СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции и особенности художественной росписи на примере мезенской росписи

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Традиции и особенности художественной росписи на примере мезенской росписи»


Традиции и особенности художественной росписи на примере мезенской росписи.

Шляпцева Ирина Игоревна

Студентка 2 курса, направления подготовки: 54.04.02

Педагогическое образование: Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева,

Россия, Орёл

Научный руководитель - канд. иск., доцент Чертыковцева Е.А.


Аннотация. Статья посвящена истории Северодвинской росписи и ее видам. Рассматривается мезенская роспись и ее стилевые особенности среди других росписей Севера.

Ключевые слова: орнамент, мезенская роспись, народная роспись Северной Двины, роспись по дереву, народные промыслы, история и традиции художественной росписи Севера.

Traditions and features of artistic painting on the example of Mezen painting.

Shlyaptseva Irina Igorevna

2nd year student, areas of study: 54.04.02

Pedagogical education: Decorative and applied arts and crafts

Oryol State University I.S. Turgenev,

Russia, Orel

Scientific supervisor - Ph.D. claim., Associate Professor Chertykovtseva E.A.

Annotation. The article is devoted to the history of Severodvinsk painting and its types. The Mezen painting and its stylistic features among other paintings of the North are considered.

Keywords: ornament, Mezen painting, folk painting of the Northern Dvina, wood painting, folk crafts, history and traditions of artistic painting of the North.

Актуальность – сохранения традиций народных росписей и их продолжение в современном русском искусстве.

Цель – комплексный анализ художественных и эстетических особенностей росписи Северной Двины на примере мезенской росписи.

Задачи:

-изучение видов росписей Северной Двины, ее истоки и происхождение

- изучение стилевых особенностей мезенской росписи среди других направлений

- изучение технологии Северодвинской росписи

Роспись дерева - одна из самых культурно-художественных направлений нашей страны. Её корни далеко уходят в архаические времена, в которых предки тесно связывались с природой и почитали её, почитали природные стихии. Каждая расписанная народными художественными мастерами вещь содержит в себе отпечаток древней силы пожелания здоровья, счастья, удачи, благословения. Росписи русского Севера - это уникальное явление в культуре России уже несколько веков и до сегодняшнего дня. И в настоящее время русский север не изучается до конца и есть много гипотез его возникновения. На сегодня нет тех продолжателей, кто мог бы нам истолковать все значения народной росписи по дереву. Но все же сохранились небольшие традиции народное русского искусства заложенные основателями Северодвинской росписи.

Крестьянские рисунки Северной Двине являются колоритным и оригинальным явлением русского народного творчества. В XIX в. в Москве и Санкт-Петербурге были собраны богатейшие коллекции крестьянских предметов, украшенных этой живописью. Они собирались и привозились в музеях благодаря скупщикам, которые хранили в тайне адреса изготовления ремесел. В тот период времени народные промыслы приобрели спрос у коллекционеров. Так они вошли в документы музея с общим названием Северной Двине.

История росписи.

Художественная культура в Архангельской области появилась благодаря народным ремеслам, и обучению письму и чтению. С XI по XVII вв. преподавание грамоты и рисования проходило при церквях, монастырях и, порой на частных занятиях. Не только знания грамоте передавали из поколения в поколение , но и создания необходимых вещей с декоративными украшениями, имеющими семейные художественные традиции.

Все виды северодвинской росписи, очевидно, пришли к нам из древнерусского искусства: живописи, иконописи, миниатюры и орнамента книг. Много образов и приемов книжной миниатюры было заимствовано народными мастерами для росписи. Очень близки к миниатюрам манера изображения: колорит, композиционные приемы, цветовая гамма. Техника исполнения и красители тоже имеют много общего с древнерусской миниатюрой. Ведущей темой северодвинской росписи является описание жизни людей и родных мест. Растительный мотив выступает основой пермогорской , ракульской и борецкой росписи.

Виды росписи.

Пучужская роспись дна из многих видов росписей, встречающихся на берегах реки Северная Двина. До наших дней роспись сохранилась старинных на прялках. Прялки Пучуги были сделаны примерно на метр высоты, с большим лопастом из целого куска дерева. Название такой прялки – "копыльная", то есть корневая.

В Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике находится несколько прялок, расписанных мастерами Кузнецовым Филиппом Федоровичем и его сыном, Кузнецовым Федором Филипповичем. Прялки Пучуги конца XIX в. – нач. XX в. очень похожи на борецкие прялки и фасадной стороной почти точно их повторяют. Лопастка прялки делится на три части. Верхняя часть занята окнами и цветами, в центре – арка с пышными растениями и птицами. Ниже – сцена катания: пара или одна лошадь, запряженная в саночки с кибиткой. Но есть свои особенности росписи, которых мастера Пучуги строго придерживались. В отличие от борецких возница на прялках Пучуги одет по-крестьянски, в поддевку и черную войлочную шапку с отогнутыми краями. На обратной стороне лопастки повторяется сцена катания, которая украшает фасадную сторону этой прялки. Растительный узор состоит из трех видов листьев. А характерный для всех видов северной росписи трилистник в пучужской росписи имеет свой вариант – более тонкую, загнутуюк стеблю нижнюю часть листа и верхнюю, переходящую в круглую ягоду. Пучужскую прялку можно отличить от борецкой и по узору на ножке. Вместо прямого стебля, что на борецкой прялке, ножка пучужской прялки украшена гибким, вьющимся стеблем с листьями. Стебель бежит от основания ножки прялки до лопастки и заканчивается круглой розеткой. Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми точками-капельками. В некоторых изделиях встречается синий цвет.

Ракульская роспись. Сравнительно недалеко от Пермогорья, Мокрой Едомы и Верхней Уфтюги, в Красноборском районе Архангельской области, существует еще один куст деревень со своеобразной росписью. Это деревни по реке Ракулке, впадающей в Северную Двину, с центром в деревне Ульяновской. Росписью в Ульяновской занималась семья старообрядцев Витязевых. Их ремесло передавалось из поколения в поколение (примерно с середины XIX века). Основой росписи был растительный орнамент, состоявший из декоративных листьев. Элементы узора объединялись в пучки, веточки, кустики, гирлянды. Птицы, выполненные черным контуром, заливались черной краской, а иногда расцвечивались красными и зелеными цветами. В росписях главную роль играли золотисто-охристый и черный цвета, дополнительно выбирали голубой, зеленый и коричнево-красный цвет. Черным цветом исполнялись не только контуры, но и многие детали, а также "усики", завитки, прожилки.

В середине XIX века лучшим рисовальщиком в деревне Ульяновской считался Дмитрий Федорович Витязев.

Основа орнамента на ракуловских прялках – изогнутый стебель, от которого в обе стороны идут как бы большие округлые разноцветные капли. Фон у прялки желтый, на лицевой стороне в пяти орнаментальных рамках на белом фоне обязательно помещается условное черное графическое изображение птицы, напоминающей петуха.

Декоративная роспись северодвинских центров XIX века обнаруживает большие профессиональные навыки мастеров в композиции, рисунке, живописи. Это замечают в чувстве цвета, в характере самого орнамента, в исполнении жанровых сцен сказались глубокие традиции этого искусства и блестящее мастерство исполнителей [7].

Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в подлинные произведения искусства, которые до сих пор заставляют нас восхищаться талантом мастеров этих изделий.

Борецкая роспись. Корни борецкой росписи уходят вглубь веков и имеют общие истоки: древнерусское искусство Великого Новгорода и иконопись северной школы, особенно в самых ранних работах. В народной росписи Борка есть много моментов, которые сближают ее с древнерусским искусством переписи и оформления книг, русским рисованным лубком, иконами "северных писем": одежда персонажей, шитая жемчугом, женские головные уборы. Композицию росписи борецких прялок XVII-XVIII веков можно сравнить с иконостасом. Однако от иконописи – только внешние признаки. Содержание народной росписи Борка самобытно. Из прямоугольных рамок вместо святых на нас смотрят веселые птички, лучистые солнца. Иногда в сюжетах были изображены львы и единороги.

Все прялки Борка, как и прялки Пучуги и Нижней Тоймы, отличаются особым изяществом и единообразием. Роспись самой борецкой прялки всегда сияло белым фоном, на котором ярко горел красный цвет растительного узора, а золото придавало ей нарядность.

