Этапы урока | Содержание этапа урока | Формируемые УУД |
1.Органи-зация начала урока. | - Эй, честной народ, становись в хоровод!!! Завожу ребят класс по цепочке, взявшись за руки в хоровод. Звучит песня «Весну звали» Н.Осошника. - Здравствуйте, красны девицы, добры молодцы (кланяюсь)! - Здравствуйте! -Сегодня у нас на уроке присутствуют гости – это самые опытные учителя нашего района. Давайте их поприветствуем. -Ребята, какая по характеру музыка вас встретила при входе в класс? -Веселая, задорная, праздничная. Предлагаю вам настроиться на совместную работу и исполнить музыкальное приветствие. Повторяем движения за мной. 2. Психологический настрой на урок. Песня-игра «Мы теперь – друзья» Молодцы, проходите на свои места. | Личностные: Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Регулятивные: психологический настрой на успешную деятельность. осмысление своих действий и самооценка. Коммуникатив-ные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
2.Актуали-зация знаний, умений и навыков. | -Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что здесь изображено? Как это можно назвать одним словом? Наши предки вели свое летоисчисление, согласовываясь с древним солнечным календарем. Что отмечено в этом календаре? -Праздники. Наверняка по музыке, которая встретила вас при входе, моему костюму и всеобщей атмосфере вы уже догадались, о каком празднике мы поведем сегодня речь? - О масленице. - Совершенно верно. Тема нашего урока: Праздник Масленица. Пожалуй, нет в России человека, который не знал и не любил бы Масленицы. Этот праздник никогда не уходил из жизни народа. А кто из вас бывал на таком народном гулянье? Что вам больше всего нравится в этом празднике? | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Познаватель-ные: поиск и выделение необходимой информации, Регулятивные: умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы Коммуникатив-ные: умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения. |
| Молодцы, ребята, вы уже много знаете об этом празднике. Как вы думаете, какова цель нашего урока? -Что бы вы хотели узнать? -Что понять? -Какие знания и умения вы хотели бы взять с собой, когда уйдете? -Узнать подробнее о празднике «Масленица» -Обобщая ваши ответы, можно сформулировать цель урока. (На слайде) - Цель урока: Познакомиться с народным праздником Масленицей. | Личностные: формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности. Познаватель-ные: построение логической цепи рассуждений Регулятивные: размышлять, отвечать на вопросы; осмыслить полученную информацию. Коммуникатив-ные: грамотно строить речевые высказывания |
| Что мы должны сделать для достижения цели? Как? Узнать…каковы обычаи и традиции праздника, как его отмечали в древности. Разучить и исполнить…масленичные песни, частушки. Научиться…выразительно петь, играть в игры, на музыкальных инструментах. Сегодня мы познакомимся с древними обычаями и современными традициями празднования Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические творческие способности. Работа в блокнотах (записывают тему) | Личностные: проявлять внимание, желание узнать больше. Познаватель-ные: самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникатив-ные: умение грамотно строить речевые высказывания |
4.Объясне- ние нового материала. | -Ребята, знаете ли вы, когда возник этот праздник? Я расскажу вам, какие традиции и обряды существовали с древних времен, а вы подумайте, на что они направлены? Обряды и традиции Комоедицы – просмотр презентации. 1. Выпечка блинов. В их приготовление вкладывали душу. Тесто замешивали в хорошем настроении, с добрыми помыслами, чтобы передать всем, вкушающим блины, тёплые чувства. Съесть блин - значит проглотить кусочек солнышка, его нежности, щедрости и тепла. Существует поговорка: первый блин комом. Что она означает? Изначально она звучала так: «Первый блин – комам, второй – знакомым, третий – родне, четвертый – мне!» 2.Обряд пробуждения медведя. Пробуждение медведя, "кома" символизировало пробуждение всей природы, наступление весны. Утром до завтрака с песнями, плясками и прибаутками приносили Медведю в лес первые выпекаемые праздничные блины и раскладывали их на пеньках. Именно медведю и предназначался первый блин, а выражение «первый блин комАм» значило не испорченный блин, а блин, который нужно отдать зверю – кому. Поэтому праздник назывался «комоедица». Праздновали Комоедицу 2 недели – неделю до 22 марта и неделю после. 3.