« Жизнь дана человеку, чтобы
он научился различать
добро и зло, и приложился
добру…»
Духовно-нравственные основания традиционного уклада как педагогический потенциал образования
Белевич Т.А.
учитель истории, ОПК
МБОУ Новоколоминская СОШ
Современный национальный воспитательный идеал :
« ...это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны , укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации…»
Определяется из необходимости
«…сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам исторических эпох».
Возможности
ДНВ и Р личности определяются смысло-жизненными основаниями
Источники
уклада , которые заложены в православном учении о спасении (сотериологии).
православной традиции воспитания -это любовь к Богу и жизнь по заповедям осуществляемая в синергии человеческой воли и божественной благодати Православное понимание евангельских заповедей выявляет в них этическое содержание
Средства
ДНВ и Р личности в православной
Содержание
русской традиции воспитания – это пост, молитва, воздержание, заступничество Божией Матери и святых. Процесс воспитания опирался на благодатную помощь Святых Таинств.
ДНС и Р личности в контексте приобщения к традиционному
укладу жизни являются такие качества, приобретаемые человеком, как смирение, кротость, стремление к правде, милосердие, терпение, сердечная чистота и т.п.
Педагогический потенциал
духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции
Традиционный уклад жизни
Образова-тельная
Психоло-гическая
Этнокультурная
Мировоззренческая составляющая
Мировоззренческая составляющая
Традиционный уклад жизни
основывается на религиозном мировоззрении.
Религиозные воззрения включают в себя религиозные догматы традиции веры,
которые определяют образ жизни , систему духовно-нравственных ценностей и способы передачи образа жизни и духовно-нравственных ценностей из поколения в поколение .
Этнокультурная составляющая
реализуется в повседневной жизни и в праздниках выполняя функцию передачи знаний, умений, навыков, ценностей, опыта трудовой деятельности и культурного творчества.
Д/Н основания уклада жизни
в православной русской традиции
способствуют развитию толерантности личности, ее способности к межкультурному диалогу и принятию ценностей различных этнических традиций.
Психологическая составляющая
Формируется под влиянием мировоззренческой и этнокультурной составляющих уклада жизни включает внешний аспект(слова, действия, поступки) и внутренний аспект (убеждения, образы, мотивы, чувства) . Убеждения носят либо конструктивный (созидательный ) характер, либо деструктивный (разрушительный ) и выражаются либо в нравственно- ориентированной либо в нравственно-дезориентированной позиции. Задача воспитания в том, чтобы использовать педагогический потенциал
традиционного уклада жизни для формирования созидающих убеждений
Образовательная составляющая
задает ориентацию на формирование Д/Н оснований традиционного уклада жизни в воспитании, обучении и развитии и способствует ценностному самоопределению личности относительно идеалов, смыслов, норм и укладных форм деятельности .
Воспитательный потенциал уклада жизни русского народа был насыщен этическими нормами, исходящими из евангельских заповедей в их православном понимании
Основополагающий тезис в русской культурной традиции –
жизнь дана человеку для того, чтобы он мог выбрать и приложиться к добру или ко злу.
