Национальные традиции и
общечеловеческие ценности
Человек. Общество. Государство
(профильное обучение)
11 класс
Урок №52
Лицей г. Ивацевичи
Ситник П.В.
Традиционные ценности белорусского народа, воплощаемые в идеологии белорусского государства
Мой родны кут, як ты мне мілы.
Забыць цябе не маю сілы…
Я.Колас
Огинский канал.
Ивацевичский р-н.
Среди фундаментальных традиционный ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Именно вследствие этого поэтизация «Айчыны», «свайго краю» представляет собой сквозную тему и устойчивую идейно-патриоти-ческую традицию как белорусского народного фольклора, так и всей национальной культуры и искусства.
Осознание белорусами своего белорусского гражданства (по материалам социологического исследования, проведённого в ноябре 2003 г.)
Постижение универсальной значимости Отчизны
возникает у человека первоначально как ощущение
и чувство личной принадлежности к ней, а затем как
всё более крепнущее осознанное признание неотрыв-
ности от неё.
Отношение белорусов к белорусскому гражданству (по материалам социологического исследования, проведённого в ноябре 2003 г.)
Отношение белорусов к своей национальности (по материалам социологического исследования, проведённого в ноябре 2003 г.)
Большая семья за ужином. Лунинецкий р-н. 20-е гг. ХХ в.
Свойственная белорусскому национальному сознанию и самосоз-нанию живительная идея патриотизма, высочайшей ценности Роди-ны, органично связана с присущей ему ориентированностью на все-мерное укрепление в повседневной жизни начал общности, соседс-кой взаимопомощи и коллективизма. Широкое признание в XVI-XX вв. в Беларуси приобрела знаменитая «громада», являющаяся ос-новным социально-территориальным, социоземельным и социо-культурным общинным объединением жителей деревни.
Именно в этом смысле в начале ХХ в. Я.Купале все белорусы виделись как нация, формирующаяся «у агромістай такой грамадзе», в единстве и сплочённости.
Широкое распространение коллективистских ценностей «грома-ды» побуждало людей видеть в подобного рода общинном объеди-нении не только близкий сельский мир, хорошо освоенный и родной до слёз, но и выражение единства более широкого плана, вплоть до осознания единства коренных национальных интересов.
Вместе! Кобринский р-н. 1934 г.
Идея «громады» в белорусском национальном самосознании ор-ганично связана с ценностями «толоки» - совместного коллективного труда членов одной социально, территориальной, чаще всего сосед-ской общины. В «толоке» воплощались существовавшие на протяже-нии многих веков у белорусов обычаи коллективной, бесплатной, добровольной помощи тем, кто по той или иной причине не мог осу-ществить соответствующую работу самостоятельно.
На основании социо-логических исследо-ваний, проведённых в 2003 г., в качестве основного источника существования наз-вали заработную пла-ту:
Коллективистская сущность сельской общины теснейшим образом пе-реплетается с трудолюбием. И в народных сказаниях, пословицах, пого-ворках, и в песнях, и в художественной поэзии или прозе – везде вос-славляется созидательный труд – источник всех ценностей, всех радос-тей жизни.
Белорусочка. Столинский р-н. 30-е гг. ХХ в.
Одной из важнейших традиционных ценностей белорусского на-рода является доброжелательность. Она представляет собой свой-ственные отдельной личности или целой социальной общности (на-циональной, территориальной, социокультурной и т.д.) желание доб-ра другому человеку, другому народу, проявление участия, располо-жения, поддержки другим людям.
Президенты России В.Путин, Беларуси А.Лукашенко и Ук-раины Л.Кучма на Междуна-родном фестивале «Славянс-кий базар» в Витебске. 2001 г.
В традиционной для белорусского народа ценности доброжела-тельности есть немало общих элементов с толерантностью. Толе-рантность – это такое социальное качество личности и(или) социаль-ной группы, которое характеризует отношение к другому человеку, к другой культуре или религии как к равнодостойному собеседнику, партнёру. Но важно отметить, что понимание и терпимость к чужой точке зрения, политическим, религиозны, научным убеждениям не предполагает отказа от собственных убеждений и жизненных пози-ций.