Взятие снежной крепости. Это была борьба Нового (сил тепла) и устоев Равновесия (сил холода). Женщины, олицетворяющие равновесие, находились на вершине крепости и охраняли богиню Марену (Мару), сделанную из веток и соломы, символизирующую Зиму. Мужчины, олицетворяющие силы нового, должны были взять крепость и вынести Марену из её чертогов. Но не с первого раза, а только с третьего силы Нового побеждали и несли соломенное чучело Марены-Зимы к костру. 4. Сжигание соломенного чучела означало проводы Зимы в её ледяные чертоги. Когда в последний день Масленицы сжигали Зиму, бросали в костёр и самодельные фигурки, изготовленные из верёвочек, платочков, бумаги, пакли, дерева и соломы, выкидывая с ними все беды и болезни. 5. Хоровод и скоморохи. Когда зажигали костёр вокруг чучела, чтобы огонь сильнее разошёлся, начинали водить вокруг него хороводы и петь песни: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". А скоморохи показывали представления, пели частушки. 6. Приглашение за общий стол, богатый угощеньями: блины с маслом и мёдом, овсяный кисель, печенье, травяные чаи и множество других яств. -Итак, на что направлены все традиции праздника? -Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; Познавательные поиск и выделение необходимой информации; работа с понятиями, терминологией, осуществление осмысленного чтения текстов, анализ иллюстраций. Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию. Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать мнение других, умение выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении. |
| Беседа о современных традициях масленицы. -Когда в настоящее время мы празднуем Масленицу? С приходом христианства, Масленицу стали праздновать перед Великим постом. - Как назывался этот праздник у древних славян? - Почему этот праздник получил название Масленица? Современное название Масленица получила потому, что в последнюю неделю перед постом разрешено было кушать сыр, масло и другие сливочные продукты. Народная Масленица издавна праздновалась на Руси с размахом, сочетая в себе языческие и христианские традиции. Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица. Сейчас праздник Масленицы длится 7 дней. Широкая Масленица — Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! | Коммуникатив-ные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
| Масленичный календарь. Работа в творческих блокнотах. Понедельник. Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы. А как называется первый день масленицы? Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки и записать отгадки в ваши блокнотики. Веселись и радуйся, Утро, день и вечер! Наступает первый день – Понедельник… (встреча). В первый день наряжали чучело Масленицы. А из чего ее делали? Дети: Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили, а затем ставили на горку. Люди говорили: «На горках покататься, в блинах поваляться» Как вы понимаете смысл этой поговорки? -Так говорят о хорошей привольной жизни. Про Масленицу народ придумал много поговорок и пословиц. Ребята, я принесла для вас пословицы и поговорки, но мои карточки перепутались. Я прошу вас собрать пословицы и поговорки, а чтобы это было быстрее, давайте разделимся на группы. Работа в группах «НАЙДИ ПОСЛОВИЦУ» Дети работают по группам – собирают из двух частей пословицу. Учитель: Ребята, кто нашел свою пословицу? Прочитайте, что у вас получилось. Ученики парами читают свои пословицы и поговорки. «На горках покататься, в блинах поваляться», «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Не все коту масленица, а будет и Великий Пост». «Масленица – объедуха, деньги приберуха», «Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы», «Без блинов не Масленица, без пирогов не именины», «Блин не клин, брюхо не расколет», «Первый блин комом, второй с маслом, а третий с квасом» Учитель: Все справились с заданием! Молодцы! Ребята, как мы понедельник встретили? Дети: пословицами и поговорками. | Личностные: присвоение опыта предшествующих поколений. Познаватель-ные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: составление плана и последователь-ности действий. Коммуникатив-ные: уметь соотносить свои действия и действия одноклассников при работе в группе, грамотно строить речевые высказывания. |
