Всероссийский конкурс исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников
«Я- ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Традиции рождественских (святочных) произведений
в русской литературе
Секция: Гуманитарная
Выполнил: Чагина Вероника,
МБОУ «СОШ №1 » 4 «в» класса.
Руководитель: Трифонова Л.Л..
учитель начальных классов
г. Ленск 2023
Оглавление.
I. Введение……………………………………………………………… 3.
Актуальность 3
Цель 3
Задачи 3
Гипотеза 3
Методы исследования 3
II.Теоритическая часть
2.1. Рождество — это время любить и прощать! 4
2.2.Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» 4
2.3.Монах Варнава. Березовая елка. Святочный рассказ. 4
2.4. Рождество для детей в стихотворениях. 5
III.Практическая часть.
3.1. Анкетирование 7
3.2. Рекомендательный список 7
IV.Заключение……………………..……………………………………… 7.
V.Список используемой литературы и интернет ресурсов …………… 8
Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждет: свершится волшебство.
Введение
Актуальность
На уроке Основы православной культуры мы прочитали рождественские
рассказы: Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», Е. Санина (монаха Варнавы) «Берёзовая ёлка», рассматривали иллюстрации к рассказам, репродукции картин и
икон, связанные с рождением Христа. И меня очень заинтересовала эта тема. Потом я готовилась к конкурсу «Рождественская песнь» и решила изучить эту тему. В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам. На протяжении большого периода ХХ века традиции христианской веры в целом и рождественских рассказов в частности были забыты. И только в начале ХХI века, общество вернулось к нравственным традициям христианства. сегодня мы читаем о светлом празднике, поэтов того времени, который дарит нам волшебную атмосферу, сказочные минуты радости и счастья. Узнаём традиции святочного рассказа, узнаём проблемы, которые поднимали авторы в своих произведениях в XIX веке, и насколько они актуальны и в наше время.
Цель нашей работы: выявить, какие традиции и проблемы описываются в рождественских произведениях.
Задачи:
Познакомиться с произведениями русских и современных авторов
Проанализировать произведения и выявить проблемы поднятые в них.
Сформулировать выводы по исследуемому материалу.
Подготовить рекомендательный список рождественских произведений для 4-х классов.
Гипотеза: если Рождество – самый светлый праздник христианской культуры, то традиции рождества нашли отражение в литературе.
Методы:
1. Подбор и анализ материала.
2. Обработка полученных данных.
3. Описательный метод – обобщение.
4.Анкетирование.
Теоритическая часть.
2.1. Рождество — это время любить и прощать!
Рождество – праздник ожидания чуда. Как когда то свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, и оно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник. В связи с праздником Рождества в XIX веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский или святочный рассказ. В этих рассказах соединяются проблемы, бедных людей и нравственные ценности общества. Рождество – самый светлый праздник христианской культуры. И поэтому он нашел отражение в живописи, литературе. В литературе появились произведения особого жанра – рождественские (святочные) рассказы. На протяжении столетий поэты прошлых лет и наши современники писали стихи о Рождестве, прославляя этот удивительный и неповторимый праздник.
С этим праздником связано много традиций: помогать бедным и немощным, обмениваться подарками, колядовать, но не для всех этот праздник несёт радость, ведь в жизни рядом с достатком и весельем соседствуют горе, нужда и одиночество. Именно об этом Фёдор Михайлович Достоевский писал в своём рассказе
2.2. «Мальчик у Христа на елке»
Д
остоевский описал в известнейшем рассказе на рождественскую тему «Мальчик у Христа на ёлке» проблемы бедного, никому не нужного ребёнка. Конец произведения не совсем похож на святочный рассказ. В нем писатель отступает от традиций. Его безымянный герой не получает рождественского подарка от окружающих людей, он умирает. Почему автор не одарил его подарками, не закончил счастливым концом? В рассказе главный герой мальчик-бедняк, Достоевский ему даже имя не дал. Просыпается он в темном, холодном, сыром подвале ему очень хочется кушать. Действие происходит перед Рождеством, мальчик бредёт по улицам Петербурга, любуется через окно рождественской ёлкой в доме богачей, вокруг которой кружатся нарядные и счастливые дети, а он только наблюдать через окно может этот праздник. Вокруг него черствые и равнодушные люди: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика», «Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу», «… сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой». Мальчик не замечает бездушия людей по отношению к нему, а люди вокруг него не замечают мальчика, и обрекает его на смерть: «Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало ему так хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть, и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул». «А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика…».
