СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционные ценности белорусов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку "Традиционные ценности белорусов"

1. фарміраванне і развіццё першых княстваў на землях Беларусі;

2. хрысціянізацыя;

3. адносна “мяккія” формы станаўлення ВКЛ і палітычная гісторыя дзяржавы;

4. сужыццё розных этнасаў, рэлігій;

5. прыродныя катаклізмы, войны, нашэсці вучылі цярплівасці, спачувальнасці да чужых нягод, кемлівасці.

Просмотр содержимого документа
«Традиционные ценности белорусов»

Национальные традиции и общечеловеческие ценности Человек. Общество. Государство (профильное обучение) 11 класс  Урок №52 Лицей г. Ивацевичи Ситник П.В.

Национальные традиции и

общечеловеческие ценности

Человек. Общество. Государство

(профильное обучение)

11 класс

Урок №52

Лицей г. Ивацевичи

Ситник П.В.

Традиционные ценности белорусского народа, воплощаемые в идеологии белорусского государства

Традиционные ценности белорусского народа, воплощаемые в идеологии белорусского государства

Мой родны кут, як ты мне мілы. Забыць цябе не маю сілы…  Я.Колас Огинский канал. Ивацевичский р-н. Среди фундаментальных традиционный ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Именно вследствие этого поэтизация «Айчыны», «свайго краю» представляет собой сквозную тему и устойчивую идейно-патриоти-ческую традицию как белорусского народного фольклора, так и всей национальной культуры и искусства.

Мой родны кут, як ты мне мілы.

Забыць цябе не маю сілы…

Я.Колас

Огинский канал.

Ивацевичский р-н.

Среди фундаментальных традиционный ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Именно вследствие этого поэтизация «Айчыны», «свайго краю» представляет собой сквозную тему и устойчивую идейно-патриоти-ческую традицию как белорусского народного фольклора, так и всей национальной культуры и искусства.

Осознание белорусами своего белорусского гражданства  (по материалам социологического исследования,  проведённого в ноябре 2003 г.) Постижение универсальной значимости Отчизны возникает у человека первоначально как ощущение и чувство личной принадлежности к ней, а затем как всё более крепнущее осознанное признание неотрыв- ности от неё.

Осознание белорусами своего белорусского гражданства (по материалам социологического исследования, проведённого в ноябре 2003 г.)

Постижение универсальной значимости Отчизны

возникает у человека первоначально как ощущение

и чувство личной принадлежности к ней, а затем как

всё более крепнущее осознанное признание неотрыв-

ности от неё.

Отношение белорусов к  белорусскому гражданству  (по материалам социологического исследования,  проведённого в ноябре 2003 г.)

Отношение белорусов к белорусскому гражданству (по материалам социологического исследования, проведённого в ноябре 2003 г.)

Отношение белорусов к  своей национальности  (по материалам социологического исследования,  проведённого в ноябре 2003 г.)

Отношение белорусов к своей национальности (по материалам социологического исследования, проведённого в ноябре 2003 г.)

Большая семья за ужином.  Лунинецкий р-н.  20-е гг. ХХ в. Свойственная белорусскому национальному сознанию и самосоз-нанию живительная идея патриотизма, высочайшей ценности Роди-ны, органично связана с присущей ему ориентированностью на все-мерное укрепление в повседневной жизни начал общности, соседс-кой взаимопомощи и коллективизма. Широкое признание в XVI-XX вв. в Беларуси приобрела знаменитая «громада», являющаяся ос-новным социально-территориальным, социоземельным и социо-культурным общинным объединением жителей деревни.

Большая семья за ужином. Лунинецкий р-н. 20-е гг. ХХ в.

Свойственная белорусскому национальному сознанию и самосоз-нанию живительная идея патриотизма, высочайшей ценности Роди-ны, органично связана с присущей ему ориентированностью на все-мерное укрепление в повседневной жизни начал общности, соседс-кой взаимопомощи и коллективизма. Широкое признание в XVI-XX вв. в Беларуси приобрела знаменитая «громада», являющаяся ос-новным социально-территориальным, социоземельным и социо-культурным общинным объединением жителей деревни.

Именно в этом смысле в начале ХХ в. Я.Купале все белорусы виделись как нация, формирующаяся «у агромістай такой грамадзе», в единстве и сплочённости. Широкое распространение коллективистских ценностей «грома-ды» побуждало людей видеть в подобного рода общинном объеди-нении не только близкий сельский мир, хорошо освоенный и родной до слёз, но и выражение единства более широкого плана, вплоть до осознания единства коренных национальных интересов.

Именно в этом смысле в начале ХХ в. Я.Купале все белорусы виделись как нация, формирующаяся «у агромістай такой грамадзе», в единстве и сплочённости.

Широкое распространение коллективистских ценностей «грома-ды» побуждало людей видеть в подобного рода общинном объеди-нении не только близкий сельский мир, хорошо освоенный и родной до слёз, но и выражение единства более широкого плана, вплоть до осознания единства коренных национальных интересов.

