А. А. Мишучков
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
Традиционные ценности и права человека: правовой и политический дискурс диалога Запада и России
Консультативный комитет Совет по правам человека ООН 10.08.2012 г. принял резолюцию «Поощрение прав человека и основных свобод посредством более глубокого понимание традиционных ценностей человечества» HRC/AC/9/21. При обсуждении резолюции решался основной вопрос о том, способствуют ли традиционные ценности соблюдению прав и свобод человека, и каков механизм разрешения противоречия, когда традиционные ценности приходят в противоречие с правами человека. Однозначного ответа в резолюции не дается в отношении традиционных ценностей. К компромиссу в отношении них, комиссия также не пришла. В целом резолюция положительно относится к феномену традиционных ценностей человечества, если они не препятствуют реализации международных норм прав человека: «Традиционные ценности отстаивают свободу, человеческое достоинство и других ценности, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, они могут играть важную роль в реализации международных прав человека в различных социальных и культурных контекстах. Образование в области прав человека и обучение с помощью таких традиционных ценностей может быть эффективным в осуществлении продвижения и защиты прав человека в местном контексте» 2. С этой целью должен быть организован постоянный диалог между различными странами и народами, показано уважение их обычаев и индивидуальных путей развития, признана ответственность всех государств в поощрении и защите прав человека для всех. Такой подход является важным шагом на пути к сохранению культурного разнообразия мира, предотвращения конфликтов и обеспечения универсального применения прав человека3.
Одним из аргументов против легитимности традиционных ценностей в международном политическом дискурсе становится идеологизация данного концепта, направленная против сепаратистских действий местных национальных органов власти против глобальной политики неоколониализма транснациональной либеральной элиты. Аргумент резолюции следующий: «Те, кто извлекает наибольшую выгоду из существующего положения, скорее всего, будут ссылаться на традиции для сохранения власти и привилегий, а также – выступать в роли защитников традиции, в то время, как наиболее обездоленные и бесправные представители общества несут наибольшие потери от подхода к правам человека, основанного на традиционных ценностях»4. В 45 пункте резолюции становится понятным, почему традиционные ценности населения оказываются в противоречии с навязываемыми сверху нетрадиционными гендерными ценностями: «В ходе обзора одно из правительств отметило, что «глубоко укоренившиеся религиозные, культурные и моральные ценности» составляют главное препятствие для признания прав человека лесбиянок, геев и бисексуалов в его стране»5. Данный пункт является принципиальным в противоречии данных двух ценностных систем (национальной и трпанснациональной), что приводит их к идеологическому конфликту. Положительным моментом резолюции является пункт о значимости традиционных ценностей для образования подрастающего поколения. Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) подготовило руководящие принципы по обучению детей, учитывающие рекомендации Комитета по правам ребенка о том, что такое образование должно строиться на имеющемся у ребенка опыте и увязывать права человека с теми ценностями, которые ребенок в состоянии воспринимать. Проводником для таких ценностей может стать местная культура, местные традиции и традиционные ценности, чтобы можно было приводить местные примеры и обеспечивать причастность к универсальным ценностям прав человека6. Важным практическим моментом резолюции являются ее рекомендации к национальным правительствам и институтам гражданского общества: «Традиционные ценности, поддерживающие свободу, человеческое достоинство и другие принципы, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека, могут выполнять конструктивную роль в осуществлении международных прав человека в различных социальных и культурных контекстах. При осуществлении поощрения и защиты прав человека на местном уровне весьма эффективными могут стать образование и подготовка в области прав человека с использованием таких традиционных ценностей»7. В этой связи введение в систему среднего образования в РФ дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» в России является реализацией этого пункта рекомендаций резолюции Комитета. Рекомендации в целях обеспечения более глубокого понимания и признания традиционных ценностей в защите прав человека призывает международное сообщество «добиться уважительного отношения к отличительным чертам различных культур и религий, если они совместимы с международными нормами в области прав человека. Для этого необходим постоянный диалог различных стран и народов, уважение их обычаев и своеобразных путей развития, а также признание ответственности всех государств за поощрение и защиту прав человека. Такой подход является важным шагом вперед по пути сохранения культурного многообразия нашего мира, предотвращения конфликтов и обеспечения универсального применения прав человека»8.