Вывод. Таким образом, мы видим проблему, которую поднимает писатель: общество не соблюдает христианских заповедей. Достоевский хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.
Несмотря на трагический финал, мальчик находит счастье и успокоение у Христа на ёлке. «У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки…» . Поэтому данный рассказ всё таки относится к святочным.
В отличии от Достоевского рассказ Монаха Варнавы «Берёзовая ёлка» имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.
2.3. Монах Варнава. Березовая елка. Святочный рассказ.
А
втор, как и Достоевский сто лет назад поднимает проблему: место ребёнка в обществе. Мальчик Серёжа и его мама, которые оказались в отчаянной ситуации, но не утратили веру в Бога. Ни голод, ни болезни, ни крайняя нужда не смогли заставить их отказаться от главного, и продать единственную ценность в доме – икону. И в рождественскую ночь с ними происходит настоящее чудо…И все это происходит в нашем современном мире.
В небольшом рассказе чудо и волшебство переворачивают жизнь нескольких людей - и тех, кому помогли, и того, кто помог...
Мальчик и его больная мама нуждаются особенно сильно накануне Рождества - маме нужны лекарства, а денег нет совсем.
Где-то в прошлой жизни, в воспоминаниях мальчика остались ёлка, праздничный стол, веселые мама и папа...Теперь папа исчез из их жизни - спился и ночует на вокзале. Мама - с христианским смирением и добротой читает в пустой холодной квартире своему сыну Серёже святочные рассказы. Она не перестаёт учить его доброте и вере в лучшее. Господь не оставляет эту бедную семью. Люди подают маме милостыню после храмовых служб, семья перебивается, но вот именно теперь есть больше нечего, а мама не может встать с постели, а значит, милостыньку не попросит. И Серёжа решает идти к храму сам. Рождественская служба длинна...Сережа почти замерзает, пока в надежде на щедрого прохожего стоит на своём посту. Богатый человек подаёт ему огромные для малыша деньги - 100 рублей! И грубо обрывает поток благодарности мальчика словами "Хватит с тебя, остальное Бог подаст!". И вдруг что-то случается с этим человеком. К нему приходит осознание того, что это сам Христос протянул к нему руку за помощью... И отныне меняется жизнь не только обездоленного ребенка и его мамы, но самое главное светлое чудо приходит в жизнь этого богатого человека...
Вывод. Книга очень трогательная и проникновенная! Написана в традициях святочного рассказа, где бедному мальчику помогает богатый человек. А точнее Сам Бог указывает ему на мальчика.
2.4. Рождество для детей в стихотворениях.
С
тихотворение «Рождественское» Саша Чёрный написал в 1920 году. В нем он раскрыл запрещенную в его время религиозную тему. рассказ о первых часах жизни Христоса. Автор показывает таинство рождения особенного Младенца, утверждая, что это событие всколыхнуло всю природу. Таким образом, автор пытается заинтересовать маленьких читателей темой Рождества, его историей, происхождением.
В начале стихотворения Саша Чёрный рассказывает о маленьком Христосе, который спит в яслях на свежем сене. Месяц, кажется, гладил Его волосы. На дитя подошел посмотреть бык, слегка дохнул на него и засмотрелся на упругое коленце. Воробьям тоже захотелось взглянуть на Ребёнка, поэтому они хлынули к яслям.
Пёс и кошка не могли оставаться в стороне: пёс тайком полизал тёплую ножку, а кошка грела Младенца в яслях. Только ослик не мог протиснуться к Христосу. Он беспомощно всех толкал, просился посмотреть, хоть минуточку, но ничего не получалось. Ослик заплакал. Вдруг, случилось чудо: Младенец раздвинул зверей и, улыбнувшись, прошептал: «Смотри скорей!..» Эта сцена показывает читателю, что перед ним не обычный Ребёнок. Чудеса свершаются сразу по Его рождению.
Тексты стихотворений «Божий дар» и «Молитва девочки» выдержаны в стиле рождественского(святочного) рассказа и вызывает желание делать добро.
