Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
Ценmp эстетического воспитания детей «Творчество»
«Традиционный музыкальный инструментарий осетин »
(информационный материал для бесед)
СОСТАВИТЕЛИ:
Годжиев О.Т.
Корнаев А.Ю.
Хадарцева М.Ю.
концертмейстеры
г. Владикавказ, 2017 г.
Музыкальный фольклор осетинского народа, помимо развернутых форм вокального творчества, вбирает в себя также и глубокие корни древнейшей инструментальной культуры, несомненно, представляющей большой научный интерес. Уже сам факт существования здесь инструментов, входящих в три основные группы - духовую, струнную и ударную, - а также наличие в них таких многотонновых (многоголосных) инструментов, как двуствольный удæвдз (стъили) и дыууадæстæнон фæндыр, являющийся вообще древнейшим представителем инструментальной культуры, их архаичность, с одной стороны, и техническое средство - с другой, подтверждают древность осетинского народного музыкального инструментария.
Группа ударных инструментов в осетинском музыкальном инструментарии представлена в основном тремя инструментами –гуымсæг, дала и къæрцгæнæг. По существу это двухсторонний барабан, бубен и род трещотки.
Говоря об ударных инструментах осетин, очевидно, правильнее будет считать их общерегиональными, т.е. общекавказскими, т.к. и функционально, и по исполнительским особенностям осетинский «гуымсæг» мало (или почти) не отличается, скажем, от грузинского «доли», армянского «доол», азербайджанского «нагара», дагестанского и чечено-ингушского «гавал» и.т.д. Так же никакой разницы нет между осетинским «дала» и грузинским «дайра», армянским «даф» - «дэф» -«дапп» - «хавал», азербайджанским «даф», дагестанским и чечено-ингушским «тэп» и.т.д.
Гуымсæг - двусторонний барабан. Корпус его из дерева, согнутого цилиндрически. В Осетии гуымсæг распространен повсеместно. Он является необходимой составной всех народных праздников, особенно танцев.
Играют на нем с двух сторон и с одной стороны. Если играют с двух сторон, то обычно, строй обоих мембран бывает близок друг к другу, если же играют с одной стороны, то соблюдение одинакового строя необязательно.
Гуымсæг считается инструментом ансамблевым, т.к. сольное применение его почти не встречается. Наиболее эффективен гуымсæг ансамбле с ирон - хъандзал – фæндыром, имеющим наибольшее распространение. Часты случаи сочетания гуымсæг с ирон-хъандзал-фæндыром и с къæрцгæнæг.
Дала - это деревянный обруч, с одной стороны обтянут кожаной мембраной. Дала так же, как и гуымсæг - инструмент ансамблевый и используется преимущественно с ирон-хъандзал фæндыром в сопровождении танцев. Но следует отметить, что дала менее распространенный, чем гуымсæг, инструмент.
Къаерцгаенаег - инструмент, который осетины считают исконно своим. Множество инструментов этого типа можно встретить и сегодня в самых разных уголках Осетии. При этом важно заметить, что (не нарушая общей традиционной конструкции инструмента, народ изготовляет их в большом разнообразии. Инструменты типа осетинского къæрцгæнæг имеют довольно широкое распространение на всем, Кавказе, однако, наибольшей популярностью они пользуются, пожалуй, у осетин. Объяснить это трудно. Быть может то, что до проникновения сюда мембранных это был единственный и полноправный ударный инструмент, с которым веками было связано метроритмическое мышление народа, в какой-то степени объясняется это. Не случайно ведь то, что и гуымсæг и дала долгое время оставались для осетинского музыкального быта «инородными» и входили в него не с большой осторожностью. Как бы то ни было, ни один осетин даже не
представляет себе народные танцы без къæрцгæнæг, и сегодня народные пляски не обходятся без него. А когда случается, что под рукой его не бывает, то все равно тут же находят заменяющий къæрцгæнæг предмет (кусок дранки, расщепленный отрезок палки и пр.)
Вообще осетины - народ, ревностно относящийся к атрибутам своей старины, в чем бы они не проявлялись. Может быть, именно поэтому в их быту, языке, материальной и художественной культуре и даже в образе мышления элементы архаики столь живучи и устойчивы. Не исключено, что именно поэтому къæрцгæнæг, с его примитивной конструкцией, продолжает жить полнокровной жизнью в музыкальном быту осетин.
Осетинский народный инструмент «Ирон Фандыр» вошла в быт народа Осетии в. середине 19 века и заняла ведущее место среди национальных народных музыкальных инструментов. Ни одно народное веселье, ни одно празднество немыслимо без гармоники. Реконструированная квалификационными мастерами старинная двухбасовая осетинская гармоника, усовершенствованная народными исполнителями, высоко подняла инструментально-исполнительское мастерство.
Основоположниками игре на национальной гармонике были такие гармонисты как Кайсин Мерденов, Замира Мамиева, Надежда Ходова, Булат Газданов и другие.
Список используемой литературы.
1. М.Плиев Сборник сочинений танцевальных мелодий «Æнусон кафт» г.Цхинвал, 1993 г.
2. С.С.Газарян «В мире музыкальных инструментов», М: 1985г.
3. Л.Грикулова «Осетинские танцы», Орджоникидзе, 1961г.
4. Б.Шаталов «Музыка народов Кавказа, Владикавказ, 1992г.
5. Ф.Ш.Алборов «Музыкальная культура осетин»