Различить борецкую роспись прялок можно, в первую очередь, по узору на ножке. Через всю ножку борецкой прялки тянется прямой стебель с симметрично расположенными традиционными трилистниками, который часто завершается в розетке пышным тюльпаном. В верхнем круге борецких прялок иногда размещались птица или цветок.

В основном сюжет борецкой росписи отражает труд и быт северных крестьян и ремесленников. На прялках иногда встречается такой сюжет – всадник на коне или два коня под дугой. Но также украшают прялки растительные мотивы, тонкие вьющиеся ветки с мелкими красными завитками и кусты с крупными бутонами или раскрытыми лепестковыми розетками, солнечные знаки. На оборотной стороне прялки – сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. В росписях сундуков и сундуков-подголовников конца XVII-начала XVIII веков можно встретить тюльпановидные цветы. Персонажи росписи сундуков одеты в праздничные одежды новгородских бояр XVII века. Здесь чувствуется влияние новгородской школы.

На прялках мастера любили писать птиц, которые также менялись с течением времени. На первых прялках, что дошли до нас из XVII-XVIII веков, – это были курочки, простые птички, то есть мастер писал их такими, какими он их видел.

В дальнейшем птицы становились все более красочными, нарядными, ярких пестрых расцветок. "Древо жизни" с птицами было одним из излюбленных сюжетов русского народного искусства. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека. Дерево как символ жизни изображалось всегда с корнями и называлось "древом жизни". Та часть лопасти прялки называлось "став с древом".

Среди других излюбленных мотивов борецкой росписи – сани. Санями на Руси пользовались зимой и летом. По бездорожью, на ярмарку, для ямской езды, для праздничных катаний и свадебных выездов.

Пермогорская роспись. Пермогорье – это группа деревень Красноборского района Архангельской области, более или менее близких к Северной Двине.

В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались еще разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. Из русских центров народной росписи мы не можем назвать ни одного другого центра, в изделиях которого так же широко и многогранно была бы отражена жизнь русской деревни XIX века, как в росписях Мокрой Едомы. Характерным декоративно-орнаментальным элементом пермогорской росписи являются красные травные завитки. Кроме того, в пермогорской росписи присутствуют и традиции старинной великоустюжской росписи бытовых предметов. Сюжеты с изображением Сирина и катанья на конях преобладают в пермогорской росписи, но встречается и много других тем. Очевидно, у мастеров в этом отношении существовала полная свобода, и они использовали бытовые темы, легко связывая их с событиями личной жизни.

В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный – основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно

Бытовые сцены Пермогорья можно рассматривать как своеобразное продолжение той линии народного искусства, которая в XVII веке ярко проявилась в монументальной живописи, в иконописи и в миниатюре Древней Руси, где можно встретить немало композиций со сценами сева, жатвы, сенокоса, с изображениями пастбищ и многие другие сюжеты из сельской жизни.

Близость тематики рукописных миниатюр и народных росписей Пермогорья связана безусловно с тем, что авторами и тех, и других были мастера из народа. По всей вероятности, создатели пермогорской росписи бывали в мастерских, где художники-миниатюристы украшали рукописи, а возможно, что и сами работали в этих мастерских.

Мезенская роспись. На примере мезенской росписи хорошо видно, как в народном искусстве всегда уживается старое и современное, как на образы далекой древности наслаиваются новые образы и представления. Рядом с конями и оленями, изображения которых впервые были обнаружены на скалах Заонежья во второй половине XIX в., на мезенских памятниках появляются изображения современных мастеру кораблей и людей.

