укладывали в деревянную колыбель ( нюрям ), подвешенную на ремнях к крюку, вбитому в потолочную перекладину. Колыбель иногда делали новую или использовали ту, которая оставалась от уже подросших детей. Определенные обряды совершались и при укладывании ребенка в зыбку. Так, укладывая ребенка, мать ребенка три раза крестила его ножом и столько же раз обводила им зыбку, после чего нож прятала под подушку новорожденного. Общеизвестно, что железу многие народы, в том числе и мордва, приписывали магические свойства, для чего в колыбель подкладывали под подушку нож или ножницы, в одежду ребенка закалывалась булавка. Когда первый раз ребенка укладывали в колыбель, то кого-то просили, чтобы тот задел спиной колыбель (чтобы ребенок не был плаксивым). Тому, кто толкал люльку, давали сладкое угощение. Обычно этот обряд совершал ребенок.

Новорожденных детей укладывали в деревянную колыбель ( нюрям ), подвешенную на ремнях к крюку, вбитому в потолочную перекладину. Колыбель иногда делали новую или использовали ту, которая оставалась от уже подросших детей. Определенные обряды совершались и при укладывании ребенка в зыбку. Так, укладывая ребенка, мать ребенка три раза крестила его ножом и столько же раз обводила им зыбку, после чего нож прятала под подушку новорожденного. Общеизвестно, что железу многие народы, в том числе и мордва, приписывали магические свойства, для чего в колыбель подкладывали под подушку нож или ножницы, в одежду ребенка закалывалась булавка. Когда первый раз ребенка укладывали в колыбель, то кого-то просили, чтобы тот задел спиной колыбель (чтобы ребенок не был плаксивым). Тому, кто толкал люльку, давали сладкое угощение. Обычно этот обряд совершал ребенок.

Прялка была одним из важных женских занятий мордовского народа, а так же ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. Прялка — символ женского начала и оберег от нечистой силы.

Прялка приспособление для прядения — палка или доска, часто укрепленные в подставке (Донце), на которую привязывают пряжу (кудель) — символ женского начала и оберег от нечистой силы.

Работа на прялке с ножным приводом (самопрялка) имела следующий вид. Веретено и рогулькой были соединены наглухо. Они приводились в движение нижним большим колесом, соединенным с блоком, укрепленным на не веретене. Катушка надевалась на веретено, а на одном из ее концов был укреплен другой уже маленький блок. Оба блока получали вращательное движения от одного колеса, но из-за разницы в диаметрах блоков рогулька и веретено вращались медленнее, чем катушка. Вследствие этого на катушку наматывалась нить. Скорость наматывания была равна разнице скоростей катушки и веретена. Рукой прядильщица вытягивала волокна из пряслицы и немного их закручивала пальцами. До попадания на рогульку нить двигалась по оси веретена. При этом она закручивалась, делая вращательные движения с той же скоростью, с которой вращалось веретено. После прохождения рогульки нить изменяла свое направление и наматывалась на катушку перпендикулярно оси веретена.

В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами пряхи со стриженой овечий шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку.

ПРЯХА (ПРЯЛЬЯ) называли лицо женского пола, владеющее умением прясть.

Статус Пряхи определялся ответственностью самого прядения — главного женского занятия, которым мужчины никогда не занимались. По народным представлениям, прикосновение мужчины к веретену лишало его силы и ловкости, а неправильное обращение Пряхи с куделью могло сделать женщину мужеподобной: у нее начинала расти борода.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!