Проблеме столкновения этих двух идеологических и правовых парадигм, теме защиты традиционных ценностей Россией на международной арене посвящены целая серия аналитических статей. Так, аналитик В.А. Карташкин отстаивает идею, что такие ценности как свобода, достоинство и ответственность, монопольно захваченные либеральным дискурсом, исторически являются традиционными ценностями человечества, и в силу этого факта являются фундаментальными международными стандартами и нормами, закрепляются в универсальных и региональных соглашениях по правам человека, иначе они были бы просто отвергнуты. Традиционные ценности играют важную роль для поощрения и защиты прав человека и универсального применения в цивилизационных этиках9. Н.С. Семенова рассматривает сложные коллизии, которые сложились в международном плане в отношении традиционных ценностей, анализирует международно-правовые документы, направленные на понимание прав человека в соответствии с традиционными ценностями человечества. Приводятся примеры правовой защиты нетрадиционных (трансгендерных) отношений на национальном уровне западных государств, а также позиция России по данному вопросу. С одной стороны в резолюциях Совета ООН 12/21 и 16/3 признается универсальный статус и защита традиционных ценностей как принадлежащих всему человечеству. С другой стороны в европейском правовом пространстве происходит легализация однополых браков, усыновление детей в них, легитимация педофилии и инцеста. В резолюции Совета ООН по правам человека 17/19 происходит уравнивание традиционных и нетрадиционных ценностей 10. Н.С. Семенова отмечает, что современная международная система разрабатывалась в эпоху, когда в Европе и в США еще соблюдались в политике основополагающие принципы христианства. Выработанный консенсус международным сообществом в отношении прав и свобод человека, заложенный в Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах 1966 г. в настоящий момент отсутствует, интерпретация этих прав сегодня стала камнем преткновения, что в очередной раз разделило мир на два полюса. По словам главы римско-католической церкви Папы Франциска, сейчас наступает постхристианская эпоха, что приводит к легализации антихристианских принципов в отношении семьи и гендера. Например, абсолютный запрет на войну как средство разрешения международных споров, закреплённый в ст. 2 ч. 4 Устава ООН, стал подвергаться оспариванию со стороны целого ряда государств, включая прежде всего США. Н.С. Семенова отмечает: «Борьба за права человека в разном их понимании привела к конфликтам в Афганистане, Ираке, Ливии, Египте, Сирии и других странах»11. В России неприемлемость нетрадиционных ценностей вылилась в общественный протест против введения в стране ювенальной юстиции и социального патроната по западному образцу. Примером может служить решение Архиерейского собора МП РПЦ «Позиция Русской православной церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции»12. В результате такого обсуждения 22.01.2014 г. законопроект о патронате был отклонён и снят Государственной Думой РФ с рассмотрения; принят федеральный закон РФ 29.06.2013 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей». Данные действия Госдумы РФ стали отражением обозначившегося направления российской политики по духовно-нравственному воспитанию детей в рамках традиционных ценностей российской культуры. Отстаивание Россией традиционных ценностей на международной арене стало камнем преткновения в международных отношениях между Россией и Западом.
1 Поощрение прав человека и основных свобод посредством более глубокого понимание традиционных ценностей человечества. Резолюция консультативного комитета Совета по правам человека 6-10.08.2012г. ООН / HRC / AC / 9/2. tp://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/AdvisoryCom/Session9/A.HRC.AC.9.2_ru.pdf
2 Там же, С.79.
3 Там же, С.81.
4 Там же. С.14.
5 Там же. С. 16.
6 Там же. С. 23. См. также: УВКПЧ, «Азбука преподавания прав человека. Практическая деятельность в Начальной и средней школе», 2004 г.: www.ohchr.org/Documents/Publications /ABCChapter1en.pdf.
7 Там же. С. 24.
8 Там же, С.25.
9 Kartashkin V.A. Human rights and traditional values of humankind. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 3. С. 119-129.
10 Семенова Н.С. Традиционные ценности-камень преткновения XXI века: международно-правовой подход. /Закон и право. М.: , 2014. № 11. С. 19-22.
11 Семенова Н.С. Международно-правовая защита традиционных ценностей. Реализация права на образование. Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. Издательство: Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ) (Москва)2014. № 7 (294). С. 35.
12 «Позиция Русской православной церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции». Решение Архиерейского собора Русской Православной Церкви от 4.02. 2013 г. // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2774805.html