СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Траектория высшего образования в ссср

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Траектория высшего образования в ссср»

Положение высшей школы в 1960-е – первой половине 1980-х годов.

Аннотация. Статья посвящена развитию советского высшего образования, привлекающее внимание к себе как своими успехами, так и некоторыми нерешенными проблемами. Историография советского времени позволяет проанализировать реальное состояние высшей школы. В условиях социализма ярко проявился потенциал высшей школы в деле ускорения социально-экономического, научно-технического и культурного процесса.

Ключевые слова. Высшее образование, изменения, научно-технический прогресс, специалист


The position of higher education in the 1960s - first half of the 1980s.

Abstract. The article is devoted to the development of Soviet higher education, which attracts attention both for its success and for some unsolved problems. The historiography of the Soviet era allows us to analyze the real state of higher education. Under the conditions of socialism, the potential of higher education in accelerating the socio-economic, scientific, technical and cultural process was clearly manifested

Key words. Higher education, changes, scientific and technological progress, specialist


Одним из ведущих качественных факторов прогресса является высшее образование, так как его развитие в значительной мере определяет научно-технический и культурный потенциал общества.

Производство, основанное на знании, и развитие общества формируют новый, быстро меняющийся рынок интеллектуального труда. Потому как от вузов требуется постоянное изменение и совершенствование образовательных программ и технологий, обновление оборудования, повышение квалификации преподавателей, развитие науки, они должны адекватно реагировать на вызовы внешней среды, переходить на инновационный путь развития, следовать за рынком, а в ряде случаев самим его формировать. Образование выполняет совершенно особую социальную роль, определяя самым непосредственным образом долговременную перспективу реализации демократического обустройства общества.

Говоря о раскрытии, характерных чертах социально-экономического развития общества зрелого социализма, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев неоднократно отмечал растущую зависимость темпов продвижения нашей страны к коммунизму от интеллектуального потенциала общества, от успехов в области образования и науки.

Образованию принадлежит важное место в решении главных социальных проблем – ликвидации существенных различий между умственным и физическим трудом, стиранию граней между городом и деревней. «Эти проблемы социального развития, - указывал Л.И. Брежнев, - решаются многими путями – техническим перевооружением сельскохозяйственного труда, механизацией и автоматизацией промышленного производства, мерами, направленными на повышение благосостояния трудящихся масс и сокращение рабочего дня. Но важнейшее значение имеет также новый подъем образованности и культуры народа. И в этом большом деле наше общество прежде всего опирается на школу..»[1, с.225].

Основные задания по развитию высшего образования на 1966-1970 годы были установлены Директивами XXIII съезда КПСС, которые предусматривали подготовить за пятилетие примерно 7 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием, или на 65% больше, чем в 1961-1965 годах.[2, с.3]

Делом общегосударственного значения стало в период развертывания коммунистического строительства увеличение научного потенциала высшей школы, ее вклада в научно-технический прогресс. Высшее образование в СССР осуществлялось университетами, академиями, институтами, заводами-втузами, консерваториями и другими видами вузов.

На деле, к концу 1980-х гг. в СССР действовало около 900 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 5 млн. студентов. Ежегодно вузы направляли в трудовые коллективы более 850 тыс. своих выпускников. На 1000 человек, занятых в народном хозяйстве СССР, 883 работника (по данным на 1986 г.) имели высшее и среднее (полное и неполное) образование, тогда как в 1939 г. их численность была равна 135).

Выдвигая комплексный подход в центр практической деятельности по совершенствованию высшего образования, постановление 1979г. «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» выдвигает узловые участки работы, продвижение на которых имеет наиболее важное значение в дальнейшем увеличении вклада вузов в ускорение темпов коммунистического строительства.[3] Во-первых, это всестороннее улучшение качества профессиональной подготовки и идейно-политического воспитания специалистов. Во-вторых, задача добиться полного и устойчивого удовлетворения потребностей в специалистах всего народного хозяйства. В-третьих, вызвана необходимость совершенствования высшего образования в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке и в Нечерноземной зоне РСФСР, развитие учебно-материальной базы этих районов. Объединяя это, сутью программы в сфере высшего образования стало как поднятие эффективности взаимодействия высшей школы с народнохозяйственным комплексом страны, так и добиться еще более активного участия высших учебных заведениях в решениях всех задач, выдвинутых партией.

В 80-е годы выпуск специалистов по своим масштабам приблизился к потребностям народного хозяйства. С 1949 по 1979 гг. доля инженеров выросла с 22 до 49% общего выпуска. По моему мнению можно сказать, что в советской системе понятие «вал» являлось определяющим не только в экономике.