Из 10 показателей характеризующих направленность ценностных ориента-ций жителей Беларуси по данным социологического исследования 2003 г. предпочтение ими было отдано следующим:
Среди традиционных для белорусов ценностей существенную роль играет самоуважение и независимость личности. В народном ментали-тете высоко ценится стремление человека к утверждению своей неза-висимости, своего гражданского достоинства.
Самоуважение неразрывно свя-зано с такой общесоциальной цен-ностью, которой является свобо-да. В настоящее время свобода понимается как возможность бес-препятственного и разносторон-него развития личности, свобод-ной от угнетения, произвола влас-тей, преступных посягательств и ориентированной на служение добру, социальной справедливос-ти, материальному и духовному благосостоянию народа.
Брестская крепость-герой… …«Готов За тебя до конца я стоять, Мой народ, моя Родина-мать!»
Одним из традиционных ка-честв, присущих белорусу, как отмечают многие исследовате-ли белорусского этноса, яв-ляется терпение, терпеливость. Под терпением понимают обычно душевное качество че-ловека, чаще всего верующего, на пути самосовершенствова-ния, понимание и принятие все-го происходящего в окружаю-щем мире как должного и необ-ходимого. Оно воспринимается людьми как способность стой-ко и безропотно переносить что-либо неприятное – боль, страдания, лишения и т.п., а также как способность мирить-ся с чем-либо, с существова-нием кого-то, чего-то нежела-тельного.
Из цикла «Чёрная быль». М.Савицкий.
Характеризуя особенности белорусского нацио-нального движения, М.Богданович подчёрки-вал: «…для нас отмена национальных право-ограничений – вопрос принципиальный». Вмес-те с тем он обращал внимание на то обстоятель-ство, что народная интеллигенция, составляю-щая ядро этого движения, закладывала в осно-ву своей деятельности «наличность самостоя-тельной белорусской национальности и бело-русской культуры», «никогда не впадала в шо-винизм, не стремилась к умалению прав сосед-них национальностей на всю полноту самостоя-тельного культурного развития. В частности, она приветствует рост как великорусской, так и польской культуры в крае, добиваясь лишь то-го, чтобы этот рост не имел своей основой де-национализацию белорусского народа». (Богданович М. «На белорусские темы»).
Важная особенность белорусского национального характера зак-лючается в том, что терпение в нём взаимосвязано с решительным неприятием, нетерпимостью ко всякому гнёту, т.е. насильственному воздействию сильного, богатого на более слабого, бедного. Особен-но активно белорусы выступали против социального и националь-ного угнетения, о чём свидетельствует, в частности, восстание 1863-1864 гг. под руководством К.Калиновского.
Среди традиционный ценностей, высоко ценимых белорусским наро-дом, очень важное место занимает справедливость. Справедливость – это общий принцип, в соответствии с которым индивиды и социальные группы должны получать то, что они заслуживают.
Справедливость
в нравственном аспекте
в правовом аспекте
формальное равенство, одинаковость
равенство различных индивидов в
для всех требований, правил, норм,
их притязаниях быть счастливыми
(хотя бы благополучными) и
законов, посредством которых
обладать необходимыми для этого
приравниваются друг к другу все
благами
граждане как равные субъекты права
Важное ценностное зна-чение в восприятии и разви-тии духовных традиций на-рода имеет осознание при-надлежности белорусов к христианской цивилизации. Точнее говоря к её восточ-ноевропейской ветви. В тра-диционных ценностях бело-русского народа воплоти-лись основные ветви хрис-тианского миропонимания – православие и католичест-во, их общие фундаменталь-ные принципы. Именно на мировоззренческом фунда-менте христианства возник-ли главные черты белорус-ского национального харак-тера.
Икона. А.Исачёв.