ЗЛО
ДОБРО
Добро
Евангельские истоки этических норм
Любовь
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоан., 13, 34—35) Бог есть Любовь (1 Иоан., 4, 8)
Терпение
Терпением вашим спасайте души ваши (Лк., 21, 19). Претерпевший же до конца спасется (Мф., 10, 22). В скорби будьте терпеливы (Рим., 12, 12); в терпении благочестие (2 Пет., 1, 6); от терпения опытность (Рим., 5, 4)
Смирение
Я кроток и смирен сердцем (Мф., 11, 29). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет., 5, 5). Славе предшествует смирение (Пр., 15, 33); смиренный духом приобретает честь (Пр., 29)
Милосердие
Будьте милосерды как, и Отец ваш милосерд (Лк., 6, 36). . Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою (Пр., 11, 17). Милосердием и правдою очищается грех (Пр., 16, 6)
Послушание
Дети, будьте послушны родителям вашим во всем; ибо это благоугодно Господу (Кол., 3, 20). Послушание лучше жертвы (1 Цар., 15, 22)
Жертвенность
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Иоан., 15, 13) Любить Его и любить ближнего своего есть больше всех всесожжении и жертв (Мр., 12, 33)
Сострадание
Господь весьма милосерд и сострадателен (Иак., 5, 11). Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф., 4, 32)
Щедрость
Щедр и милостив Господь (Пс., 102, 8). Кто сеет скупо, скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор., 9, 6). Давайте, и дастся вам: ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк., 6,38)
Трудо-
Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес., 3, 10). Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его (Пр., 13, 11). Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное (Ефес., 4, 28)
Способность к покаянию
Сотворите же достойный плод покаяния (Мф., 3,8). Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк., 5, 32). Господь долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет., 3, 9).
любие
Умение прощать
Отче наш ... прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф., 6, 12). Прощайте, и прощены будете (Лк., 6, 37). Если же не прощаете, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших ,
Грехи
Евангельские основания для выявления негатива
Гордость
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет., 5, 5). Не гордись, но бойся (Рим., 11, 20). Падут поборники гордыни (Иов., 9, 13). Придет гордость, придет и посрамление (Пр., 11 2); погибели предшествует гордость, и падению — надменность (Пр.,16, 18); гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь (Пр., 29
Зависть
Не будем друг другу завидовать (Гал., 5, 26). Не завидуй делающим беззаконие (Пс, 36, 1). Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое (Иак., 3, 14).
Лесть
Льстивые уста готовят падение (26, 28). Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (2 Тим., 4, 3). Не было лести в устах Его (1 Пет., 2, 22)
Ложь
Не говорите лжи друг другу (3, 9). Господи, избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого (Пс., 119, 2). Всех лжецов участь в озере, горящем (От., 21, 8)
Высоко-
Гордость и высокомерие ненавижу (Пр., 8, 13). От высокомерия происходит раздор (Пр., 13, 10). Терпеливый лучше высокомерного (Ек., 7, 8). Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе (Рим., 12, 16). Положу конец высокоумию гордых (Ис., 13, 11)
Лень
Ленивая рука делает бедным (Пр. 10, 4). Леность погружает в сонливость (Пр., 19, 15). Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым (Пр., 6, 6)
мерие
Непослуша-
Непослушание получало праведное воздаяние (Ев., 2, 22). Непослушанием одного человека сделались многие грешными (Рим., 5, 19)
Клеветни-чество
Не обижайте, не клевещите (Лк., 3, 14). Кто может обитать на святой горе Твоей? ...кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла... (Пс., 14, 1—3). Кто разглашает клевету, тот глуп (Пр., 10,18)
ние
Злословие
Не злословьте друг друга, братия (Иак., 4,11). Злословящий отца или матерь смертию да умрет (Мф., 15, 4). Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь (Ис., 51,7)
Педагогические эффекты реализации педагогического потенциала духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции:
- в осознанном выборе человеком нравственно-ориентированной позиции и уклонении от нравственно-дезориентированной позиции при решении жизненных проблем;
- в формировании критериев самооценки поступков, которые определяются ценностями, укорененными в мировоззренческой составляющей традиционного уклада ;
- в развитии средств анализа и рефлексии нравственных принципов, на основе которых совершается поступок в ситуации выбора;
-в принятии образов человеческого совершенства, выраженных в святости как идеале нравственного устремления человека ..
Список источников :
- Берсенева, Т.А. Психологическое понимание уклада жизни / Т.А. Берсенева, А.К Колеченко // Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 11. – СПб.: СПбАППО, 2007. – С. 53–58.
- БерсеневаТ.А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции : монография / Т.А. Берсенева. – СПб.: АППО, 2007. – 172 с. (Научные школы Академии).
- Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т. И. Петракова; Институт общего образования МО России // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием.
Спасибо за внимание