Божий дар.
Ангела на землю посылает Бог, чтоб он вручил ёлку
«… Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне».
Ангел не поймёт, как найти такого ребёнка? Все дети кричат, что они самые достойные. И только на улице ангел встречает мальчика, который искренне рад ёлке. Но крошка говорит, что ёлки он не достоин, а вот его больная сестра достойна.
«И с улыбкой Ангел ясный
Елку крошке протянул»
Е. Варижон. Молитва девочки
В бедном доме на краю села
Маленькая девочка жила.
С мамой, без отца росли ребята,
Девочка в семье была девятой.
С
первых строк стихотворения мы видим проблему: бедность, нужда, содержать семью некому. Мать усердно молится и только благодаря ей они живы. Девять детей и одна мать надеяться на подарок к Рождеству не стоит. Но девочка видит куклу в витрине магазина и мечтает о ней. Она усердно молится в рождественскую ночь, она верит что, Господь слышит молитву, приходит к богатой женщине и повелел ей рано утром встать, Куклу в бедный домик отослать. Свершается чудо, наутро почтальон приносит куклу девочке.
Вывод. Рождественские (святочные) стихотворения также следуя традиции, на первый план ставят проблемы ребёнка и имеют светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.
III. Практическая часть.
Мы провели анкетирование среди одноклассников. Всего опрошенных 21
1. Какой праздник мы празднуем сразу после Нового года?
2. Вы читали книги о Рождестве?
3. Назовите прочитанные произведения.
4. Как вы выбирали что прочитать?
и пришли к выводу, что в основном не читают, знают только то, что проходят на уроке литературное чтение и основы православной культуры.
Мы составили рекомендательный список для чтения рождественских произведений для 4-х классов.
Библия «Рождество Христово»
Ваорижон И. «Молитва девочки»
Достоевский Ф.М. «Божий дар»
Достоевский Ф.М. «Мальчик у Христа на ёлке»
Из Евангелия от Матфея и Луки. «Рождественская история»
Санин Е. «Берёзовая ёлка. Святочный рассказ»
Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди.
С. Чёрный «Рождественское»
IV.Заключение.
В ходе исследовательской работы нами были решены следующие задачи и достигнуты результаты: мы подобрали и проанализировали несколько произведений на рождественскую тему. На страницах произведений мы встречаемся с чудом. Мы обработали полученные данные и убедились что, во время святочных посиделок дети слушают поучительные рассказы, в которых основные нравственные ценности добро, милосердие, взаимопомощь. Мы пришли к выводу, что Рождество – праздник ожидания чуда. Рождество — это время любить и прощать! Именно эти традиционные ценности рождественских произведений дарят нам волшебную атмосферу, сказочные минуты радости и счастья.
На основании данных результатов мы пришли к выводу, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: если Рождество – самый светлый праздник христианской культуры, то традиции рождества нашли отражение в литературе.
Итогом нашей исследовательской работы стал «Рекомендательный список для чтения рождественских произведений для 4-х классов».
Теоретическая значимость: данной работы заключается в том, что в ней проанализированы литературные произведения на рождественскую тему для детей.
Практическая значимость: данный материал можно использовать учащимися и учителями на уроках литературного чтения и основах православной культуры, на дополнительных занятиях.
Личная значимость проекта.
я открыла для себя новый вид литературных произведений;
научилась самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию;
научилась работать с интернет – ресурсами;
научилась проводить анкетирование, составлять рекомендательный список.
V.Список используемой литературы
Библия «Рождество Христово»
Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди/Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; — М.: Дет. лит., 1996. — с. 223
Достоевский, Ф.М. Повести и рассказы Ленинград, «Детская литература», 1974 с. 79–83
Интернет ресурсы:
https://azbyka.ru/audio
http://bibliya-online.ru
http: // ru. wikepedia. org/wiki
Приложение 1
Анкета.
Какой праздник мы празднуем сразу после Нового года?
Рождество- 100%
Вы читали книги о Рождестве?
Да – 20% нет-80%
Назовите прочитанные произведения.
Достоевский Ф.М. «Мальчик у Христа на ёлке»
Как вы выбирали что прочитать?
Не выбирали, читали на уроке-80%
По рекомендации учителя