Вместе!  Кобринский р-н.  1934 г. Идея «громады» в белорусском национальном самосознании ор-ганично связана с ценностями «толоки» - совместного коллективного труда членов одной социально, территориальной, чаще всего сосед-ской общины. В «толоке» воплощались существовавшие на протяже-нии многих веков у белорусов обычаи коллективной, бесплатной, добровольной помощи тем, кто по той или иной причине не мог осу-ществить соответствующую работу самостоятельно.

Вместе! Кобринский р-н. 1934 г.

Идея «громады» в белорусском национальном самосознании ор-ганично связана с ценностями «толоки» - совместного коллективного труда членов одной социально, территориальной, чаще всего сосед-ской общины. В «толоке» воплощались существовавшие на протяже-нии многих веков у белорусов обычаи коллективной, бесплатной, добровольной помощи тем, кто по той или иной причине не мог осу-ществить соответствующую работу самостоятельно.

На основании социо-логических исследо-ваний, проведённых в 2003 г., в качестве основного источника существования наз-вали заработную пла-ту: Коллективистская сущность сельской общины теснейшим образом пе-реплетается с трудолюбием. И в народных сказаниях, пословицах, пого-ворках, и в песнях, и в художественной поэзии или прозе – везде вос-славляется созидательный труд – источник всех ценностей, всех радос-тей жизни.

На основании социо-логических исследо-ваний, проведённых в 2003 г., в качестве основного источника существования наз-вали заработную пла-ту:

Коллективистская сущность сельской общины теснейшим образом пе-реплетается с трудолюбием. И в народных сказаниях, пословицах, пого-ворках, и в песнях, и в художественной поэзии или прозе – везде вос-славляется созидательный труд – источник всех ценностей, всех радос-тей жизни.

Белорусочка.  Столинский р-н.  30-е гг. ХХ в. Одной из важнейших традиционных ценностей белорусского на-рода является доброжелательность. Она представляет собой свой-ственные отдельной личности или целой социальной общности (на-циональной, территориальной, социокультурной и т.д.) желание доб-ра другому человеку, другому народу, проявление участия, располо-жения, поддержки другим людям.

Белорусочка. Столинский р-н. 30-е гг. ХХ в.

Одной из важнейших традиционных ценностей белорусского на-рода является доброжелательность. Она представляет собой свой-ственные отдельной личности или целой социальной общности (на-циональной, территориальной, социокультурной и т.д.) желание доб-ра другому человеку, другому народу, проявление участия, располо-жения, поддержки другим людям.

Президенты России В.Путин,  Беларуси А.Лукашенко и Ук-раины Л.Кучма на Междуна-родном фестивале «Славянс-кий базар» в Витебске. 2001 г. В традиционной для белорусского народа ценности доброжела-тельности есть немало общих элементов с толерантностью. Толе-рантность – это такое социальное качество личности и(или) социаль-ной группы, которое характеризует отношение к другому человеку, к другой культуре или религии как к равнодостойному собеседнику, партнёру. Но важно отметить, что понимание и терпимость к чужой точке зрения, политическим, религиозны, научным убеждениям не предполагает отказа от собственных убеждений и жизненных пози-ций.

Президенты России В.Путин, Беларуси А.Лукашенко и Ук-раины Л.Кучма на Междуна-родном фестивале «Славянс-кий базар» в Витебске. 2001 г.

В традиционной для белорусского народа ценности доброжела-тельности есть немало общих элементов с толерантностью. Толе-рантность – это такое социальное качество личности и(или) социаль-ной группы, которое характеризует отношение к другому человеку, к другой культуре или религии как к равнодостойному собеседнику, партнёру. Но важно отметить, что понимание и терпимость к чужой точке зрения, политическим, религиозны, научным убеждениям не предполагает отказа от собственных убеждений и жизненных пози-ций.

Из 10 показателей характеризующих направленность ценностных ориента-ций жителей Беларуси по данным социологического исследования 2003 г. предпочтение ими было отдано следующим: Среди традиционных для белорусов ценностей существенную роль играет самоуважение и независимость личности. В народном ментали-тете высоко ценится стремление человека к утверждению своей неза-висимости, своего гражданского достоинства.

Из 10 показателей характеризующих направленность ценностных ориента-ций жителей Беларуси по данным социологического исследования 2003 г. предпочтение ими было отдано следующим:

Среди традиционных для белорусов ценностей существенную роль играет самоуважение и независимость личности. В народном ментали-тете высоко ценится стремление человека к утверждению своей неза-висимости, своего гражданского достоинства.

Самоуважение неразрывно свя-зано с такой общесоциальной цен-ностью, которой является свобо-да. В настоящее время свобода понимается как возможность бес-препятственного и разносторон-него развития личности, свобод-ной от угнетения, произвола влас-тей, преступных посягательств и ориентированной на служение добру, социальной справедливос-ти, материальному и духовному благосостоянию народа. Брестская крепость-герой…   …«Готов  За тебя до конца я стоять,  Мой народ, моя Родина-мать!»

Самоуважение неразрывно свя-зано с такой общесоциальной цен-ностью, которой является свобо-да. В настоящее время свобода понимается как возможность бес-препятственного и разносторон-него развития личности, свобод-ной от угнетения, произвола влас-тей, преступных посягательств и ориентированной на служение добру, социальной справедливос-ти, материальному и духовному благосостоянию народа.

Брестская крепость-герой… …«Готов За тебя до конца я стоять, Мой народ, моя Родина-мать!»

Одним из традиционных ка-честв, присущих белорусу, как отмечают многие исследовате-ли белорусского этноса, яв-ляется терпение, терпеливость. Под терпением понимают обычно душевное качество че-ловека, чаще всего верующего, на пути самосовершенствова-ния, понимание и принятие все-го происходящего в окружаю-щем мире как должного и необ-ходимого. Оно воспринимается людьми как способность стой-ко и безропотно переносить что-либо неприятное – боль, страдания, лишения и т.п., а также как способность мирить-ся с чем-либо, с существова-нием кого-то, чего-то нежела-тельного. Из цикла «Чёрная быль».  М.Савицкий.

Одним из традиционных ка-честв, присущих белорусу, как отмечают многие исследовате-ли белорусского этноса, яв-ляется терпение, терпеливость. Под терпением понимают обычно душевное качество че-ловека, чаще всего верующего, на пути самосовершенствова-ния, понимание и принятие все-го происходящего в окружаю-щем мире как должного и необ-ходимого. Оно воспринимается людьми как способность стой-ко и безропотно переносить что-либо неприятное – боль, страдания, лишения и т.п., а также как способность мирить-ся с чем-либо, с существова-нием кого-то, чего-то нежела-тельного.

Из цикла «Чёрная быль». М.Савицкий.

Характеризуя особенности белорусского нацио-нального движения, М.Богданович подчёрки-вал: «…для нас отмена национальных право-ограничений – вопрос принципиальный». Вмес-те с тем он обращал внимание на то обстоятель-ство, что народная интеллигенция, составляю-щая ядро этого движения, закладывала в осно-ву своей деятельности «наличность самостоя-тельной белорусской национальности и бело-русской культуры», «никогда не впадала в шо-винизм, не стремилась к умалению прав сосед-них национальностей на всю полноту самостоя-тельного культурного развития. В частности, она приветствует рост как великорусской, так и польской культуры в крае, добиваясь лишь то-го, чтобы этот рост не имел своей основой де-национализацию белорусского народа». (Богданович М. «На белорусские темы»).

Важная особенность белорусского национального характера зак-лючается в том, что терпение в нём взаимосвязано с решительным неприятием, нетерпимостью ко всякому гнёту, т.е. насильственному воздействию сильного, богатого на более слабого, бедного. Особен-но активно белорусы выступали против социального и националь-ного угнетения, о чём свидетельствует, в частности, восстание 1863-1864 гг. под руководством К.Калиновского.

Среди традиционный ценностей, высоко ценимых белорусским наро-дом, очень важное место занимает справедливость. Справедливость – это общий принцип, в соответствии с которым индивиды и социальные группы должны получать то, что они заслуживают. Справедливость в нравственном аспекте  в правовом аспекте формальное равенство, одинаковость равенство различных индивидов в  для всех требований, правил, норм,  их притязаниях быть счастливыми  (хотя бы благополучными) и законов, посредством которых обладать необходимыми для этого приравниваются друг к другу все  благами  граждане как равные субъекты права

Среди традиционный ценностей, высоко ценимых белорусским наро-дом, очень важное место занимает справедливость. Справедливость – это общий принцип, в соответствии с которым индивиды и социальные группы должны получать то, что они заслуживают.

Справедливость

в нравственном аспекте

в правовом аспекте

формальное равенство, одинаковость

равенство различных индивидов в

для всех требований, правил, норм,

их притязаниях быть счастливыми

(хотя бы благополучными) и

законов, посредством которых

обладать необходимыми для этого

приравниваются друг к другу все

благами

граждане как равные субъекты права

Важное ценностное зна-чение в восприятии и разви-тии духовных традиций на-рода имеет осознание при-надлежности белорусов к христианской цивилизации. Точнее говоря к её восточ-ноевропейской ветви. В тра-диционных ценностях бело-русского народа воплоти-лись основные ветви хрис-тианского миропонимания – православие и католичест-во, их общие фундаменталь-ные принципы. Именно на мировоззренческом фунда-менте христианства возник-ли главные черты белорус-ского национального харак-тера. Икона.  А.Исачёв.

Важное ценностное зна-чение в восприятии и разви-тии духовных традиций на-рода имеет осознание при-надлежности белорусов к христианской цивилизации. Точнее говоря к её восточ-ноевропейской ветви. В тра-диционных ценностях бело-русского народа воплоти-лись основные ветви хрис-тианского миропонимания – православие и католичест-во, их общие фундаменталь-ные принципы. Именно на мировоззренческом фунда-менте христианства возник-ли главные черты белорус-ского национального харак-тера.

Икона. А.Исачёв.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!