СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционные и нетрадиционные методы работы с умственно-отсталыми детьми на уроках изобразительной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Традиционные и нетрадиционные методы работы с умственно-отсталыми детьми на уроках изобразительной деятельности»

Доклад на тему: «Традиционные и нетрадиционные методы работы с умственно-отсталыми детьми на уроках изобразительной деятельности ».

Цель: рассмотреть традиционные и нетрадиционные методы работы с умственно отсталыми детьми на уроках изобразительной деятельности.

Задачи:

- развитие творческих способностей детей с умственной отсталостью,

- осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку

- создание полноценной развивающей среды, соответствующую интересам и потребностям обучающихся.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…»

(Василий Сухомлинский)

Главной задачей обучения и воспитания детей с умственной отсталостью является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) - один из предметов программы обучения умственно отсталых детей, имеющее важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности и является одной из форм усвоения ребенком социального опыта.

Существование различных методов дает огромное поле для деятельности. Следует выделить традиционные и нетрадиционные методы обучения изобразительному искусству.

К традиционным методам мы относим наглядные (показ, демонстрация, иллюстрация), словесные (рассказ, беседа, объяснение) и практические методы обучения.

Термин «нетрадиционный» подразумевает под собой использование новых инструментов, способов, которые не являются общепринятыми, традиционными. Нетрадиционными методами являются: «сказкотерапия»,игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, музыкотерапия, использование на уроках рисования декоративно-прикладного искусства, введение коллективных заданий, отказ от традиционной работы с предварительным карандашным наброском, использование нетрадиционных техник рисования(нанесение краски на мокрый лист, замена кисточки палочкой, зубной щёткой, свечой, пальцевая живопись, кляксография, фотокопия, приём «штамповки» рисунков и т.д.), использование различных материалов. Преимущество нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства у умственно отсталых школьников, заключается, прежде всего, в том, что, во-первых, необычные изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, при действии с нестандартными материалами или использовании нетрадиционной техники снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком произведении присутствует больше свободы, самовыражения и творчества. Нетрадиционное рисование в наибольшей степени способствует активному раскрытию творческого потенциала человека. Эти техники подходят для любого возраста, начиная от 6-7 месяцев и до глубокой старости. Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Успешность использования нетрадиционных техник рисования заключается в быстроте и простоте получения форм и изображений. Учитывая все психофизические особенности умственно отсталых детей, они не всегда оказываются способны правильно держать художественный инструмент, именно поэтому разнообразие используемых средств в нетрадиционных техниках упрощает эту задачу и способствует более быстрому усвоению элементарной изобразительной деятельности. Нетрадиционное рисование лежит в основе арт - терапии. Существует множество методов нетрадиционного рисования.

На уроках изобразительного искусства используются следующие нетрадиционные техники рисования:

«монотипия» -отпечаток, рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую;

«кляксография» - дорисовывание нанесенной на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения;

«ниткография» - «рисую нитью»;

«рисование своими руками» -рисование пальчиком, ладошкой, кулачком;

«рисование сухой кистью», «шаблонография», «рисование солью, песком», и т. д.

Дети получают новые знания о окрашивании бумаги, осваивают различные методы рисования, учатся работать с кистью, губкой, карандашом. Рисуя нетрадиционным способом, умственно отсталый ребенок закрепляет элементарные изобразительные навыки, отрабатывая их на новом, ярком и необычном материале. Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию к обучению изобразительной деятельности, снимает страх, боязнь не справиться с работой. После того, как умственно отсталые дети овладеют нетрадиционными и традиционными способами рисования, узнают особенности техник и знакомятся с художественными материалами, на занятиях по изобразительной деятельности можно использовать смешанные техники рисования (сочетание нескольких техник). На уроках изобразительного искусства используются следующие смешанные техники: смешение акварели и цветных карандашей, гуашевые и акварельные краски, тушь и карандаш, пастель и чернила. Умственно отсталые дети очень любят рисовать в техники граттаж (рисунок путем процарапывания). Такую интересную работу можно делать, а протяжении нескольких уроков. На одном занятии детям следует нанести на лист картона слой воска, а затем тушь. На другом занятии начинается создание собственно гравюры - на картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основ. Такие необычные уроки нравятся детям, потому что здесь они могут проявить свое мастерство, раскрыть свой творческий потенциал. Использование на уроках смешанных техник рисования, позволяет умственно отсталым школьникам расширить знания о художественном материале, закрепить навыки работы с ними.

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

В комплексе с другими учебными предметами, изобразительная деятельность оказывает существенное коррекционно-развивающее воздействие на умственно отсталого ребенка. Влияет на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом, моторику рук), развитию личностных качеств, способствует формированию эстетического восприятия, оказывает развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и на его личность в целом, способствует развитию потребности в речевом общении, активизации и обогащению речи умственно отсталых детей.

Под влиянием правильно осуществляемого обучения изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.

Вывод: Таким образом, сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения детей с ОВЗ позволяет сделать процесс обучения коррекционно-развивающим, увлекательным, повышает познавательный интерес и эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении.

«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка»

\ Аристотель \







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!