| Вторник – заигрыш. Учитель: Правильно! Открываем еще одну страничку масленичного календаря. Понедельник пролетел, Вот и вторник зашумел. Звучит веселый наигрыш, А вторник у нас …(заигрыш). (записывают в блокнотик) Почему назывался заигрыш? - Играли в игры. А в какие игры играют на Масленицу? • Катание с гор • Бой мешками • Ледяной столб • Снежный тир • Кулачные бои • Перетягивание каната • Жмурки • Петушки - Конечно, играли в разные игры, потехи, строили снежные и ледяные крепости, качались на качелях. Давайте и мы поиграем в народную игру «Золотые ворота». Слушание «Золотые ворота» Слова такие: Золотые ворота, проходите Господа Первой мать пройдет, всех детей проведет Первый раз – прощается, Второй раз – запрещается Ну, а третий раз не пропустим вас. Повторяем хором. (Правила: выбираем два человека - они образуют ворота. Все остальные берутся за руки и проходят через ворота поют песенку, на третий раз ворота закрываются и тот, кто попался тоже становится воротами) - Ай, да удальцы! Научились играть в игру? (да) | Личностные: формирование интереса к музыке, умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки. Познаватель-ные: структурирование знаний Регулятивные: планирование собственных действий, умение составлять и реализовывать исполнительский план произведения. Коммуникатив-ные: уметь соотносить свои действия и действия одноклассников при работе в группе. |
| Среда – лакомка. Разгулялись, господа, А на дворе уже среда. Сладка маковка Под названьем…(лакомка) (отгадывают, записывают в блокнотик) В этот день начинали кататься с гор взрослые, по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок! Настала пора спеть вкусную песню! Давайте правильно сядем для пения: -Сяду прямо, не согнусь, и за пение возьмусь. 1. Распевка «Как на горке, на пригорке» 2. Упражнение «Колосья». По весне вспахал старик землю плугом – движение кулаком вперед со звуком «у». Повторить 3 – 4 раза, постепенно увеличивая длину выдоха Посеял пшеницу - «разбрасывают» зерна, произнося короткие звуки «п» Солнце светит – звонкие певучие звуки «а» в верхнем регистре Пшеница растет – медленно поднимают руки вверх, произнося «ш» Ветер прилетает и качает пшеницу – глиссандо на звуке «у» вверх-вниз, показывая рукой высоту звука. 3. «Музыкальная голосилка». Послушайте русскую народную песню «Блины». -Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Слушание, просмотр клипа. Проигрываю мелодию припева и пою (разучивание припева) Исполнение песни. (пою куплеты, дети поют припев) Разучивание - прием «Эхо». Блины. 1. Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели. Припев: Ой, блины мои блины Вы блиночки мои. (2 раза) 2. В квашне новой растворили, Два часа блины ходили. Припев (2 раза) 3. Моя старшая сестрица Печь блины-то мастерица. Припев (2 раза) 4. Напекла она поесть, Сотен пять, наверно, есть. Припев (2 раза) 5. На поднос она кладёт И сама к столу несёт. Припев (2 раза) 6. «Гости, будьте все здоровы, Вот блины мои готовы». Припев (2 раза) Работа в группах. Как мы можем украсить песню, подчеркнуть её веселый задорный характер? - Игрой на шумовых инструментах, танцевальными движениями. Инструментальное музицирование. Исполнение песни «Блины». | Личностные: творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя, импровизация в характере. Познаватель-ные: формирование устойчивого интереса к музицированию как способу самовыражения Регулятивные: сопоставлять с эталоном собственное исполнение мелодии и ритма песни; осуществлять контроль и оценку своих действий в процессе коллективного музицирования. Коммуникатив-ные: следить за действиями других участников в процессе хорового пения, пластического интонирования, умение взаимодейство-вать в совместной музыкальной деятельности; Предметные: уметь передавать настроение музыки в пении, игре на русских народных шумовых музыкальных инструментах, осознавать особенности деятельности музыкантов на примере собственного индивидуальногои коллективного опыта музицирования. |
| Четверг – разгуляй. Он и чистый и широкий – То четверг уж на пороге. В этот день ты не зевай, Он зовется… (разгуляй). (записывают в блокнот) В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Непременным атрибутом праздника масленицы был медведь - символ весны. Поэтому одного мужчину наряжали в медвежью шкуру и на протяжении массовых гуляний он плясал вместе с односельчанами. | |