В так называемый «застойный период» по количеству врачей СССР был на первом месте в мире – более 1,2 млн., однако их профессиональный уровень оставлял желать лучшего. Анализ литературы 1980-х гг. показывает, что общество оказалось перед проблемой недостаточной компетентности специалистов. Проведенная профессором Ю.Д. Красниковым тестовая проверка среди лиц, окончивших различные технические вузы, показала, что 42 % опрошенных на имели элементарных знаний по физике, химии, сопромату, не могли выполнить элементарных действий с дробными числами, определить площадь круга, треугольника и трапеции, 90-95% электриков не знали закон Ома, 90-95% механиков не знали, как рассчитать болт на растяжение, 50% опрошенных не знали названий столиц союзных республик, не могли назвать фамилии писателей Англии, Франции, Германии, не знали произведений русских и советских писателей и поэтов, 10% опрошенных не смогли ответить ни на один из 25 простейших вопросов теста. При этом руководящий состав на вопросы теста отвечал существенно хуже, чем среднестатистический специалист.[4, с.538]

Именно этот период отчетливо проявили себя две тенденции в развитии отечественного образования. Сторонники первой рассматривали сферу образования как сферу лишь потребляющую национальный доход, не участвующую в его создании, словом эта точка зрения составляла основу так называемого остаточного принципа финансирования образования. Сторонники второй доказывали высокую эффективность вложений в образование. Победила первая тенденция и, вследствие, монопольно владея образованием, государство методично стало сокращать расходы на его развитие. Постепенно в обществе формировалось тройное отчуждение: образования от государства, ученика от школы, учителя от ученика, преподавателя от студента. Обесценивавшееся образование обесценивало культуру, духовность, коллективность.

Если в 1970 г. каждый второй окончивший школу, стремился продолжить образование в вузе, то в 1980 г. - только каждый третий. Когда потребности народного хозяйства в специалистах были удовлетворены, то в полном соответствии с той ролью, которая отводилась высшей школе («кузнице кадров»), с 80-х годов началось еще и плановое сокращение контингента студентов. В 1980 г. общий контингент студентов вузов составлял 3045,8 тыс. человек, в 1985 г. уже – 2966 тыс., 1990 - 2824,5 тыс.[5, с.16]

В.П. Елютин констатирует, что высшая школа к 80-м гг. располагает всеми необходимыми предпосылками для успешного решения созидательных задач, выдвинутых перед ней зрелым социалистическим обществом.

Высшая школа на тот момент, можно сказать, одна из крупнейших непроизводственных отраслей народного хозяйства страны.

Студенчество во всем мире является значительной по численности и быстро растущей общественной группой. Число студентов в вузах СССР за исследуемый 20-ти летний период увеличилось вдвое, а общее количество специалистов с высшим образованием в стране – втрое. По числу студентов (196 человек на 10 тыс. населения)[6, с.134] страна опережала развитые капиталистические страны, а ведь все это огромный интеллектуальный потенциал общества, который за был еще на 10 млн. специалистов.

На мой взгляд, высшее образование, как, впрочем, и образование вообще, - это сложный системный объект, как с точки зрения своей внутренней структуры, так и с позиций взаимодействия с другими системами, которые образуют социальную сферу. То есть высшее образование – это элемент социальной сферы, социальный институт. Оно осуществляет процесс передачи и усвоения знаний. Но, как известно, это процесс происходит в обществе, вырастает из его потребности, и служит удовлетворению этой потребности.

Стоит отметить, что существенное влияние оказывает высшая школа на развитие социальной структуры советского общества. Высшие учебные заведения к 1980-м гг. обеспечивают не только абсолютное, но и относительное увеличение численности советской научно-технической интеллигенции, темпы роста которой в последние годы выделенного периода, как отмечалось на ХХIVсъезде КПСС, стали превосходить в стране темпы роста всех других социальных групп.



Список использованной литературы и источников

  1. Брежнев Л.И. Речь на Всесоюзном съезде учителей 4 июня 1968 г. // Ленинским курсом, т. 2. М., 1970, с. 225.

  2. Елютин В.П. Советская высшая школа накануне партийного съезда // Вестник высшей школы. 1971. №3. с.3.

  3. Комсомол в вузе. М., 1981

  4. Зайцев Ю.В. Народное образование и будущее общества // Драма обновления. М., 1990. С.538

  5. Мусиенко Т.В. Деятельность КПСС по формированию социалистического образа жизни советской молодежи в начале 70-х- сер.80-х гг. ХХ в. (анализ советологических интерпретаций). Л., 1988. С.16.

  6. Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981. С. 134