По своему характеру мезенская роспись не имеет ничего общего с народным красочным орнаментом пермогорской или борецкой росписи. Предельная скупость изобразительных средств, архаичность, лаконичность рисунка ставит мезенскую роспись особняком среди всех известных в народном искусстве. По мнению знатока крестьянского искусства А. Бакушинского мезенские росписи «отражают круг очень ранних земледельческих представлений. Они-пережитки первобытно-родового уклада жизни. Некоторые ученые считают, что геометрические мотивы и графичность рисунка росписи свидетельствуют о связи росписи с резьбой по дереву. На сегодняшний день нет единого мнения по поводу истоков мезенской росписи.[4 ]

Художественное не многословие и цветовая сдержанность мезенской росписи, зрелая композиция говорят о большом художественной вкусе народных мастеров. Геометрические знаки, играющие важную роль в мезенской росписи, несут большую смысловую нагрузку. Здесь можно, по сути дела, увидеть изображения семян, плодов, шишек, заключенных в ромбические фигуры, древнее значение которых как символов плодородия присуще орнаменту разных народов мира. Крестообразные и круговые фигуры- это символы огня, солнечного божества, языческие очистительные и охранительные знаки, сохранившиеся в мезенской росписи. Птицы и животные, отмеченные кругами и розетками, как бы показывают их причастность к небу. Городчатая, зубчатая или более плавная волнистая линия в древних орнаментальных композициях нередко являлась графическим символом воды. Иногда эта линия проходит под чертой, представляющей землю, почву, на которой растут кусты, трава, располагаются птицы и животные.

Технология мезенской росписи

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный. Мезень писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, что указывает на очень древние традиции, а также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

Ромб, треугольник, кресты, круги, квадраты – все эти и другие элементы, символы, знаки орнамента составляют своеобразный алфавит, и каждый знак в этом орнаменте имеет или имел свой смысл. Не одно тысячелетие передавались знаки этого алфавита от отца к сыну, от деда к внуку, от матери к дочери, от рода к роду, прежде чем дошли до нас, "сегодняшних читателей".



Заключение

Художественной обработке дерева принадлежит исключительное место в истории русского крестьянского творчества. Росписи Русского Севера являются уникальным явлением в русской культуры на протяжении нескольких столетий и в наше время. И на сегодняшний момент русский север до конца не изучен и существует множество гипотез, причин его возникновения. Сегодня уже нет тех, кто мог бы рассказать нам все то, что мы можем увидеть на росписях по дереву, этому существует множество причин. Но все же можно утверждать, что именно в северодвинских росписях сохранились традиции, заложенные еще их основателями, и только по росписям Двины мы можем прочувствовать и увидеть истинное - народное русское искусство.

В настоящее время интерес к старинным народным художественным промыслам возрастает в связи с ростом интереса к народной культуре и появлением духа патриотизма у современной молодежи. Открываются все новые и новые школы художественного мастерства, где любой желающий может обучиться искусству росписи по дереву. Работы наших мастеров по художественной росписи по дереву в настоящее время широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами по всему миру.

Список литературы

  1. Арбат, Ю. Путешествие за красотой / Ю. Арбат. – М., 1966.

  2. Афанасьев, А. Я. Поэтические воззрения славян на природу / А. Я. Афанасьев. – М., 1986.

  3. Барадулин В. А. Художественная обработка дерева / В.А. Барадуллин. – М., 1986.

  4. Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры / Р.А. Бардина. – М., 1986.

  5. Баталова, И. К. Роспись по дереву/ И.К. Баталова – М., 2007.

  6. Бихилиная, Н. Б. История цвето – обозначений в русском языке / Н.Б. Бихилиная. – М., 1975.

  7. Воронов, В. Крестьянское искусство/ В. Воронов. – М., 1924.

  8. Изместьева, Л. А. Борецкая роспись / Л.А. Изместьева. -А., 1994.

  9. Круглова, О.В. Народная роспись Северной Двины / О.В.Круглова. – М., 1993.

  10. Круглова, О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву / О.В. Круглова. – М., 1987.

  11. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву. Технология художественных промыслов / М.С. Соколова. – М., 2005.

  12. Токарев, С. А. Этнография народов СССР / С. А. Токарев. – М.,1958.

  13. .Тарановская, Н.В.Новые данные о формировании северодвинских народных росписей / Н.В. Тарановская. – СПб., 1993.

  14. .Тарановская, Н.В. Росписи по дереву Нижней Тоймы. Мастера.// Народное искусство. Исследования и материалы / Н.В. Тарановская. – СПб., 1995.

  15. .Щуров, Г. С. Очерки истории культуры Русского Севера / Г.С Щуров. – А.,2004.