| Пятница - Тёщины вечерки. Вот и пятница пришла, Зятя в гости привела – Есть блины, кататься с горки. Это - …(Тёщины вечерки). На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. Праздник – это веселье и радость, а какой праздник без песен и частушек? Кто знает, что такое частушка? Это маленькая песенка. В каком темпе исполняются частушки? Каков их характер? Исполняются частушки в оживленном темпе, характер частушки – озорной, насмешливый, шутливый. Ребята, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? Дети: Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, и хочется танцевать. Кто сочиняет частушки? -Народ. Давайте и мы с вами попробуем сами сочинить частушку про масленицу. 1.Зачин масленица 2. Завязка нравится 3. Основное действие жуем 4. Развязка поем! 1. Прохлопать ритмический рисунок 2.Послушайте мелодию (пою последние слова в строках) 3.Сочиняем начало строчек. 4.Исполнение. А теперь, мы все вместе споем частушки. Я начну – вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь – будет песенка звенеть! 1.Вместе дружно мы живем, Вам частушки пропоем. Нынче масленку встречаем - Всех блинами угощаем! 2. Веселей играй, гармошка, Масленица, не грусти! Приходи весна скорее, Зиму прочь от нас гони! Молодцы! | Личностные УУД: формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности. Познаватель-ные: развитие умения осмысливать полученную информацию. Регулятивные: принимать музыкально-исполнительскую задачу, адекватно воспринимать предложения учителя; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности Коммуникатив-ные: умение слушать и принимать участие в коллективном создании музыкального образа. |
| Суббота – золовкины посиделки. А теперь пришла суббота. Сидеть девчатам дома неохота, И резвятся, словно белки. Это… (золовкины посиделки). Кто такая золовка? (сестра мужа) В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных, вели разговоры о житье-бытье и потчевали их угощением. Мы с вами пели и плясали, а теперь посидим и отгадаем загадки. 1.Любоваться не устану: И румяны, и пышны, С икрой, с маслом, со сметаной Эти вкусные… (блины)! 2.В небе желтый круглый блин, Он у нас такой один. Смотрит днем в оконышко, И зовется… (солнышко). 3.Солнце светит ярко-ярко, В зимней шубе стало жарко. Всей природе не до сна – Значит, к нам пришла… (весна). | Личностные: эмоциональное осознание, использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий Познаватель-ные: умение извлекать информацию из текста. Регулятивные: осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению; оценивание качества усвоения. Коммуникатив-ные: слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
| Прощеное воскресенье. День последний подошел, Великий пост с собой привел. В последний день едим блины печеные, А зовется воскресенье… (Прощеное). Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней прощались. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? -Сжигали Масленицу. Для чего сжигали? В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. А вам приходилось когда-нибудь просить прощение? А у кого вы будете просить прощение? А я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда дарили радость своим близким и не огорчали их по пустякам. Вот и закончились странички в масленичном календаре. | |
5.Первич-ное закрепле-ние. | 1.Блиц-опрос: Давайте сравним древние и современные традиции празднования Масленицы. Заполнение таблицы. Какой вывод сделаем? В православном празднике Масленицы языческая Комоедица сохранилась практически со всеми ее традициями. Пожалуй, нет в России человека, который не знал и не любил бы Масленицы. Этот праздник никогда не уходил из жизни народа. 2.Работа на интерактивной доске -Как называются дни масленичной недели? | Личностные: понимание значения традиций в жизни общества Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала, контроль и коррекция Коммуникатив-ные: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументация собственного мнения |
Информа-ция о домашнем задании. | Домашнее задание вы найдете в ваших блокнотах. По выбору: отгадать загадки, написать поговорки про Масленицу, сочинить частушку, нарисовать рисунок по теме «Масленица». Общее задание для всех- выучить песню «Блины». | Личностные: эмоциональное осознание, использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий Регулятивные: планирование собственных действий в процессе творчества |
Рефлексия | Какое настроение у вас осталось после урока, мы увидим, когда вы положите нарисованный блин на тарелки - у кого настроение праздничное, хорошее - на тарелочку с улыбающимся блинчиком, у кого настроение не очень - на тарелочку с грустным блинчиком, кто не может определить своё настроение – на тарелочку с серьёзным лицом. (Раскладывают блины) Спасибо вам, ребята, за урок, и я желаю вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций и радость души. Хоровод «Прощай, Масленица» | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |