Традиции в семье — залог воспитания взаимопонимания и сопереживания
Необходимость семейного домашнего воспитания будущего семьянина через традиции не нуждается в доказательствах.
За многовековую историю человечества сложился идеал воспитания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. Современные ученые к числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семейные традиции.
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и тд. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.
Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно. В традициях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов, В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи.
В одной семье традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением и танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором — причина многих бед и потрясений ребенка.
Обогащение содержания семейных традиций способствует совершенствованию процесса домашнего воспитания, а следовательно и в усилении его влияния, развивающего добрые качества в ребенке. Такие общепринятые семейные традиции, как Празднование Нового года и дней рождения членов семей, и, конечно, в первую очередь детей. Как показывают результаты исследований, эти традиции самые распространенные в современной семье. Однако, к сожалению, основное внимание в них уделяется порядку действования (приобретение елки, подарков, угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и т.п). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, инициирование доброты, сопереживания и сострадания детей. Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье — елка, ее установка, украшение. для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности, целостности• от восприятия украшенной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми елку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызывают эмоциональное восхищение, любование. С 4—5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки. Украшение елки — это целый ритуал огромного комплексного воздействия на ум, чувства, волю ребенка. Для него каждая елочная игрушка — старая знакомая, с которой связано столько приятных воспоминаний, и тут самое время узнать ее историю. Оказывается, что елочные игрушки, несмотря на их хрупкость, «живут» в семье достаточно долго, а некоторые становятся ее реликвиями. Ребенку интересно узнать, что маленький зеленый шарик, чуть- чуть потускневший от времени, давным-давно принадлежал прапрапрабабушке Александре, а картонного слона дедушка Саша купил на деньги, сэкономленные от школьных завтраков, когда ходил в первый класс, а под елкой стоит Дед Мороз, внутри которого был подарок, полученный папой на своем первом празднике Кремлевской елки. А этот ярко-красный конус, что так бережно завернут в вату, — самая любимая елочная игрушка бабушки Тани ‚ когда папа был маленький, он уронил его, а потом склеим специальным клеем. Ну как после таких интересных семейных преданий не быть осторожным, чтобы не повредить игрушки, которые, дороги твоим близким, любимы тобой!
Семейное воспитание ребенка должно проходить в традициях гуманного отношения к окружающим людям и предметам, и тогда он не только будет проявлять сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствовать сердцем беду других людей, животных литературных героев.
Таким образом, традиции — канал социализации ребенка, средство трансляции социально — культурных и духовных норм семьи.